Процесс обучения как управление учебной деятельностью
Оценка 4.9

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
12.07.2019
Процесс обучения как управление учебной деятельностью
Одной из актуальных задач системы образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является направленность образования на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Речь идёт об образовании, которое развивает личность, способную самостоятельно проектировать жизненные и профессиональные задачи, а не личность, умеющую только мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили».
Процесс обучения как управление учебной деятельностью.doc
Процесс обучения как управление учебной деятельностью Одной   из   актуальных     задач   системы   образования   в   условиях     введения     и   реализации федеральных   государственных   образовательных     стандартов   общего   образования   является направленность         образования   на   становление   и   развитие   образованной,   компетентной   и просвещённой   личности,   способной   к   осознанному   и   ответственному   решению   разноплановых задач   в   условиях   неопределённости.   Речь   идёт   об   образовании,   которое   развивает     личность, способную  самостоятельно проектировать жизненные  и профессиональные задачи, а не личность, умеющую  только мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили».  Повлиять на ситуацию можно за счет: 1) трансформации «обучающего» процесса в «образовательный»; 2) замены существующих критериев оценки образовательных результатов на новые; 3) поиска «новых ролей» учителя и ученика в образовательном процессе. Таким   образом,   задача   педагога     грамотно   научиться   управлять   учебной   деятельностью обучающихся,   воспитанников   или   студентов     в   изменяющихся   условиях   современной   среды (таблица 1) Характеристика современной среды: Характеристика среды Последствия Огромный объём информации Перегруженность памяти Скорость обновления информации Постоянная потребность переучиваться Большое   информации разнообразие   источников Формирование «клиповости» мышления (соединение несоединимого) Превалирование   автономных   источников информации   визуально­образным представлением с   Недостаточность коммуникации  Неопределённость условий и ориентации на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы  деятельностного развития   системы образования. Дезориентированность Применительно   к   учебному   процессу   управление   представляет   собой   целенаправленное, систематическое воздействие педагога   на коллектив обучающихся и отдельного учащегося для достижения   заданных   результатов   обучения.   Сложившаяся   еще   в   60­х   годах   ХХ   столетия концепция  управления учебным процессом сводится   к следующим положениям:  а) процесс обучения – это  процесс управления, в котором обучаемые есть объект управления, а учитель или обучающее устройство есть субъект управления;  б)   управление   осуществляется   путем   жесткого   программирования   внешней   деятельности обучаемых по усвоению ими системы знаний, умений и навыков, а также норм поведения, при этом происходит управление внутренней, психической деятельностью;  в) такое управление позволяет индивидуализировать процесс обучения как по темпам, так и по содержанию обучения;  г) в основе управления и коррекции управления лежит пооперационная обратная связь, для чего содержание обучения разбивается на достаточно мелкие элементарные смысловые единицы.  Очевидно, что данная концепция имеет ряд существенных недостатков: 1.   Ученик   рассматривается   лишь   как   объект   управления,   несмотря   на   то,   что     в   процессе долголетнего учения он является формирующейся личностью. 2.   Управление   является   единым     для   всех   обучающихся,   не   учитывающим     их   возрастные особенности. М.М. Поташник   в своей работе   «Управление современной школой»   дает определение понятию   «управление»:   «Целенаправленная   деятельность   всех   субъектов,   обеспечивающая становление,   стабилизацию,   оптимальное   функционирование   и   обязательное   развитие образовательного учреждения». Управлять   –   не   значит   подавлять   или   навязывать   определенному   процессу   ход, противоречащий его природе. Наоборот, это значит максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Управление   –   это   непрерывный   и   последовательный   процесс,   который   продолжается   в течение   всего   времени   обучения.   Начинается   он   с   определения   целей   и   задач   управления обучением, а завершается их решением, т. е. достижением поставленной цели. По достижении цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется.  Схематично   непрерывный     управленческий     процесс   можно   представить   следующим образом:    цель                  действие   результат               новая цель  Указанная  схема применима как к научному, так и к образовательному  процессу. Таким образом, под управлением учебной деятельностью мы понимаем систему деятельности педагога, направленную на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, оказание им помощи в их саморазвитии, а также на организацию самостоятельной деятельности учащихся,  усвоения ими опыта   путем   анализа,   осмысления   и   преобразования   сферы   деятельности   в   образовательном процессе. Значение учебной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных   стандартов   общего   образования   возрастает   в   том   смысле,   что   усиливается значимость ее мотивационного компонента.   Управление   учебной   деятельностью   обучающихся   в   практической   сфере   (процессе обучения)  рассматривается  в широком  и узком смысле. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления обучающимся такой системы  учебных задач, которая   предусматривает   в   ходе   их   решения   постепенное   и   последовательное   продвижение обучаемых по ступеням познания – от низкого уровня  проблемности  заданий и познавательной самостоятельности   к   творческой,   исследовательской   деятельности.   Тем   самым   проектируется определенный уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщенность и т. п.). Деятельность педагога   направлена на выявление  условий  организации учебной   работы,   соблюдение   которых   позволит   обучаемому   сознательно   ориентироваться   в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль. В узком смысле, управление представляет собой усвоение   материала в рамках отдельных познавательных задач, т. е. на   базовом или повышенном   уровне (например, процесс открытия неизвестного в различных типах проблемных ситуаций). Средствами управления в этом случае являются «наводящие» задачи, подсказки разной интенсивности, переформулирование  задачи и т. п. Каждый аспект педагогического управления должен вносить определенные изменения не только   в   характер   деятельности   обучаемого,   но   и   в   процесс   становления   обучаемого   как личности.   