ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ
Оценка 4.6

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
Взрослым
14.12.2020
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ
Юля выпускная работа.docx

 

 

 

«ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Проблема формирования творческих речевых способностей средствами ТРИЗ технологий в отечественной педагогике стала рассматриваться сравнительно недавно.

Цель данной выпускной работы – теоретически выявить и опытным путем исследовать качество применения методов технологии ТРИЗ в процессе формирования творческих речевых способностей у детей дошкольного возраста.

Согласно сформулированной цели были определены задачи:

- проанализировав научную и психолого – педагогическую литературу, изучить степень исследований по данной проблеме;

- применяя инновационные методики определить качество сформированности творческого речевого развития дошкольников;

- отобрать ряд наиболее эффективных экспериментальных методик.

 С целью определения объективности были определены этапы деятельности: была изучена литература; проведены опытно – практические мероприятия; проанализированы результаты.

Данная выпускная работа состоит из введения, двух основных разделов, выводов и списка использованной литературы. В первом разделе проведен обзор авторов, обобщен теоретический материал. Во втором разделе описан личный практический опыт работы, приведены примеры по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

В ходе выполненной работы было выявлено, что методы ТРИЗ позволяют развивать художественные способности, воображение, речь, словарный запас, способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................3

Раздел 1. Теоретический

1.1. Изучение проблемы………………………………………………………….5

1.2. Значимость технологии. Инновационная направленность..........................8

1.3. Новизна.............................................................................................................9

1.4. Педагогическая целесообразность...............................................................10

Раздел 2. Методический. (Описание собственного педагогического опыта.)

2.1. Практическое применение методов ТРИЗ в работе с детьми…………....11

2.2. Основные принципы ТРИЗ – педагогики....................................................20

2.3. Этапы работы использования элементов ТРИЗ..........................................21

Выводы..................................................................................................................22

Список использованной литературы..................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.[1]

Поэтому, актуальность проблемы формирования творчества и речевых способностей детей дошкольного возраста очевидна. Решение данной проблемы является приоритетным, так как влияет на интеллектуальное и речевое развитие.

Поскольку, главное преимущество сегодня – личностно-ориентированное сотрудничество педагога с ребёнком, умение педагога понять интересы и потребности дошкольника, оказать помощь творческой личности в дальнейшем формировании его индивидуальности, то для осуществления этих целей наиболее подходящим оказывается использование технологии «ТРИЗ».

Цель ТРИЗ – формирование и развитие творческого воображения, поисковой активности.

Первоосновой данного метода выступает личностно-ориентированный подход формирования индивидуальности, в ходе чего ребенок принимает активное участие, а не является безучастным исполнителем.

На выбор темы опыта моей работы повлияли существующие разногласия в вопросах потребности формирования творческого потенциала у детей дошкольного возраста, и недостаток целенаправленной, последовательной работы.

Данная тема требует постоянного творческого поиска, совершенствования имеющихся знаний, расширения кругозора, желания постигать инновационные технологии для улучшения качества образования.

Объектом исследования выступает процесс формирования творческих речевых способностей.

Предмет исследования – формирование творческих речевых способностей посредством инновационной методики ТРИЗ.

Гипотеза исследования: уровень развития фантазии и речевых умений у дошкольников достигнет лучших результатов, если в педагогической деятельности применять игровые методические приемы развития творческого воображения (РТВ).

Сейчас происходит процесс создания иной образовательной системы, направленной на интеграцию системы образования в целом. Как следствие, происходят значительные изменения в теории и практике педагогического и учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа также наполняется новейшими требованиями, предъявляемыми работникам образования, умением владеть и пользоваться знаниями, творчески решать проблемы. На смену традиционным средствам передачи знаний – устной и письменной речи, теле и радиовещанию приходят компьютерные технологии обучения, применение сети интернет.

Современное образование расширяет возможности дошкольным образовательным учреждениям. Любой педагогический коллектив вправе строить образовательный процесс, избирая любую модель, в том числе и авторскую, так как «Закон об образовании» предусматривает принцип вариативности программ. В данном направлении и происходит реформа образования: создание идей программы, применение различных инновационных методик для улучшения качества системы, разработка концепций, основанных на общенаучных принципах.[2]

В то же время, важна взаимосвязь между новыми формами организации и технологий обучения с традиционными педагогическими системами прошлого.

В данных обстоятельствах мне, как педагогу необходимо разбираться в многообразии актуальных передовых технологиях. Потому что сегодня нельзя быть грамотным педагогом, специалистом без знаний эффективных образовательных форм работы.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

 

1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Современное обучение предполагает воспитание творческого человека, который сможет принимать самостоятельные, оригинальные решения выхода из любых ситуаций. ГОС ставит ДОО в условия работы в развивающемся режиме. Поэтому, основным приоритетным направлением ДУ выступает формирование умственных и творческих умений ребенка посредством ТРИЗ технологий. Она даст возможность воспитывать и учить: «Творчеству во всём!»

