Моисеева Раиса Ивановна
учитель начальных классов
г. Томск, Томская область
Просветительство родителей в современных воспитательно-образовательных условиях
«Главный метод воспитания детей — личный пример родителей»
А.С. Макаренко
Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные – они центр Вселенной, а главная наша задача – сделать детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем.
В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т. IV – c. 504/.
Семья для ребёнка – это духовный центр, его ценности, устои, отношения, уклад. Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности, а мы – педагоги помогаем им посредством активных форм взаимодействия, сотрудничества.
При поступлении в первый класс, препятствием к обучению и воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение – сенсоневральная тугоухость (СНТ) разной степени или глухота. Вторично страдает речевое развитие, при отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь специалиста, активную и действенную поддержку со стороны родителей.
ФГОС НОО ставят перед школой определённые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий – это неотъемлемый атрибут школьной жизни детей. На наш взгляд, одним из возможных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса является подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие школьники с нарушениями слуха далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.
Во-вторых, сотрудничество, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения – дети длительное время пребывают в условиях образовательной организации.
В-третьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают огромным развивающим и стимулирующим потенциалом для младших школьников с особенностями в развитии.
Для многих родителей, как показывает практика, не является возможным оказывать полноценную педагогическую и коррекционную помощь детям с особенностями в развитии в процессе обучения и воспитания. Они испытывают значительную нехватку знаний и компетенций в воспитании особенных детей. Решение данной проблемы нам видится в помощи родителям сформировать конструктивный взгляд на развитие педагогической рефлексии. Помочь стать единым целым, большим и сплочённым коллективом. Создать благоприятные условия для воспитания, сопровождения и коррекции нарушений в развитии детей с помощью родителей.
Цель родительского просвещения: организация условий для сплочения родительского сообщества, совместной деятельности по организации жизнедеятельности младших школьников, активному сотрудничеству – педагог-дети-родители.
В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха, единственную в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей заключаются в несформированности языковых средств, отсутствии словарного запаса, снижении объёма запоминания материала, низкой концентрации внимания и др.
Основная задача родительского просвещения– активизировать психолого-педагогический, образовательный, воспитательный, социальный, коррекционный вектор деятельности сотрудничества, характеризующий целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия.
Образовательная задача заключается в организации и координировании учебно-образовательной деятельности младших школьников с нарушениями слуха, обеспечивании механизма общего развития, коррекции нарушений в развитии, с привлечением услуг и помощи родителей.
Развивающая задача включаетсоздание оптимальных условий для социально-личностного, познавательного, художественно-театрального, эстетического развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог-ребёнок-родитель в процессе внеурочной деятельности.
Воспитательная задача базируется на активизациипозитивного «Я» образа, на аспектах формированияличной уверенности, коммуникабельности, «командного духа», умении истинно оценивать себя, свои возможности в содружестве и при активной поддержке родителей.
Коррекционная задача направлена напросвещение родителей в направлении сопровождения, на оказание детям регуляционной помощи при выполнении заданий в разных видах деятельности в процессе сотрудничества.
Необходимость и целесообразность сотрудничества и родительского участия в воспитании и образовании детей, в том числе их психолого-педагогического просвещения,заключается в обеспечении компетентности в вопросах психологии и педагогики, в том числе коррекционной педагогики и психологии.
Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах, методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание.Моделирование технологий по сотрудничеству, творческий подход в использовании проектных, инновационных, технологий в собственной практике позволяет максимально продуктивно, с большей эффективностью использовать богатый инструментарий, представляемый современными педагогическими технологиями, с помощью которых родители вникают в сутьвоспитательно-образовательных направлений.
1. Развитие критического мышления (РКМ) через консультации, беседы, тренинги, круглые столы. РКМ сопровождается мотивационными приёмами, осмыслением и рефлексией собственной деятельности по воспитанию детей, формированием конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем.
2. Интегративный подход в обучении особенных детей с использованием принципа междисциплинарной взаимосвязиобеспечивает практическую направленность и индивидуализацию образования детей с нарушениями слуха, формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, регулятивные функции, навыки самообразования, педагогическую рефлексию родителей.
3. Погружение в деятельность посредством видеоматериаловформирует серьёзное отношение у родителей к своим функциональным обязанностям, вырабатывает чувство уверенности – «Я могу с этим справиться!». Позволяет каждому родителю «шлифовать» свои знания, умения, навыки.
4. Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) формируют плодотворное видение родителей на решение проблем по охране и укреплению здоровья детей, родители понимают, что данные технологии снижают нервно-физическое напряжение, снимают психологическую нагрузку, что весьма важно для детей с нарушениями слуха.
5. Совместная проектная (инновационная) деятельность вовлекает родителей в образовательный процесс, стимулирует к взаимодействию с детьми, ориентирует на совместную деятельность – индивидуальную, парную, групповую. Что доказывают проекты: «Большая тайна маленького зёрнышка», «Добро живёт рядом» и др.
Практику просвещения родителей организуем через функционирование клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где посредствоминдивидуальных и тематических консультаций, конференций, тренингов, круглых столов, творческой деятельности, родительских собраний и других видов сотрудничества формируем идею о ребёнке как субъекте учебной деятельности.
Функции клуба по взаимодействию с семьёй направляем на информационную, формирующую, охранно-оздоровительную, контролирующую и бытовую деятельность с нашей стороны, а также правильное понимание родителями непосредственных личных обязанностей по взаимодействию, формированию конструктивного взгляда на решение семейных проблем.
В качестве актуально-активно-деятельной формы выступают родительские собрания, организуемые каждую четверть, где мы представляем отчёт, решаем злободневные вопросы, разъясняем суть функционирования сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности детей, их значимости для развития личности.
Собственными силами организовали театральный кружок «Театр – наша жизнь!», привлекаем родителей к участию в театральных постановках. Своё мастерство дети и родителипоказываютдошкольникам (при школе-интернате функционируют две группы для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста), а также демонстрируют на школьной сцене.
Дети под руководством родителей активно участвуют в конкурсах, что даёт возможность продемонстрировать творческие способности, самореализоваться, ощутить дух соревнования, направить энергию детей в творческое русло. За активное участие в образовательной деятельности детей, родители награждены Благодарственными письмами от проекта Мега талант.
Все мероприятия, организованные с привлечением родителей, проводимые с использованием современных технологий, повышают мотивацию и интерес к сотрудничеству, взаимодействию, активизируют к активной помощи, включению в систему воспитания, что способствует высокому качеству образовательного процесса.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями, родителями, законными представителями является залогом полноценного развития ребёнка.
Таким образом,организация системы родительского просвещения соответствует уставу образовательной организации.Результаты по сотрудничеству и просвещению родителей являются определяющими для выведения и формулирования конкретных критериев.
Список литературы
1. Королёва И.В. Помощь детям с нарушениями слуха. Руководство для родителей и специалистов. Серия: Специальная педагогика. Издательство: КАРО, 2016
2. Королёва И.В. Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. Серия: Специальная педагогика. Издательство: КАРО, 2013
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.