В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
ПРОПАГАНДА ЗНАНИЙ О ПЕРВОЦВЕТАХ
Как показали социологические исследования, наиболее далекими от
природоохранных проблем являются люди в возрасте от 20 до 40 лет – это
родители нынешних школьников. Поэтому, просвещая детей, мы опосредованно
можем решить задачу просвещения их родителей.
Прежде всего, нужна работа информационного характера: необходимо
освещать самые важные сведения о первоцветах:
– роль раннецветущих растений в природе;
– бессмысленность их покупки (ведь в домашнем тепле их ждет быстрая
гибель);
– своей покупкой мы провоцируем браконьеров (если перестанем покупать,
их перестанут продавать, а значит, и срывать);
– возможность замены первоцветов другими цветущими растениями, рвать
которые можно, не нанося ущерба природе.
(Например, покупая букеты из садовых цветов и веток мимозы или украшая
интерьер квартиры композициями из сухоцветов, расписными изделиями
народного декоративноприкладного искусства Гжели, Хохломы, Жостова.
Наконец, просто выращивая комнатные растения в горшках на подоконнике.)
Информацию о первоцветах можно распространять несколькими различными
способами:
– устно с помощью школьников (но потом нужно обязательно провести
контрольное анкетирование детей);
– через средства массовой информации;
– прочесть доклад на общешкольном массовом мероприятии;
– сделать сообщения на родительских собраниях с помощью классных
руководителей или преподавателя биологии;
– распространить с помощью школьников листовки «Помоги спасти!»,
выполненные и проиллюстрированные детьми.
Текст обращения может быть напечатан, а рисунки лучше всего ребятам
нарисовать на обороте листовки вручную, фломастерами или цветными
карандашами.
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «ЕСЛИ НЕ ТЫ, ТО КТО ЖЕ?»
На уроках и занятиях кружков следует подробно рассказать детям о
раннецветущих растениях местной флоры и других регионов страны, ихособенностях, роли в природе и значении для почвы, других растений, для
животных. Поведать детям мифы и легенды о цветах. Объяснить, какая
серьезная опасность цветам угрожает, и затем обратиться к ребятам за помощью.
Нужно обязательно подчеркнуть важность участия школьников в спасении
цветов, дети должны почувствовать серьезность этой миссии и свою
сопричастность.
Из внеклассных мероприятий наиболее эффективными будут:
– демонстрация «Красной книги Волгоградской области», т. 2, «Растения и
грибы», Волгоград, 2006 (или книги Брылева В. А. «Редкие и охраняемые
растения и животные Волгоградской области», Волгоград, 1992);
– демонстрация гербарных материалов;
– демонстрация открыток, иллюстраций из книг и журналов, плакатов с
изображениями раннецветущих растений нашего края;
– конкурс рефератов «Мой любимый первоцвет»;
– конкурс детских рисунков и экологических плакатовлистовок «Помоги
спасти подснежник!» (см. Приложение 1);
– конкурс школьных стенгазет «Поможем вестникам весны!»;
– анкетирование детей и их родителей (см. Приложение 2);
– кружковая и общешкольная викторина (с призами!) «Наши первоцветы»
(вопросы викторины см. в Приложении 3);
– включить тему о первоцветах в программу общешкольных праздников
«День Земли», «День воды», «День птиц» в виде концертных номеров (например,
стихов о цветах), подготовленных детьми;
– продемонстрировать открытки, иллюстрации из книг и журналов, плакаты
«Зеленой орбиты» с первоцветами.
Такие мероприятия имеют большое воспитательное значение и способствуют
экологическому просвещению детей и их родителей, формируют у ребят
ответственное отношение к охране родной природы и практическому участию в
ее защите, в природоохранных акциях.
Проводить внеклассную работу с детьми и их родителями следует не только
весной, но и в течение всего учебного года.
В апреле на пришкольных участках следует организовать обустройство
альпинария или клумбы с полевыми и садовыми первоцветами, снабдив посадки
табличкамиуказателями.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Необходимо размножить иллюстративные материалы о местных
раннецветущих растениях в виде плакатов, буклетов, листовок, чтобы все
понимали, о каких, собственно, растениях идет речь.
2. Разработать методические рекомендации по работе со школьниками для
преподавателей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного
образования детей, в которых подробно осветить самые важные сведения о
первоцветах – предельно четко, кратко и достаточно популярным, доступным
для детей языком.
3. За финансовой поддержкой акции можно обратиться к депутатам
Городской думы и в городскую администрацию, так как в городском бюджете
предусмотрена соответствующая статья расходов.
4. Организовать конкурс на лучшую методическую разработку по
первоцветам среди преподавателей биологии в школах и других образовательных
учреждениях с последующей публикацией в средствах массовой информации
или тиражированием в экологическом центре.
5. Организовать областной детский конкурс на лучшее сочинение,
экологическую сказку, рисунок, листовку, плакат о первоцветах.
6. Провести с детьми экскурсиюрейд по рынкам города с целью
ознакомления с раннецветущими растениями, а в случае обнаружения торговли
полевыми цветами – привлечения милиции, имеющей на этот случай
соответствующие инструкции.
7. Организовать обмен опытом в работе по спасению первоцветов с другими
станциями
профильными учреждениями,
натуралистов, природными парками, общеобразовательными учреждениями (см.
Приложение 1).