Сейчас ценится не восприятие по модели: «знаю – не знаю», «умею – не умею», а принцип: «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». Главным выступает индивидуальность, стремление ребенка к самостоятельности. Другими становятся и цели педагога – не обучить, а вызвать желание, не дать оценку, а провести анализ.

Основной критерий умственного, личностного и творческого развития – не только запас знаний, имеющиеся у ребенка, а уровень развития интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций в комплексе. И этому есть подтверждение. Главной целью является формирование у детей желания фантазировать, умение справляться с необычными заданиями, создавать и осуществлять изобретения, делать умозаключения. Эти умения необходимо развивать у каждого ребенка с раннего возраста.

Начиная работу по данной теме, мной была изучена литература по технологии ТРИЗ.

Родоначальником, основателем, а скорее даже «отцом» ТРИЗ является Альтшуллер Генрих Саулович. Разработке творческой научной технологии (ТРИЗ, как позже это стало называться) положил начало в 1945 г. У истоков зарождения теории стояли, безусловно, сам создатель (псевдоним Альтов Г.), супруга и помощница, В.Н. Журавлева – писатель вымышленного жанра. Еще: Р. Бахтамов – журналист, передовые ученые – Э.С. Злотина, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, А.Б. Селюцкий., И.М. Верткин, В.М. Петров.

Пособие «Как научиться изобретать?» Альтшуллера Г.С. стало первым. В нем были подведены итоги использования новой разработки. В 80-х гг. прошлого столетия литературных произведений по ТРИЗ было более сотни. Первыми были такие издания: «Творчество как точная наука», «Найти идею», «Как научиться изобретать?», «Основы изобретательства», «Алгоритм изобретения».

Увидели свет и цикл трудов основателя с авторами: А.Б. Селюцким «Крылья для Икара», Б.Л. Злотиным «Профессия – поиск нового», Б.Л. Злотиным, А.В. Зусманом «Поиск новых идей: от озарения к технологии», «Решение изобретательских задач», И.М. Верткиным «Как стать гением», «Жизненная стратегия творческой личности».

Изучению проблемы введения творческой технологии в ДОУ уделяли внимание такие педагоги, как А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко, Е.А. Боброва, С.И. Гин, А.В. Корзун, С.В. Лелюх, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Е.О. Смирнова и много других.

Современниками в области дошкольной ТРИЗ являются А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина, известны такими работами: «По ступенькам ТРИЗ», «Сборник программ по ТРИЗ», «Учебно-методический комплекс», предназначенный для обучения детей принципу решения изобретательских задач.

Печатные публикации, в которых описаны изобретения, достижения: «Технологии творчества», «Журнал ТРИЗ», «Ключевые технологии».

Эта теория сейчас встречается в разных сферах: в физике, в химии, в биологии, в экологии, в искусстве, в бизнесе и технике.

В детские сады ТРИЗ ворвался в 80-х годах. По сей день остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Проблема развития творчества дошкольников актуальна на данный момент, так как эта способность является неотъемлемым условием развития интеллектуальных способностей, самостоятельности и активности.

Все программы дошкольного образования ориентированы на общее и индивидуальное обучение дошкольников. Однако они не предоставляют методы и приемы формирования творческих способностей. Технология ТРИЗ – это структура методов и приемов использования во всех сферах дошкольного образования. Она значительно повышает результативность любого учебного плана, вносит иной смысл в специфику интеллектуального, речевого и творческого развития дошкольников.

Изменились и методы обучения и воспитания современных детей, которые нацелены на подготовку созидателей, умеющих овладевать знаниями самостоятельно, логически мыслить, изменять и улучшать окружающую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ЗНАЧИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ, ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

 

Значение теории сложно переоценить. Суть состоит в нахождении подходов, способов и средств для развития фантазии, мыслительной деятельности, в зависимости от возрастных особенностей детей. В подборе комплекса приемов, направленных на творчество, мышление и речь.

Эффективность технологии будет достигаться, если:

- в эксперимент будут активно включены все лица, осуществляющие образовательный процесс;

- уровень подготовленности педагогов будет опережающим;

- программа развития – систематической;

- условия для реализации творчества соответствующие.

Всем известно, что все дети талантливы и одарены от рождения. И лишь ошибки в обучении и воспитании пагубно влияют на проявление в детях способностей к творчеству в самом начале ее развития.

Основной целью применения ТРИЗ–технологии в дошкольном возрасте является воспитание у ребенка чувства восторга от каких-либо творческих открытий.

