ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточная аттестация по химии в 9 классах проводится в форме контрольной работы.
Контрольно-измерительный материал составлен на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
2. Рабочая программа по химии 8-9 класс, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 27.06.2015 № 358-п (в редакции, утвержденной приказом МБОУ «Средняя школа №10» от 28.03.2016 №180-п)
Преподавание биологии в 9-х классах проводится по программе на основе авторской программы О.С.
Габриеляна «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». (издательство Дрофа). Цель проведения контрольной работы: проверка предметных компетенций по биологии за курс 9 класса общеобразовательной школы.
Работа содержит два варианта заданий. Каждый вариант работы состоит из 4-х заданий:
· Задание 1 – атомы химических элементов, Периодический закон Д.И. Менделеева
· Задание 2 – составление окислительно-восстановительной реакции, понятия степень окисления, элемент окислитель, элемент восстановитель
· Задание 3 – осуществление цепи превращения: химические свойства основных классов неорганической химии, типы химических реакций и условия их протекания.
· Задание 4 - решение расчетных задач (понятия относительная атомная и молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, массовая и объемная доля элемента)
Дополнительные материалы и оборудование Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов, непрограммируемый калькулятор.
Основные умения и способы действия.
1. Знать и понимать важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы.
2. Уметь называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам, характеризовать расположение химических элементов в периодической системе, составлять электронные схемы и формулы, находить расположение элемента в периодической системе.
3. Характеризовать изменение свойств элементов по расположению в периодической системе.
4. Объяснять зависимость свойств веществ от состава и строения, изученных явлений
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
На выполнение работы отводится 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
За верное выполнение задания 1 обучающийся получает 4 балла.
За верное выполнение задания 2 обучающийся получает 6 баллов
За верное выполнение задания 3 обучающийся получает 10 баллов
За верное выполнение задания 4 обучающийся получает 10 баллов
Если в задании допущена ошибка, количество баллов снижается.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 30 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 10 |
11-21 |
22-26 |
27-30 |
1. Промежуточная аттестация состоит из четырех заданий.
2. На выполнение промежуточной аттестации отводится 45 минут.
3. При выполнении 1 задания можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; при выполнении 2 задания вспомните алгоритм составления ОВР; при выполнении 3 задания каждое уравнение реакций должно иметь нумерацию и писаться с новой строки; при выполнении 4 задания разрешается использование не программируемого калькулятора, обязательным является наличие дано, решения, четко сформулированного ответа
ЖЕЛАЕМ
УСПЕХА!
Вариант 1.
1. (4 баллов) Определите химический элемент по электронной формуле 1s22s22p63s23p3, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулы высших оксидов и летучих водородных соединений, укажите наивысшую и наименьшую степень окисления.
2. (6 баллов) Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, укажите окислитель и восстановитель.
SnCl2 + K2Cr2O7 + HCl = SnCl4 + CrCl3 + KCl + H2O
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si → Mg2Si
4. (10 баллов) При взаимодействии 150 г. нитрата серебра (AgNO3) c 50 г. раствора соляной кислоты, образовался осадок. Определите массу осадка.
Вариант 2.
1. (4 баллов) Определите химический элемент по электронной формуле 1s22s22p63s23p6, укажите количество протонов (p+), нейтронов (n0) и электронов (е-). Составьте формулы высших оксидов и летучих водородных соединений, укажите наивысшую и наименьшую степень окисления.
2. (6 баллов) Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции, укажите окислитель и восстановитель.
Na2SO3 + KMnO4 + H2O = Na2SO4 + MnO2 + KOH
3. (10 баллов) Осуществите превращение, укажите условия протекания реакций. Дайте названия исходным веществам и продуктам реакции:
Al → Al2O3 →AlCl3 → Na[Al(OH)4] → Al(NO3)2 → Al(OH)3 →Al2O3
4. (10 баллов) При взаимодействии 150 г. сульфата меди (CuSO4) c 50 г. раствора гидроксида натрия, образовался осадок. Определите массу осадка.
КЛЮЧ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ 9 КЛАССА
Вариант 1.