экологическими центрами,ОБРАЩЕНИЕ К ВОЛГОГРАДЦАМ
«ПОМОГИ СПАСТИ»
Приложение 1
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты, и –
Не станет красоты!
Т. Собакин
Первоцветы! Первые вестники весны! Они прекрасны тем, что так
трогательно милы после зимних холодов, они такие хрупкие и нежные!
В природе цветов осталось очень мало и скоро не останется совсем изза
корыстного и бездумного к ним отношения. И виноваты в том не только те, кто
продает их, но и все мы. Ведь их не станут продавать, если никто не будет
покупать! А мы покупаем…
Приобретая маленький букетик ландышей или полевых тюльпанов, ты
будешь виноват в том, что твои дети и внуки уже не смогут их увидеть!
Помни: цветы изпод снега в теплой квартире сразу завянут! А их луковицы,
научившись сохранять питательные запасы от весны до весны, без своего цветка
погибнут, умрут, не успев дать семена.
Сохрани полевые цветы для будущих поколений! Вырасти у себя в саду, на
даче, на балконе садовые цветы! Им не грозит опасность исчезновения! Их
можно срезать для букета и смело покупать на рынке или в магазине.
Наша небогатая степная растительность несет невосполнимые потери,
скудеет на глазах! Не забывай, какая ей грозит страшная опасность – опасность
опустынивания! Вспомни судьбу Аральского моря! Ведь именно человек виновен
в его гибели! И он сурово наказан за это: цветущий край превратился в мертвую
пустыню!
Так не допустим же превращения наших родных степей в пыльные унылые
барханы!
Юные экологи кружка «Волшебницаприрода»Иллюстрированная сторона листовки
ПРОЛЕСКА
(детский рисунок)
КОЗЕЛЕЦ
(детский рисунок)
ПРОСТРЕЛ
(детский рисунок)
ЛАНДЫШ
(детский рисунок)
СПАСЕМ
ПЕРВОЦВЕТЫ!
Дерево, трава
и птица
Не умеют сами
защититься!
Если будут
уничтожены они,
На планете мы
останемся одни!
АДОНИС
(детский рисунок)
ПРИМУЛА
(детский рисунок)
КУПЕНА
РЯБЧИК
(детский рисунок)
(детский рисунок)АНКЕТА
Приложение 2
1. Какие полевые первоцветы ты знаешь? (Гусиный лук, примула, пролеска,
хохлатка, матьимачеха, козелец, ирис, ландыш, рябчик, тюльпан,
ветреница, фиалка и др.)
2. Какие сведения о первоцветах тебе известны? (Их нельзя рвать и
покупать, потому что:
– в природе их осталось очень мало;
– они необходимы другим растениям, животным;
– они недолговечны, в теплой комнате сразу завянут;
– если не покупать их, то продавцы и рвать больше не будут;
– обо всем этом очень важно рассказать всем знакомым.)
3. С кем из родных и близких ты говорил о необходимости спасения полевых
первоцветов? (С родителями? Знакомыми? Друзьями?)
4. Встревожило ли их твое сообщение? (Да, нет.)
5. Как откликнулись на твое сообщение? Согласились ли тебе помочь? (Да,
нет.)
6. Твой самый любимый полевой цветок? (Это весенний цветок? Осенний?
Летний?)
7. Любимый цветок твоей мамы? (Полевой он или садовый?)
8. Какие цветы можно рвать и покупать? (Специально выращенные для
этого садовые и оранжерейные растения.)
ВИКТОРИНА
Приложение 3
1. Самые ранние городские дикорастущие травы? (Гусиный лук и одуванчик,
чистотел.)
2. Самый распространенный и долго цветущий первоцвет? (Одуванчик.)
3. Самый ароматный первоцвет? (Ландыш.)
4. Первоцветы Красной книги области? (Брандушка, козелец, рябчик,
примула, ирис, тюльпаны, пролеска, фиалка, хохлатка, ландыш, матьи
мачеха, прострел и другие.)5. Самые яркие первоцветы? (Тюльпан, прострел и пион тонколистный.)
6. Чем похожи тюльпан и лук? (Оба имеют луковицу.)
7. Какие ты знаешь степные первоцветы? (Ирис низкий, тюльпан, рябчик,
пион, прострел.)
8. Назови лесные первоцветы? (Хохлатка, ландыш, брандушка, примула.)
9. Когда зацветают первоцветы? (В разное время в марте, апреле и мае.)
10. Особенность луковичных полевых цветов? (Засыпают после цветения
до будущей весны.)
11. Если сорвать цветок, что будет с луковицей? (Она погибнет.)
12. Какую тайну предстоит узнать у первоцветов? (Способность засыпать
до будущей весны.)
13. Чем можно заменить полевой букет в квартире? (Букетом садовых
цветов; сувенирами из сухоцветов; горшечными комнатными растениями;
посудой и сувенирами декоративноприкладного искусства: Гжель, Хохлома,
Жостово, Городец, Федоскино и другие.)
14. Роль первоцветов в природе? (Влагосбережение, корм животным,
улучшение структуры почвы, укрепление склонов оврагов, предупреждение
почвенной эрозии и др.)
15. Что нужно сделать, чтобы спасти полевые цветы? (Не покупать, не
рвать их, призывать к этому других людей.)
16. Могут ли школьники помочь в спасении цветов? (Да.)
17. Зачем нужны людям цветы? (Их красота радует, врачует, воспитывает
и окрыляет человека.)