Основная образовательная программа ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: Проведение эксперементов.
Цель: Дать представление о воздухе как газообразном веществе.
Образовательные: Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Расширять и активизировать словарь.
Развивающие: Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение, выслушивать друг друга.
Воспитательные: Воспитывать интерес к неживой природе, наблюдательность и любознательность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественного слова.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра на дыхание, экспериментирование, слушанье стихов и загадок, изготовление продукта детского творчества (оформляют панно приклеивание силуэтов деревьев)
Оборудование: визитки «Учёные исследователи», камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало, вырезанные из бумаги силуэты человека, дерево с густой кроной, фломастеры на каждого ребёнка. Банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно «Берегите воздух» (улицы города с домами без деревьев). Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, экологические игры, опыты, работа в экспериментальном уголке.
Ход экспериментальной деятельности
1 часть.
Воспитатель: Предлагаю вам ребята стать учёными и заняться исследованием. Вы знаете кто такие учёные исследователи? (ответы детей)
Ребята отгадайте загадку: Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю (воздух)
Нам предстоит трудная задача, узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. (дети садятся за столы)
2 часть.
ОПЫТ С КАМНЕМ.
Воспитатель: Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (ответы детей) Камень это твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (ответы детей) А можно ли взять воздух в руку и сжать его? (нет нельзя) Делаем вывод: воздух не твёрдое тело.
ОПЫТ С ВОЗДУХОМ.
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя пить. Значит он не жидкость.
Можно сделать вывод: воздух не твёрдое тело и не жидкость. Значит это газ. Он не видимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие. Продолжим исследование. Воздух не видим. Как же нам его обнаружить?
ОПЫТ 1. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
ОПЫТ 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ответы детей). Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Физминутка. (дети имитируют движения).
Ветер, тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою клён
Воспитатель: Воздух есть везде, проверим это.
ОПЫТ 1. Возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали? (ответ детей)
ОПЫТ 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается. Что же этому мешает? (ответ детей) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.
ОПЫТ 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что, происходит? (ответы детей) Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому мы выводу, пришли? (Воздух есть везде: в пакете, в меле, в груше).
А теперь уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух?
ЗАНИМАЕТ ЛИ ВОЗДУХ МЕСТО?
ОПЫТ 1. Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой, что мы наблюдаем? (ответы детей) Теперь осторожно наклоним стакан, что произошло и почему? (ответы детей) Делаем вывод: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
ОПЫТ 2.Закроем трубочку воронки пальцем и опустим её в воду. Что, произошло? (Ответы детей). Откройте отверстие воронки. Почему, вода вошла в воронку?(Ответы детей). Делаем вывод: воздух занимает место.
ИММЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?
ОПЫТ 1. Возьмём два воздушных шарика кладём их на весы. Что, наблюдаем? (Ответы детей). Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому, что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес. Если развязать нитку на надутом шарике, что происходит? ( Ответы детей).
Проводиться упражнение на дыхание «Шар лопнул»
ОПЫТ 2.Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины! (ответы детей) Что у неё внутри? (Воздух). Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Что мы узнали о свойствах воздуха? (воздух занимает место и имеет вес) Правильный вывод коллеги. А для чего нам необходим воздух? (ответы детей)
Уважаемые коллеги мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Зная главное значение воздуха, теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
ОПЫТ 1. Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку в неё подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха) Да и это, доказывает, что мы выдыхаем воздух.
ОПЫТ 2.Подышим на зеркальце, оно запотело. Почему? (ответы детей) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Прошу вас подойти к столам и нарисовать, а потом и раскрасить, как дышит человек, как воздух проникает в организм.
Дети работают с бумажным силуэтом человеческого тела и рассказывают о системе дыхания.
Воспитатель: Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается и опускается. Что же происходит с лёгкими при дыхании? (ответы детей) Правильно делаем вывод: при вдохе лёгкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться мы сможем, если проведём опыт.
ОПЫТ 3.Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуем, он наполняется воздухом. Когда это происходит, с нашими лёгкими? (при вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда, это происходит с лёгкими? (при выдохе). Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать (нет). Делаем вывод: без воздуха жизни не.
3 часть.
Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (ответы детей)
Дети читают стихи о грязном воздухе и чистом воздухе.
Появляется ребёнок в костюме «Чистый воздух»
Здравствуйте, а вот и я
В гости вас зову друзья
Приглашаю веселиться
В танце весело кружиться (дети танцуют танец)
Всем спасибо не прощаюсь
Я всегда с вами встречаюсь
Нельзя меня загрязнять,
Чтоб чистым воздухом дышать.
Воспитатель: Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Ответы детей)
Давайте посадим деревья (Дети оформляют панно «Берегите воздух» приклеивая силуэты деревьев)
Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, локотками, ладошками. Молодцы. Попрощаемся с нашими гостями. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.