Данная инновация не является обязательной в деятельности дошкольных учреждений, так как содержание, формы и методы обучения программы по ТРИЗ изучены и описаны не в полной мере. В то же время необходимо создавать такие условия, чтобы формирование речи, творческого мышления и воображения были эффективными.

 

 

 

 

 

 

1.3. НОВИЗНА

 

Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционально – практического познания ребенком. Каждый ребенок с радостью и удивлением исследует окружающий мир, пытается взаимодействовать с ним. И, немаловажным является не дать этому желанию утратить стремление к поиску и открытиям. От полноты и разнообразия детской деятельности зависит успешность развития ребенка, реализация потенциальных возможностей и первых творческих проявлений. Следовательно, применение методов ТРИЗ в освоении дошкольниками окружающего являются важной особенностью.

Помимо того, у ТРИЗ имеются и другие достоинства:

1. Под обучением методам ТРИЗ понимается моральное воспитание, потому что любая идея должна основываться на гуманности, способности существовать в реальном мире.

2. Системный подход в изучении и применении технологии содействуют многогранному развитию индивидуальности. Дети, которые успешно владеют данной технологией, обладают оригинальным воображением, с наибольшим успехом проявляют способности во всех сферах.

3. ТРИЗ–педагогика – это педагогика сотрудничества. Должна строиться, с учетом интересов и потребностей детей.

4. Методики ТРИЗ – оптимальное средство для развивающего, опережающего обучения.

5. Способствует формированию воспитания у детей желания к саморазвитию.

Опыт моей работы не имеет новых изобретений и открытий. Ценность заключается в том, что в основе всей деятельности лежит принцип индивидуального подхода обучения.

Мое педагогическое творчество состоит в усовершенствовании, в улучшении и оптимизации к конкретным условиям уже известной технологии.

 

 

1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 

Развитие ребенка обусловлено влиянием взрослых. Следовательно, в ход овладения творчеством должны быть вовлечены дошкольные педагоги, дети и родители (законные представители). Такое взаимодействие возможно при активном включении всех сторон педпроцесса в воспитательно – образовательные мероприятия.

Выготский утверждал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». [8]

Вместе с тем, должны обязательно учитываться физиологические и индивидуальные особенности детей.

ТРИЗ – это радость, выдумка, фантазирование. Для проведения таких игр не требуется какого-либо особенного материала и оборудования. Самое важное условие – это желание играть и немного фантазии. И тогда, все, что вас окружает: камешки, палочки и листочки, пустые емкости превращаются в «средства» творчества.

Делая вывод, следует отметить, что созданная Г. С. Альтшуллером ТРИЗ – технология совершенным образом нашла свое применение в педагогике. А ее методические приемы позволили детям творчески развиваться, изобретать, фантазировать, размышлять. ТРИЗ – педагогика является исключительным средств нахождения оригинальных идей, формирования творческой личности. Эта теория еще раз доказывает, что творчеству нужно и можно обучить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ

(ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)

 

2.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 

Целью работы педагогов ДОУ, в соответствии с требованиями ГОС ДО ДНР – является развитие творческой личности. Поэтому нам, педагогам, пришлось искать такие пути, методы работы с детьми, которые бы помогали воспитать творческого человека, умеющего нестандартно мыслить, принимать неординарные решения.

Такими способами могут быть современные технологии, применяемые в ДОУ. Это и здоровьесберегающие технологии и методы проектирования, личностно – ориентированные, игровые, ТРИЗ и другие.

Рассмотрим, каким образом применение методов ТРИЗ влияет на творческое речевое развитие.

Овладевая речью, ребенок начинает общение с окружающими людьми. И от того, насколько ярче, богаче будет его речь, настолько проще ему будет высказываться. Чем насыщеннее будет детская речь, тем легче будут строиться межличностные отношения с окружающими. Следовательно, речь влияет на поведение, характер, индивидуальность.

Применяя данную технологию во всех режимных моментах, я пользуюсь различными методами и приемами.

Один из таких методов – «Мозговой штурм». Был предложен американским учёным А. Осборном. Предусматривает постановку творческой цели и коллективное отыскивание оригинальных идей, используя различные варианты при выборе самого подходящего результата. Допускаются любые ситуации.

К примеру, как не замерзнуть на Северном полюсе. (Возможно, растереться снегом, делать упражнения, быстро бегать). Или: «Появился редкий вид медведей, которые не впадают в спячку на зиму. Будут ли трудности у такого необычного медведя? Что можно сделать, чтоб ему помочь справиться с этой ситуацией?» (Бодрствующему медведю, зимой нечего будет есть. Он будет злым и может охотиться на зверей и людей. Чтобы этого не случилось люди должны будут его кормить, заботиться).