Для   достижения   личностного   развития   обучающихся   педагог   целенаправленно проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, конкретному   учебному   предмету   и   каждому   его   разделу.   Цели   обучения   на   каждом   занятии формируются как определение типовых задач, ради решения которых и организуется обучение. Без   определения   таких   задач   цели   занятия   оказываются   недостаточно   конструктивными,   их достижение   затруднено,   они   не   поддаются   педагогическому   контролю.   Не   имея   четкого представления о том, для решения каких учебных задач предназначаются знания, обучающий не сможет определить, какую деятельность должны совершать обучаемые. Также трудно определить и эффективность обучения, осуществить текущий, промежуточный  и итоговый контроль за ходом и   уровнем   усвоения   учебного   материала,   оценить   рациональность   избранного   варианта организации учебной деятельности обучаемых и способов педагогического управления, внести необходимые   коррективы   в   процесс   обучения,   объективно   установить   причины   имеющихся пробелов   в   знаниях   и   умениях   учащихся.   Важно,   чтобы     педагог     не   только   имел   четкую программу того, чему надо научить, но и формулировал те задачи, в которых обучаемые должны будут использовать усваиваемое содержание.         При разработке программы обучения педагог  должен оценить, какие знания, с какой целью и в   какой   степени   он   предполагает   сформировать   у   учеников   в   результате   изучения   ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отдельных видов деятельности обучаемых.   Существенное   значение   имеют   также   последовательность   действий   обучающихся, операциональный   состав   этих   действий   (исполнительских,   оценочных   и   ориентировочных), нахождение   способов   мотивации   обучаемых   к   участию   в   познавательной   деятельности.   В определении   данных   параметров   учебной   деятельности   и   заключается   первая   задача педагогического управления в структуре обучения.                Вторая   задача   сводится   к   осуществлению   принципа   активности   и   самоуправления   в познавательной деятельности обучаемых. Она реализуется в такой организации учебных занятий, при которой педагог   с помощью программ обеспечения и организации учебно­познавательной деятельности   направлял   бы   и   интенсифицировал   процесс   активной,   самостоятельной   и результативной   работы   каждого   обучаемого   по   овладению   основами   теории   и   методами   ее применения при решении учебно­познавательных задач.              На   основании   вышеизложенного,   оптимальной     концепцией     процесса   обучения     как управления   учебной   деятельностью,   в   основе   которой   лежит   методология   федеральных государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   (системно­деятельностный подход) является следующая: 1.Образование     рассматривается   как   система   различных   видов   деятельности   обучающихся     в процессе   индивидуальной,   групповой     и   коллективной   работы,   направленных   на  развитие   тех качеств ученика, которые составляют цель обучения и воспитания. 2   Целесообразное,   психологически   оправданное   управление   является   созданием   условий   для развития   потребностей,   мотивов   и   целей   деятельности   ученика   в   противовес   управлению процессом обучения   осуществляемому   по параметру действий, путем задания обучающимся определенной системы действий, которые они  должны  выполнить. 3.   Жесткость   управления­     это   жесткость   последовательности   действий   ученика   в   процессе учения,   определяемой   извне   учителем   или   обучающей   системой.   Чем   больше   эта последовательность   определяется   самим   учеником,   тем   более   гибким   является   управление. Жесткость управления учением должна быстро убывать по мере внутреннего роста учащихся, освобождая тем самым место для гибкости управления. 4.Степень     личностности   управления   ­   степень   самостоятельности   учеников   в   целеполагании своей деятельности в процессе учения. Если общие цели обучения и воспитания всегда задаются извне, то в порождении частных целей конкретных деятельностей ученик может принимать самое непосредственное   участие.   Степень   личностности   управления   процессом   учения   должна возрастать   по   мере   роста   учащихся   и   на     уровне   среднего   общего   образования   приобрести всеобщий характер. 5.Управление   процессом   обучения   должно   происходить   на   основе   учета   внутренних   сил     и возможностей  обучающихся. 6.Система управления процессом обучения должна создавать атмосферу личной ответственности каждого обучающегося за свою учебную деятельность. 7.В основу системы управления процессом обучения (деятельности учителя) положен системно­ деятельностный подход. Эффективность устойчивого процесса обучения и управления им зависит от постоянного его   совершенствования   и   модернизации,   в   том   числе   от   перспективной   разработки   учебной деятельности, от профессиональной компетентности самих педагогов. ЛИТЕРАТУРА 1. Управление современной школой. Пособие директора школы / под ред. М.М. Поташника. М. : АПП ЦИТП, 1992. 168 с. 2. Евдокимова М.Г. Способы формирования и развития автономности учащихся в процессе овладения ИЯ : метод. пособие. М. : МИЭТ,2010. 96 с. 3. Штофф В. Роль моделей в познании. Л. : Изд­во Ленинград. ун­та, 1983. 28с. 4. Краевский В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001. 230 с. 5.   Глинский   Б.А.,   Грязнов   Б.С.,   Дынин   Б.С.,   Никитин   Е.П.   Моделирование   как   метод научного исследования. М. : Изд­во МГУ, 1965. 248 с. 6.   Калачикова   О.Н.   Исследование   содержания   и   опыта   использования   понятия «управленческая поддержка» в управлении образованием //Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 149–152. 7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 480 с.

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью

Процесс обучения как управление учебной деятельностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019