Применение технологии смешанного обучения на уроках
Пучкова Евгения Игоревна,
преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ Иркутской области
«Ангарский автотранспортный техникум»
Для подготовки студента, необходимо в процессе обучения создавать условия, обеспечивающие, развитие умений командной работы, формирование активной жизненной позиции раскрытие их творческого потенциала.
Смешанное обучение – это образовательный процесс, который сочетает очное (лекции, семинары) и электронное (онлайн-обучение, видео, аудиоматериалы) обучение. Студенты могут посещать какую-то часть занятий в кабинете, а другую — проходить онлайн. Главная особенность — чередование разных образовательных форматов.
Образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, который они определяют самостоятельно.
Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия.
1. Определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов (учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей)
2. Выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его особенностей.
3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТопосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.
4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация установочного консультирования и контроля).
5. Оценивание и контроль результатов обучения.
Однако применение только дистанционных технологий не всегда имеет достаточную эффективность. Студентам может не хватить мотивации и навыков организации учебной деятельности, чтобы качественно усвоить программу учебной дисциплины.
Поэтому наиболее перспективным является смешанное обучение, подразумевающее интеграцию электронного обучения и традиционной классно-урочной системы.
К основным моделям смешанного обучения можно отнести:
1. Перевёрнутое обучение.
2. Ротация станций или смена рабочих зон.
3. Гибкая модель.
4. Модель «по запросу».
Я на уроках использую модель «Ротация станций» или «Смена рабочих зон».
Группу нужно поделить на подгруппы, каждая из которых работает в определённой зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определённый промежуток времени. Обычно определяются три зоны: работа с преподавателем, зона онлайн-обучения и зона самостоятельной работы в группа.
При делении группы на подгруппы руководствуюсь следующими критериями:
- первая подгруппа, студенты с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), умеющие хорошо работать;
- вторая подгруппа, студенты со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью преподавателя по опорным схемам), средним уровнем учебной мотивации к процессу обучения;
- третья подгруппа, студенты с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), низким уровнем мотивации учения, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.
Выделение трех таких подгрупп студентов в значительной степени помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Состав подгрупп от урока к уроку может меняться в зависимости от уровня сложности изучаемого материала, от вида деятельности обучающихся в каждой зоне.
Такие учебные занятия провожу с целью закрепления уже изученного материала.
Каждая группа получает задание определенного уровня сложности в зависимости от способностей студентов конкретной группы.
При составлении заданий используется принцип от простого к сложному. Сначала предлагаются студентам типовые примеры, далее степень сложности повышается.
При организации деятельности студентов в зоне онлайн-работы важно создать условия для развития навыков самостоятельной работы, личной ответственности, самоорганизации. Студенты должны научиться учиться самостоятельно. Работая в этой зоне, они могут как знакомиться с новым материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои знания.
В зоне самостоятельной работы у студентов появляется возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции. В этой зоне работы можно использовать разные формы организации деятельности. Это могут быть групповые практико-ориентированные задания, мини-исследования, проблемно-поисковые задачи, дидактические игровые ситуации и т.д.
Для оценивания результатов работы студентов используется система критериев по каждой зоне, результаты суммируются и выводится средний балл.
Главной задачей педагога на учебном занятии становится управление процессом усвоения учебного материала и формирования навыков, координация деятельности студентов.
Смешанное обучение по модели «Ротация станций» или «Смены рабочих зон» способствует повышению мотивации учебной деятельности на основе самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах.
Смешанное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. При смешанном обучении обучающийся находится в центре образовательного процесса, появляется возможность реализовать индивидуальную образовательную траекторию.
Список литературы:
1. Калинкина Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании: учебно-методическое пособие / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, И.Н. Лескина, Е.И. Пономарева. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 110 с.
2. Блинов В.И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Педагогика высшей школы. – 2021. – No5. – С. 44-64.
3. https://infourok.ru/doklad-tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-i-informatiki-6101681.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.