Анализировать каждую идею с помощью «хорошо» или «плохо». В каждой ситуации есть и плохое и хорошее. Данный способ помогает формировать у дошкольников умение анализировать, побуждает к творческой деятельности в нахождении правильного решения задачи. Способствует пониманию того, что любую проблему можно решить.

Следующий, не менее интересный метод – «Аналогия». Дает возможность вообразить себя в образе какого-нибудь существа, объекта, явления в сложившихся условиях.

К примеру: «Представь себя пчелой, которая не заснула на зиму. Как ты будешь выживать до тепла?» Или, «Я лесоруб, а ты дерево. Убеди, чтоб я тебя не рубила».

Очень интересен метод «ММЧ» (моделирования маленькими человечками) – это моделирование процессов, происходящих в природе между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Суть метода ММЧ заключается в представлении всех предметов и явлений в виде множества маленьких человечков. Они способны мыслить, двигаться, у них различные черты характера, они выполняют разные приказы.

Человечки твердого вещества (предмета) прочно держатся за руки. Чтобы их разорвать, необходимо применить любой способ.

Человечки жидкого организма находятся близко друг к другу, едва касаясь. Такой контакт не прочен, человечков не составит труда разъединить (скажем так, слить жидкость из бутылки).

Человечки газообразных тел неугомонные, любят резвиться, не сидят на месте, поэтому они постоянно совершают путешествия самостоятельно, без товарищей. Могут случайно встречаться и касаться друг друга.

Посредством игры не составляет труда найти ответ на проблему, почему железо крепкое (оттого, что маленькие человечки прочно сцеплены за руки).

Можно проследить превращение с одного агрегатного состояния в другое. Например, лед зимой не тает почему? Оттого, что маленьким человечкам холодно, и они прижались друг к другу. А с приходом весны, маленьким человечкам становится жарко, душно и они перестают прочно держаться за руки, а только слегка дотрагиваются товарищей. Лед из твердого состояния перешел в жидкое. Образовалась вода. А летом, согретым солнышком, маленьким человечкам стало жарче. Человечки вначале отстранились друг от друга, затем и вовсе разбежались в разных направлениях. Вода превратилась в пар.

В работе с воспитанниками приёмами ТРИЗ пользуюсь также при обучении творческому рассказыванию. Применяя разные формы работы со сказкой.

«Метод каталога». Дает возможность справиться с проблемой обучения творческому рассказыванию.

Суть метода – в четкой постановке вопросов и размещении их в определенном порядке. Составляя вопросы, необходимо предусматривать общие принципы создания сказок:

- присутствие положительного и отрицательного персонажа;

- вред, причинённый негативным героем;

- противостояние добра и зла;

- наличие товарищей и помощников у обоих героев;

- присутствие магии, колдовства.

Вопросы можно ставить, например, в такой последовательности:

- О ком придумаем сказку?

- Герой добрый или злой? Какое добро (зло) он совершил?

- Кто его друзья?

- Какие у них враги? Что они плохого совершили?

- Как добрый персонаж воевал со злом?

- Чем все закончилось?                                   

Примерный ход событий: - Жил-был… - И был он какой? - Умел делать что? - Занимался этим, так как… - В том самом месте жила-была… - И была она… - Как-то раз случилась… - Им пришли на помощь…

«Сказка наизнанку» - суть заключается в «перевирании», вывертывании сказки «наоборот». Необходимо взять известную сказку. Представить, что у персонажей изменились характеры.

Хороший герой стал плохим и наоборот. Допустим: «Иван царевич стал сердитым, а Змей Горыныч ласковым», «Семеро козлят охотятся за серым волком, чтоб его съесть».

«Сказочный коллаж» - создание новой сказки, по принципу знакомых сказок (совместное творчество).

«Известные герои в новой обстановке» - развивает фантазию. Создается ситуация, когда главные персонажи остаются те же, а условия их жизни иные.

«Спасательные ситуации в сказках» - этот прием может стать полезен для придумывания начала, содержания или концовок. Помимо способности фантазировать, дети овладевают умением находить выход из, сложных ситуаций.

«Мальчик Петя пошел в лес за грибами. Грибов было очень много, и Петя не заметил, как заблудился. И вдруг он увидел голодного волка, который наблюдал за Петей». Как спастись Пете?»

Эффективными для творческого речевого развития детей являются игры. Их существует очень много. Некоторые игры я даже не пробовала применять в работе с детьми. Однако, опробованные игры, всегда вызывают восторг воспитанников и дают положительные результаты.

«Хорошо – плохо»

Проводим очень часто. Дети с удовольствием выискивают положительные и отрицательные моменты. Проходит приблизительно так:

— Дети, дождик вас радует?