1. (4 балла)
Формуле 1s22s22p63s23p3 соответствует элемент № 15 Р (фосфор)
Протонов p+ = 15, нейтронов n0 = 16 и электронов е- = 15. Формула высшего оксида – Р2O5
2. (6 баллов)
Sn+2Cl2- + K2+Cr2+6O7-2 + H+Cl- = Sn+4Cl4- + Cr+3Cl3- + K+Cl- + H2+O-2
|
||||
|
Sn+2 - 2e → Sn+4 |
6 |
3 |
- восстановитель |
|
Cr+6 + 3e → Cr+3
|
2 |
- окислитель |
|
3SnCl2 + K2Cr2O7 + 14HCl = 3SnCl4 + 2CrCl3 + 2KCl + 7H2O
|
3. (10 баллов)
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si → Mg2Si
1. Si + O2 = SiO2
кремний кислород оксид кремния
2. SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O
оксид гидроксид силикат вода
кремния натрия натрия
3. Na2SiO3 + H2SO4 = H2SiO3 + Na2SO4
силикат серная кремневая сульфат
натрия кислота кислота натрия
4. H2SiO3 = SiO2 + H2O
кремневая оксид вода
кислота кремния
5. SiO2 + 2С = 2СО + Si
оксид углерод оксид кремний
кремния углерода
6. Si + 2Мg= Mg2Si
кремний магний силицид
магния
4. (10 баллов)
Дано: m( AgNO3) = 150 гр. m(HCl) = 50 гр.
|
Решение: AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl↓ нитрат соляная азотная хлорид серебра кислота кислота серебра n= m/M n( AgNO3) = 150 г/170 г/моль = 0,88 моль - недостаток n(HCl) = 50 г/36,5 г/моль = 1,37 моль - избыток
n(AgCl) = 0,88 моль
m= n*M m(AgCl) = 0,88 моль*143,5 г/моль = 126, 28 г
Ответ: m(AgCl) = 126, 28 г
|
m(осадка) - ? |
Вариант 2.
1. (4 балла)
Формуле 1s22s22p63s23p6 соответствует элемент № 18 Ar (аргон)
Протонов p+ = 18, нейтронов n0 = 22 и электронов е- = 18.
2. (6 баллов)
Na+2S+4O-23 + K+Mn+7O-24 + H+2O-2 = Na+2S+6O-24 + Mn+4O-22 + K+O-2H+
|
||||
|
S+4 - 2e → S+6 |
6 |
3 |
- восстановитель |
|
Mn+7 + 3e → Mn+4
|
2 |
- окислитель |
|
3Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O = 3Na2SO4 + 3MnO2 + 2KOH
|
3. (10 баллов)
Al → Al2O3 →AlCl3 → Na[Al(OH)4] → Al(NO3)3 → Al(OH)3 →Al2O3
1. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
алюминий кислород оксид алюминия
2. Al2O3 + 6HСl = 2AlCl3 + 3H2O
оксид соляная хлорид вода
алюминия кислота алюминия
3. AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl
хлорид гидроксид гидроксид хлорид
алюминия натрия алюминия натрия
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
гидроксид гидроксид тетрагидроксоалюминат
алюминия натрия натрия
4. Na[Al(OH)4] + 4HNO3= Al(NO3)3 + NaNO3 + 4H2O
тетрагидроксоалюминат азотная нитрат нитрат вода
натрия кислота алюминия натрия
5. Al(NO3)3 + NaOH = Al(OH)3 + NaNO3
нитрат гидроксид гидроксид нитрат
алюминия натрия алюминия натрия
6. Al(OH)3 = Al2O3 + H2O
гидроксид оксид вода
алюминия алюминия
4. (10 баллов)
Дано: m( CuSO4) = 150 гр. m(NaOH) = 50 гр.
|
Решение: CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ сульфат гидроксид сульфат гидроксид меди натрия натрия меди n= m/M n(CuSO4) = 150 г/159,5 г/моль = 0,94 моль - недостаток n(NaOH) = 50 г/40 г/моль = 1,25 моль - избыток
n(Cu(OH)2) = 0,94 моль
m= n*M m(Cu(OH)2) = 0,94 моль*97,5 г/моль = 91,65 г
Ответ: m(Cu(OH)2) = 91,65 г
|
m(осадка) - ? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.