Просвещение, школа и педагогическая мысль в России 18 в. и первой половине 19 в. 1 часть

  • pptx
  • 26.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 Педагогика Российской империи.pptx

Просвещение, школа и педагогическая мысль в России ХVIII в. - I пол. ХIХ в.

Реформы Петра I

Реформа Петра I привело к росту промышленности, торговли, регулярной армии и флота выдвинула потребность в квалифицированных кадрах, проведения просветительских реформ.

ХVIII в. шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям. Петром I был приведен ряд реформ способствующий развитию образования и культуры:
1. Издание первой русской печатной газеты «Ведомости» с 1703 г. дающей информации о жизни страны и способствующей правильному пониманию преобразования и русской внешней политики;

2. Введение европейского летоисчисления с 1700 г. (новый Грегорианский календарь). Новый год начинают с 1 января, украшать на Новый год дома ветвями сосны, поздравлять друг друга с НГ и началом нового века.
3. Реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;

4. Замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;
5. Открытие первых русских театров, библиотек, музеев;
6. Издание указов о сохранении исторических памятников;
7. Развития типографий, где печатались учебные и другие книги, гравюры, карты;
8. Привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка русских для учебы за границу.

Возникновение различных школ

Была создана сеть государственных общеобразовательных начальных школ (чтение, письмо, арифметика, подготовка к государственной и военной службе).
В 1716 г. было открыто 12 школ, а через 4 года – около 50.
Учеба для дворян была обязательной.

В Москве была открыта школа математических и навигационных наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским наукам.
Для подготовки горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин изучалось горное дело.

Возникают государственные гарнизонные и адмиральские школы для обучения детей солдат и матросов.
Также открываются артиллерийские, инженерные, медицинские, школы иностранных языков (переводчики), для подготовки канцелярских служащих.
Сеть духовных школ.

Роль М. Ломоносова в организации университетского образования

В 1742 г. М. Ломоносова назначили адъюнктом физики Академии Наук. Благодаря энергичной деятельности М. Ломоносова при академии были возрождены университет и гимназия.

Из-за постоянного противодействия редакционной профессуры и сановных кругов, М. Ломоносову не удалось полностью осуществить свои демократические устремления и планы (поставить во главе заведений русских ученых и педагогов, создать образцовые учебные заведения как очаги национального просвещения, открыть доступ крестьянам и всем лицам низших сословий и т.д.).

Михаил Ломоносов свои замыслы осуществил в Московском университете, учрежденном в 1755 г. по его проекту с 3 факультетами: медицинским, юридическим, философским. Отсутствовал богословский факультет.

В курс введено изучение русского права, химии, ботаники, анатомии, восточного языка. Сам Ломоносов читал курсы: экспериментальная физика и химия, физическая химия, лекции о поэзии.
Формы обучения: лекции, диспуты, упражнения, самостоятельные, лабораторные и экспериментальные работы.