— Почему хорошо, когда идет дождь? (поливает растения; кораблики можно пускать; шлепать по воде; звери могут пить)

— А почему плохо? (грязь; везде вода; есть возможность промокнуть и заболеть; можно выпачкать одежду; шлепнуться в лужу)

«Объяснялки»

Перед ребенком кладется 2 картинки, не связанных по смыслу. Например, книга и помидор. Задача – придумать цепочку – рассказ, как можно от книги перейти к помидору. Воспитатель может начать рассказ, ребята продолжают.

Приблизительно такая цепочка получилась у нас.

- В огороде были грядки, на которых росли…

- Спелые крупные помидоры…

- Помидоры были зрелые и поэтому сами…

- Сами клонились вниз.

- Так как помидоры поспели и уже даже осыпались, мама…

- Мама решила собрать урожай.

- Собрав помидоры, чтобы они не пропали, мама…

- Решила сварить вкусный, полезный томатный сок.

- Но она не знала рецепт приготовления, поэтому…

- Она взяла с полки книгу, прочитала рецепт...

- И приготовила томатный сок.

«Да–Нет» Автор этой игры Лучо Ломбардо Родиче называл ее «Отгадайкой».

Участники пытаются отгадать тайное слово, загаданное ведущим. Необходимо ставить ведущему вопросы так, чтобы он мог сказать «Да» или «Нет». А ведущему можно отвечать только: «да», «нет», «и да, и нет», «это не важно», «об этом неизвестно». Например:

- Моим тайным словом было (собака).

- Это предмет? (Да)

- Оно растет? (Нет)

- Неживое? (Нет)

- Оно дышит? (Да)

- Рыжего цвета? (Это не важно)

И так далее, до полного угадывания.

«Увеличение – уменьшение»

Играя, ребятам очень нравится фантазировать с размерами. Уменьшать объекты гигантских размеров (планеты солнечной системы) и увеличивать, то, что не видно без специальных приборов (микроорганизмы).

- Что бы вам хотелось увеличить, а что уменьшить? Почему?

- Мне бы хотелось увеличить мороженое, чтоб оно было таким большим, как слон, чтоб всем друзьям хватило.

- Хочу стать маленькой, как Дюймовочка. Тогда можно будет полетать на ласточке.

- Если ягоды клубники будут величиной как мяч, их будет легко собирать.

«Аукцион»

На торги можно выставить любые вещи. Детям следует объяснить способы их употребления. Кто последним придумает идею использования данного предмета, тот и выигрывает. Берет лот себе.

«Неумейка»

Начинаю игру, с названия предмета, и говорю не присущую ему функцию. Потом игрок называет любой предмет, который выполняет эту функцию. И говорит другое назначение, не характерное предмету, который назвал он.

Примерно так: «Я заяц, я не лаю». «А я собака, я лаю, но не летаю».

«Подбери слова»

Проводится легко, непринужденно, не требует специальной подготовки и наглядного материала. Обогащает словарный запас, развивает воображение, мышление. Даже робкие, застенчивые дети с удовольствием принимают участие в игре.

Детский сад – дети, воспитатель, игрушки, сказки, игры, радость.

Зоопарк – клетки, жираф, медведь, бегемот, слон, обезьяна, крокодил.

Магазин – касса, продавец, витрина, продукты, тележка, покупатель, колбаса.

«Исправь ошибку»

В этой игре я говорю предложение, где сравниваются два предмета, явления. От ребёнка требуется исправить ошибку, и дать два верных решения. Допустим: «Мед сладкий, а кофе черный. В первой половине предложения сказано о вкусовом качестве, а во второй половине – о цвете. А правильно будет так: мед сладкий, а кофе горький. Или: мед желтый, а кофе черный».

Примеры: Папа сильный, а мама красивая; море синее, а яблоко круглое; мыло пахучее, а конфета сладкая.

С детьми мы учимся придумывать загадки – отрицания, на основе признаков предметов, которые изображены схематически.

Дается схема анализаторов (глаза, носа, рта, уха, руки). Также, изображение, например, лимона.

Необходимо выдумать загадку о лимоне. Вначале мы называем свойства фрукта, следуя схематическим изображениям:

(глаз) – овальный, желтый;

(нос) – пахучий;

(рот) – кислый, сочный;

(ухо): – лимон не звучит. Этот символ, в данном случае, не используем;

(рука) – бугристый.

Дополнением может быть место роста: (на дереве, кусте, в земле).

Параллельно рисуется схема изображений этих свойств в столбик.

Потом к каждому признаку нужно придумать новый предмет.

Допустим, что может быть овальным? (дыня) Желтым? (солнце). Пахучим? (духи) Кислым? (слива) Бугристым? (апельсин) Растёт на дереве? (абрикос)

Рядом со схемой изображения свойств рисуем названые предметы.

