Методический материал включает:
1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Процессуальные приемы включения заданий в учебный процесс на уроках химии»
Прием позволяет решать следующие задачи:
- повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы),
- уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы),
- облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы),
2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Зябкина О.А. Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Процессуальные приемы включения заданий в учебный процесс на уроках химии
1. Определение применимости к заданию иного или иного приема.
Прием способствует тому, что обучающиеся самостоятельно (без подсказки учителя) ищут
способ выполнения задания, осмысливая свои действия. Можно предлагать обучающимся:
1) проанализировать текст задания и назвать прием, который является основным
(вспомогательным) при его выполнении,
2) объяснить свой ответ, в том числе сформулировать и сущность приема, который
необходимо применить.
2. Включение в текст задания или упоминания в памятке хорошо знакомого
обучающимся задания.
Применение этого приема готовит к восприятию нового задания, создает условия для
облегчения его выполнения.
П р и м е р . Подберите и запишите по 2 – 3 примера, относящихся к каждой группе:
А) Al, Ca, Na, Fe
Б) C, F, O. N
В) Li, Na, K
Г) Si, Mg, Cl, Na
Д) F, K, C, H
Е) C, Ca, Cs
Ж) P, H, Br
З) Md, Rf, Es
Ответ поясните, назвав каждую группу.
П р и м е р . Составьте из химических символов, похожих друг на друга по одному или
нескольким признакам, группы и дайте их названия: N, Al, H, Fe, K, Ca, O, Si, Mg, Cu, Na,
S, Ag, C, P, Cl, Zn. Найдите как можно больше способов выполнения задания.
3. Указание на то, что решение находится за пределами привычной, знакомой зоны
поиска.
Этот прием направляет обучающихся по нетрадиционному пути, способствует расширению
зоны поиска.
П р и м е р . В таблице записаны символы и порядковые номера элементов IA группы
Периодической системы Д.И. Менделеева. Найдите, запишите и назовите химические
элементы в порядке увеличения металлических свойств.Таблица: Щелочные металлы
55 Сs
19 K
11 Na
3 Li
37 Rb
Примечание. При выполнении задания используются только сведения из таблицы, а не
Периодической системы.
Примечание здесь подсказывает, что решение находится за пределами привычной зоны
поиска – Периодической системы, а необходимо лишь воспользоваться номерами
химических элементов, указанных в таблице.
4. Составление алгоритма выполнения задания определенного вида.
Можно применять различные варианты этой деятельности.
Вариант 1. Дают готовые алгоритмы, построенные на основе ранее используемых общих
схем, образцы применения и задания для выполнения самостоятельной работы. Результаты
выполнения задания анализируются коллективно.
Вариант 2. После выполнения задания по алгоритму, предложенному учителем, при
переходе к следующей теме обучающиеся самостоятельно уточняют его для конкретного
задания.
Вариант 3. На основе алгоритма деятельности обучающиеся самостоятельно составляют
вариант алгоритма, соответствующий данному виду заданий., и применяют его.
Вариант 4. Предлагают обучающимся самостоятельно составить и осуществить алгоритм
деятельности по выполнению заданий определенного вида.
5. Выделение ключевых слов, являющихся ориентиром при выполнении задания.
Этот прием способствует более правильному определению способа решения. Можно
использовать несколько способов выделения ключевых слов.
Способ 1: Позиционный. Помещение выделяемого слова в ударную позицию.
П р и м е р . Назовите как можно больше веществ, обладающих перечисленными в задании
свойствами:
А) серебристо – белое, имеет характерный блеск,
Б) белое, гигроскопичное.Какими физическими свойствами необходимо дополнить предложенный список, чтобы
названные вами вещества можно было различить?
Способ 2: Лексический. Введение уточняющих слов, слов – усилителей.
П р и м е р 12. Закончите предложение, подобрав для перечисленных слов или записей
обобщающее слово (словосочетание).
А) электроны, протоны, нейтроны – это …
Б) Np, Ne, Nn – это…
Способ 3: Графический. Шрифтовые средства выделения.
П р и м е р . Просмотрите «текст»
Li2OSnO2H2CaNaHCO2P2O5BaK2SNa2O2HNO3OF2SO3KClN2O5HClO4
Ca(OH)2Na2SO4Cu(NO3)2K3PO4F2NHK3NO2H2SO2ClN2OHFeS2K2OCO
Выпишите из него формулы соединений щелочных металлов. Назовите вещества.
6. Перевод информации в собственную речь обучающихся, для чего можно
использовать следующие способы:
1. проговаривание действий при выполнении задания,
2. письменное составление логической схемы приема,
3. устный анализ и самоанализ ошибок, установление их причин и поиск способов
исправления.
Использование рассмотренных дидактических приемов способствует эффективному
включению заданий в учебный процесс и учету индивидуальных особенностей
обучающихся. Однако их применение не показывает, как изменяется самостоятельность
обучающихся в процессе обучения. Одним из способов, позволяющих решить эту
проблему, является изменение предписания, по которому выполняется задание, т.е.
использование заданий с одним и тем же предметным содержанием, но различающихся
формулировкой (предписанием). Для таких заданий характерен переход от более сложной
начальной формулировки к менее сложной. В этом случае снижается трудность задания
для ученика и выявляется тот уровень, на котором он может самостоятельно найти верный
ответ.
При таком подходе задание не содержит указания на способ его выполнения,
побуждая обучающихся самостоятельно находить путь решения (уровень 3).
П р и м е р .
Даны схемы химических реакций:1) C + O2 CO→
→
2) H2O + Na2O NaOH
3) CO2 + C CO→
4) SO2 + O2 SO→ 3
5) N2 + H2 NH→ 3
→
6) N2O5 + CaO Ca(NO
Распределите их на три равные группы.
3)2
В примере указаны исходные данные – схемы реакций – и в общем виде дано
предписание: разделить схемы на три группы, без указания того как это можно сделать.
Если обучающийся не может выполнить задание по такому предписанию, то используют
варианты снижения его трудности (уровень 2).
Обучающимся предлагаются
подсказывающие предписания, организующие их деятельность. Для приведенного выше
примера предлагается такая инструкция: «Разделите схемы реакций на три равные группы
– по составу веществ, вступающих в реакцию». Исходные данные не изменились, а
предписание стало более конкретным. В нем указан признак, на который надо
ориентироваться при решении.
Снижение до второго уровня трудности, на котором задание конкретизируется, как
правило, обеспечивает продуктивную работу основной массы класса. Но могут быть
обучающиеся, которым не доступно выполнение и на этом уровне трудности. В таком
случае должна действовать дальнейшая вариативность (уровень 1) и поиск уровня, когда
ученик может работать самостоятельно. Инструкция к рассматриваемому примеру может
быть такой:
«Разделите схемы реакций на три группы так, чтобы:
в первой группе оба исходных вещества были простыми,
во второй группе одно исходное вещество было сложным, а другое простым,
в третьей группе оба исходные вещества – сложные».
В такой организации заданий заключается контролирующая функция, т. е. «определяется»
Уровень сформированности у обучающихся как знаний, так и умений осуществлять
определенную деятельность.