ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по химии в 8 классах проводится в форме контрольной работы.
Контрольно-измерительный материал составлен на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
2. Рабочая программа по химии 8-9 класс, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 27.06.2015 № 358-п (в редакции, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 28.03.2016 №180-п)
Преподавание биологии в 8-х классах проводится по программе на основе авторской программы О.С.
Габриеляна «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». (издательство Дрофа). Цель проведения контрольной работы: проверка предметных компетенций по биологии за курс 8 класса общеобразовательной школы.
Работа содержит четыре варианта заданий. Каждый вариант работы состоит из 4-х заданий:
● Задание 1 – атомы химических элементов, Периодический закон Д.И. Менделеева
● Задание 2 – составление уравнений ионного обмена, реакции, протекающие в растворах
● Задание 3 – осуществление цепи превращения: химические свойства основных классов неорганической химии, типы химических реакций и условия их протекания.
● Задание 4 - решение расчетных задач (понятия относительная атомная и молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, массовая и объемная доля элемента)
Дополнительные материалы и оборудование Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов, непрограммируемый калькулятор.
Основные умения и способы действия.
1. Знать и понимать важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы.
2. Уметь называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам, характеризовать расположение химических элементов в периодической системе, составлять электронные схемы и формулы, находить расположение элемента в периодической системе.
3. Характеризовать изменение свойств элементов по расположению в периодической системе.
4. Объяснять зависимость свойств веществ от состава и строения, изученных явлений
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На выполнение работы отводится 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
За верное выполнение задания 1 обучающийся получает 4 балла.
За верное выполнение задания 2 обучающийся получает 6 баллов
За верное выполнение задания 3 обучающийся получает 10 баллов
За верное выполнение задания 4 обучающийся получает 10 баллов
Если в задании допущена ошибка, количество баллов снижается.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 30 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 10 |
11-21 |
22-26 |
27-30 |
1. Промежуточная аттестация состоит из четырех заданий .
2. На выполнение промежуточной аттестации отводится 45 минут.
3. При выполнении 1 задания можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева; при выполнении 2 задания используйте таблицу растворимости солей, кислот и оснований; при выполнении 3 задания каждое уравнение реакций должно иметь нумерацию и писаться с новой строки; при выполнении 4 задания разрешается использование не программируемого калькулятора, обязательным является наличие дано, решения, четко сформулированного ответа
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Вариант 1.
1. (4 балла) Составьте электронную формулу атома химического элемента № 16, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулу высшего оксида.
2. (6 баллов) Спрогнозируйте продукты реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции в молекулярном уравнении. Составьте молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнения:
FeCl3 + NaOH →
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2
4. (10 баллов) При взаимодействии 150 г. нитрата серебра (AgNO3) c 50 г. соляной кислоты, образовался осадок. Определите массу осадка.
Вариант 2.
1. (4 балла) Составьте электронную формулу атома химического элемента № 19, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулу высшего оксида.
2. (6 баллов) Спрогнозируйте продукты реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции в молекулярном уравнении. Составьте молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнения:
Na2SiO3 + HCl →
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
Al → Al2O3 →AlCl3 → Al(OH)3 →Al2O3
4. (10 баллов) При взаимодействии 150 г. сульфата меди (CuSO4) c 50 г. гидроксида натрия, образовался осадок. Определите массу осадка.
Вариант 3.
1. (4 балла) Составьте электронную формулу атома химического элемента № 17, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулу высшего оксида.
2. (6 баллов) Спрогнозируйте продукты реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции в молекулярном уравнении. Составьте молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнения:
NiCl2 + KOH →
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
S → SO2 → Na2SO3 → H2SO3 → SO2
4. (10 баллов) При взаимодействии 100 г. нитрата магния (Mg(NO3)2) c 30 г. серной кислоты, образовалась соль. Определите массу получившейся соли.
Вариант 4.
1. (4 балла) Составьте электронную формулу атома химического элемента № 20, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулу высшего оксида.
2. (6 баллов) Спрогнозируйте продукты реакции, дайте названия исходным веществам и продуктам реакции в молекулярном уравнении. Составьте молекулярное, полное ионное и краткое ионное уравнения:
Pb(NO3)2 + H2SO4 →
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
Zn → ZnO →ZnCl2 → Zn(OH)2 →ZnO
4. (10 баллов) При взаимодействии 110 г. сульфата никеля (NiSO4) c 30 г. гидроксида натрия, образовался осадок. Определите массу осадка.
КЛЮЧ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ 8 КЛАССА
Вариант 1.