А слова «но» и «не» помогают придумать загадку.

Овальный, но не дыня;

Желтый, но не солнце;

Пахучий, но не духи;

Кислый, но не слива;

Бугристый, но не апельсин;

Растёт на дереве, но не абрикос. (ЛИМОН)

Игровой тренинг «Карусель» - умение находить значение признака в предмете через органы чувств, при помощи знаков – символов. Для этого вначале я знакомила детей с анализаторами (тактильным, зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным).

Одновременно знакомила с признаками каждого анализатора (количество, температура, вес, запах, вкус, цвет, части, размер, форма). Признак – это любая характеристика предмета, по которой можно его описать, узнать, выделить среди всех.

Для этой игры было пошито пособие. Одним из игроков выбирается объект исследования и помещается в центр. Дети двигаются по кругу и по сигналу останавливаются напротив карточки с обозначением одного из признаков. Задача заключается в определении признака, указанного на картинке. Прежде чем дать ответ, ребенок должен правильно сформулировать вопрос. Данная игра дала мне возможность научить детей искать ответ различными способами, уметь правильно формулировать вопросы.

Как играем в эту игру мы. Например, объектом был выбран мяч. Каждый ребенок, прежде чем описать признак, должен задать вопрос этому предмету.

- Ты что? Ты мяч;

- Какой ты формы? Ты круглый;

- Что с тобой можно делать? Тебя можно катать, подбрасывать;

- Какого ты цвета? Ты разноцветный…

Следовательно, применение ТРИЗ в процессе формирования творческой речевой активности детей способствует:

- познанию дошкольников;

- проявлению творчества;

- формированию речевой выразительности;

- эффективному освоению речевыми средствами.

На прогулках мы с детьми сочиняем загадки, рисуем палочками на земле, исследуем с помощью увеличительных стекол, разноцветных стекляшек или пластиковых кружочков, зимой часто любуемся на мир через прозрачные льдинки.

Такое необычное общение с окружающим позволяет детям увидеть таинство преобразований, перемен, стать частью природы.

Таким образом, дети самостоятельно приходят к тому, что все кругом находится в движении, изменяется, имеет сходство с каким – либо предметом или явлением.

В результате проводимых игр с применением элементов ТРИЗ, ставших неотъемлемой частью развивающего обучения, дети группы побороли нерешительность, стеснительность, смущение, речевой барьер. Со временем стало проявляться логическое мышление, речевая активность, творчество. Дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.

Нельзя не упомянуть о большом значении семьи в реализации существующей проблемы. Вначале знакомила родителей с методом ТРИЗ через ознакомительные беседы, консультации: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию». Была предоставлена доступная увлекательная литература. Это позволило налаживанию контакта и последующей совместной деятельности.

Родители осуществляют помощь постоянно, принимая активное участие в семинарах – практикумах, конкурсах творческих работ, в организации совместных праздников, развлечений.

Я рекомендовала игры для общения с детьми, предлагала разные домашние задания: совместно с детьми составить рассказ о любимой игрушке, животном, придумать и нарисовать сказку, загадку. Составить творческий рассказ о своей семье и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРИЗ – ПЕДАГОГИКИ

 

Применяя ТРИЗ-технологии, стараюсь соблюдать важные дидактические принципы:

- Свободный выбор. В любой деятельности давать ребенку право на самостоятельный выбор.

- Доступность. Давать детям возможность находить ответы к задачам, не имея ни одного правильного решения.

- Обратная связь. Производить регулярный контроль освоения детьми мыслительными действиями, используя приемы обратной связи. Пересекаясь, творческие задания дают возможность контролировать уровень овладения материалом.

- Идеальность. По максимуму пользоваться знаниями, интересами, потребностями самих детей в целях эффективности. Задания не нуждаются в массивном оборудовании, могут применяться в любом виде деятельности, в любом режимном моменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ЭТАПЫ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ

 

В своей педагогической деятельности использую поэтапность.

На первом этапе я учу детей замечать и узнавать отличия в окружающих предметах, событиях, явлениях. (Летом будет светить яркое солнце – это хорошо или плохо?)

На втором этапе включаем фантазию и воображение, тем самым начинаем изобретать. (Как спасти глупого мышонка, не причиняя вреда кошке?)

Третий этап, мой любимый, так как здесь мы работаем со сказкой, решаем сказочные задачи, и нашей выдумке нет предела.

На последнем этапе дети, уже имея определенные знания, учатся справляться с любыми ситуациями без страхов и сомнений. Этап фантазирования (придумывание небылиц, составление загадок).

Для успешного использования ТРИЗ – технологии мы обеспечиваем необходимые условия развития, которые предусматривает данная технология. А именно: оформили уголок, в котором разместили наглядные пособия, обогащающие представления детей, способствующие умению анализировать и обобщать, классифицировать, устанавливать временную последовательность. Имеется много пособий для развития мелкой моторики, развития тактильных ощущений, развития творческого воображения и связной речи. Изготовили развивающие дидактические игры и пособия, картинки, внесли различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия детям даются в использование в самостоятельной деятельности.

Наблюдая за поведением, общением, играми детей после регулярного применения ТРИЗ технологии, я заметила, что дошкольники увереннее начали отстаивать свою точку зрения, высказываться, общаться, не конфликтуя. Стали самостоятельно отыскивать несколько вариантов решений сложных задач и своих маленьких проблем. У ребят получается грамотней и глубже отвечать на вопросы сверстников и взрослых. У детей развились качества, необходимые для творческой личности.

ВЫВОДЫ

 

В результате проводимой творческой работы с дошкольниками я смогла отследить положительную динамику в сфере развития творческого воображения путем ТРИЗ – технологий.

В педпрактике существуют целесообразные и продуктивные методы и способы личностного и дифференцированного подходов к содержанию и формам педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с помощью ТРИЗ технологии. Но, лишь только при систематической работе в комплексе в образовательной деятельности, и в повседневной жизни способность к творчеству детей растет.

В наши дни необходимость воспитания детей, умеющих оригинально мыслить, является приоритетным. И служит одним из главных составляющих интеллектуального развития ребенка.

Главным средством моей работы с детьми является педагогический поиск. Взрослый не вправе навязывать детям готовые идеи, свою точку зрения, а должен способствовать их поискам. ТРИЗ помогает добывать сведения без нагрузок и сложных проблем. Поэтому, самым эффективным способом развития творческой активности детей в образовательной и свободной деятельности является применение увлекательной ТРИЗ – технологии.

Для результативности проявления творческой инициативы детей посредством ТРИЗ нельзя ограничиться всего лишь деятельностью, осуществляющейся в условиях ДОУ.

Успехи в работе достигаются лишь в тесном контакте с семьями воспитанников.

Практика доказала, что постоянная, последовательная работа по применению приемов ТРИЗ-технологий помогает формировать творческую личность.

Применяя, в своей педпрактике методы ТРИЗ у детей наблюдается позитивное эмоциональное отношение к образовательной деятельности. Увеличилось стремление к познанию и заинтересованность. Дети стали проявлять самостоятельность в принятии решений. Кроме этого у дошкольников увеличился круг интересов, наблюдается желание узнавать новое, делать открытия, фантазировать. Значительно пополнился словарный запас, речь приобрела выразительность, четкость.

В данной работе я постаралась раскрыть главные методы технологии ТРИЗ, описала способы их использования.

Можно сделать заключение, что:

- Исключительный инструмент ТРИЗ способствует формированию творческого фантазирования;

- ТРИЗ дает возможность получать знания в занимательной для дошкольников форме, создавая устойчивое овладение ими;

- ТРИЗ побуждает к проявлению творчества, как детей, так и взрослых;

- ТРИЗ базируется на принципах совместной деятельности, ставя детей и педагогов в партнёрские отношения, активизирует потребность к познанию окружающего.

В перспективе я планирую продолжить работу, применяя методы ТРИЗ для развития творческого воображения и креативного мышления дошкольников, усложнять и расширять игры новыми значками-признаками, сюжетами, давать возможность родителям и детям самостоятельно находить информацию в различных современных источниках. И так как эта работа совместная, значит, взаимоотношения ребенок – педагог – семья будут более крепкими, сотрудничество – тесным. А наша плодотворная деятельность – результативной для всестороннего развития воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников / С.В. Алабужева.– Ижевск: Изд. Дом «УдГУ», 2003. – 445 с.

2. Андриянова Т.Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников / Т.Н. Андриянова. – Ульяновск, 2001. – 52с.

3. Андриянова Т.Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников / Т.Н. Андриянова. – Ульяновск, 2001. – 52с.

4. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошина. – Пермь: ПГПИ, 1991. – 44 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. –  М.: Владос, 2006. –  367 с.

6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. / С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.

7. Государственный стандарт дошкольного образования, Донецк, Приказ Министерства образования и науки ДНР от 04.04.2018 г. 287

8. Журавлева Н.М. Методика обучения разгадыванию и составлению загадок по сказкам / Н.М. Журавлева. – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2003. – 21 с.

9. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015г.

10. Карпова С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.Н. Карпова. – СПб: Речь, 2007. – 144 с.

11. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2004. – 398с.

12. Лелюх С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко – Ульяновск, УИПКПРО, 2003. – 239с.