1. (4 балла)
S + 16 – 1s22s22p63s23p4
Протонов p+ = 16, нейтронов n0 = 16 и электронов е- = 16. Формула высшего оксида – SO3
2. (6 баллов)
FeCl3 + 3NaOH → 3NaCl + Fe(OH)3↓
хлорид гидроксид хлорид натрия гидроксид
железа (III) натрия железа (III)
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- → 3Na+ + Cl- + Fe(OH)3↓
Fe3+ + 3OH- → Fe(OH)3↓
3. (10 баллов)
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2
кремний кислород оксид кремния
оксид гидроксид силикат вода
кремния натрия натрия
силикат серная кремневая сульфат
натрия кислота кислота натрия
кремневая оксид вода
кислота кремния
4. (10 баллов)
Дано: m( AgNO3) = 150 гр. m(HCl) = 50 гр.
|
Решение: AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl↓ нитрат соляная азотная хлорид серебра кислота кислота серебра n= m/M n( AgNO3) = 150 г/170 г/моль = 0,88 моль - недостаток n(HCl) = 50 г/36,5 г/моль = 1,37 моль - избыток
n(AgCl) = 0,88 моль
m= n*M m(AgCl) = 0,88 моль*143,5 г/моль = 126, 28 г
Ответ: m(AgCl) = 126, 28 г
|
m(осадка) - ? |
Вариант 2.
1. (4 балла)
К + 19 – 1s22s22p63s23p64s1
Протонов p+ = 19, нейтронов n0 = 20 и электронов е- = 19. Формула высшего оксида – K2O
2. (6 баллов)
Na2SiO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SiO3↓
силикат соляная хлорид кремневая
натрия кислота натрия кислота
2Na+ + SiO32- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2SiO3↓
SiO32- + 2H+ → H2SiO3↓
Al → Al2O3 →AlCl3 → Al(OH)3 →Al2O3
алюминий кислород оксид алюминия
оксид соляная хлорид вода
алюминия кислота алюминия
хлорид гидроксид гидроксид хлорид
алюминия натрия алюминия натрия
гидроксид оксид вода
алюминия алюминия
4. (10 баллов)
Дано: m( CuSO4) = 150 гр. m(NaOH) = 50 гр.
|
Решение: CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ сульфат гидроксид сульфат гидроксид меди натрия натрия меди n= m/M n(CuSO4) = 150 г/159,5 г/моль = 0,94 моль - недостаток n(NaOH) = 50 г/40 г/моль = 1,25 моль - избыток
n(Cu(OH)2) = 0,94 моль
m= n*M m(Cu(OH)2) = 0,94 моль*97,5 г/моль = 91,65 г
Ответ: m(Cu(OH)2) = 91,65 г
|
m(осадка) - ? |
Вариант 3.
1. (4 балла)
Cl + 17 – 1s22s22p63s23p5
Протонов p+ = 17, нейтронов n0 = 18 и электронов е- = 17. Формула высшего оксида – Cl2O7
2. (6 баллов)
NiCl2 + 2KOH → 3КCl + Ni(OH)2↓
хлорид гидроксид хлорид калия гидроксид
никеля(II) калия никеля (II)
Ni2+ + 2Cl- + 2K+ + 2OH- → 2К+ + 2Cl- + Ni(OH)2↓
Ni2+ + 2OH- → Ni(OH)2↓
3. (10 баллов)
S → SO2 → Na2SO3 → H2SO3 → SO2
сера кислород оксид кремния
оксид гидроксид сульфит вода
серы натрия натрия
сульфит соляная сернистая хлорид
натрия кислота кислота натрия
сернистая оксид вода
кислота серы
4. (10 баллов)
Дано: m(Mg(NO3)2) = 100 гр. m(H2SO4) = 30 гр.
|
Решение: Mg(NO3)2 + H2SO4 = 2HNO3 + Мg SO4 нитрат серная азотная сульфат магния кислота кислота магния n= m/M n(Mg(NO3)2) = 100 г/148 г/моль = 0,67 моль - избыток n(H2SO4) = 30 г/98 г/моль = 0,30 моль - недостаток
n(Мg SO4) = 0,30 моль
m= n*M m(Мg SO4) = 0,30 моль*120 г/моль = 36 г
Ответ: m(Мg SO4) = 36 г
|
m(соли) - ? |
Вариант 4.
1. (4 балла)
Са + 20 – 1s22s22p63s23p64s2
Протонов p+ = 20, нейтронов n0 = 20 и электронов е- = 20. Формула высшего оксида – СаO
2. (6 баллов)
Pb(NO3)2 + H2SO4 → 2HNO3 + PbSO4↓
нитрат серная азотная сульфат
свинца кислота кислота свинца
Pb2+ +2NO3- + 2H+ + SO42-→ 2H+ + 2NO3- + PbSO4↓
Pb2+ + SO42-→ PbSO4↓
Zn → ZnO →ZnCl2 → Zn(OH)2 →ZnO
цинк кислород оксид цинка
оксид соляная хлорид вода
цинка кислота цинка
хлорид гидроксид гидроксид хлорид
цинка натрия цинка натрия
гидроксид оксид вода
цинка цинка
4. (10 баллов)
Дано: m(NiSO4) = 110 гр. m(NaOH) = 30 гр.
|
Решение: NiSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Ni(OH)2↓ сульфат гидроксид сульфат гидроксид никеля натрия натрия никеля n= m/M n(NiSO4) = 110 г/155 г/моль = 0,71 моль - недостаток n(NaOH) = 50 г/30 г/моль = 1,67 моль - избыток
n(Ni(OH)2) = 0,71 моль
m= n*M m(Ni(OH)2) = 0,71 моль*93 г/моль = 66,03 г
Ответ: m(Ni(OH)2) = 66,03 г
|
m(осадка) - ? |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.