13. Мальчиков Л.Г. Технология ТРИЗ-РТВ. Образовательная программа «Путешествие в страну сказок» / Л.Г. Мальчиков. – М.: Педагогика, 2001.– 189с.

14. Мельчикова Л.В. Развитием творческих способностей детей дошкольного возраста / Л.В. Мельчикова – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 345с.

15. Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У): методическое пособие. /Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

16. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2007. – 77с.

17. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т.А. Сидочук – Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2006. – 178с.

18. Синдяева О.Н., Сидорчук Т.А. Технология ТРИЗ-РТВ. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов фантастического содержания / Синдяева О.Н., Сидорчук Т.А. – М.: Академия, 2004. – 189с.

19. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018

20. Толкачева Т. В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. — СПб, Заневская площадь, 2014

21. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова – М.: ООО Издательство «ACT», 2000. – 464 с.

22. Интернет сайты: Диск «ДонЦентрАт», thtp:donippo, orginfourok.ru; maam.ru; nsportal.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ

В ходе выполненной работы было выявлено, что методы

В ходе выполненной работы было выявлено, что методы

Этапы работы использования элементов

Этапы работы использования элементов

Поскольку, главное преимущество сегодня – личностно-ориентированное сотрудничество педагога с ребёнком, умение педагога понять интересы и потребности дошкольника, оказать помощь творческой личности в дальнейшем формировании его…

Поскольку, главное преимущество сегодня – личностно-ориентированное сотрудничество педагога с ребёнком, умение педагога понять интересы и потребности дошкольника, оказать помощь творческой личности в дальнейшем формировании его…

Образовательная программа также наполняется новейшими требованиями, предъявляемыми работникам образования, умением владеть и пользоваться знаниями, творчески решать проблемы

Образовательная программа также наполняется новейшими требованиями, предъявляемыми работникам образования, умением владеть и пользоваться знаниями, творчески решать проблемы

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Современное обучение предполагает воспитание творческого человека, который сможет принимать самостоятельные, оригинальные решения выхода из любых ситуаций

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Современное обучение предполагает воспитание творческого человека, который сможет принимать самостоятельные, оригинальные решения выхода из любых ситуаций

Пособие «Как научиться изобретать?»

Пособие «Как научиться изобретать?»

Все программы дошкольного образования ориентированы на общее и индивидуальное обучение дошкольников

Все программы дошкольного образования ориентированы на общее и индивидуальное обучение дошкольников

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ, ИННОВАЦИОННАЯ

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ, ИННОВАЦИОННАЯ

НОВИЗНА Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционально – практического познания ребенком

НОВИЗНА Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционально – практического познания ребенком

Мое педагогическое творчество состоит в усовершенствовании, в улучшении и оптимизации к конкретным условиям уже известной технологии

Мое педагогическое творчество состоит в усовершенствовании, в улучшении и оптимизации к конкретным условиям уже известной технологии

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ (ОПИСАНИЕ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ (ОПИСАНИЕ

Один из таких методов – «Мозговой штурм»

Один из таких методов – «Мозговой штурм»

Человечки твердого вещества (предмета) прочно держатся за руки

Человечки твердого вещества (предмета) прочно держатся за руки

Вопросы можно ставить, например, в такой последовательности: -

Вопросы можно ставить, например, в такой последовательности: -

Мальчик Петя пошел в лес за грибами

Мальчик Петя пошел в лес за грибами

Она взяла с полки книгу, прочитала рецепт

Она взяла с полки книгу, прочитала рецепт

Неумейка» Начинаю игру, с названия предмета, и говорю не присущую ему функцию

Неумейка» Начинаю игру, с названия предмета, и говорю не присущую ему функцию

Этот символ, в данном случае, не используем; (рука) – бугристый

Этот символ, в данном случае, не используем; (рука) – бугристый

Задача заключается в определении признака, указанного на картинке

Задача заключается в определении признака, указанного на картинке

Дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы

Дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы

Применяя ТРИЗ-технологии, стараюсь соблюдать важные дидактические принципы: -

Применяя ТРИЗ-технологии, стараюсь соблюдать важные дидактические принципы: -

В своей педагогической деятельности использую поэтапность

В своей педагогической деятельности использую поэтапность

В результате проводимой творческой работы с дошкольниками я смогла отследить положительную динамику в сфере развития творческого воображения путем

В результате проводимой творческой работы с дошкольниками я смогла отследить положительную динамику в сфере развития творческого воображения путем

Увеличилось стремление к познанию и заинтересованность

Увеличилось стремление к познанию и заинтересованность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Лелюх С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников /

Лелюх С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников /

Интернет сайты: Диск «ДонЦентрАт», thtp:donippo, orginfourok

Интернет сайты: Диск «ДонЦентрАт», thtp:donippo, orginfourok
Скачать файл