Проведение учеб-ных занятий с ис-пользованием технологии смешанного обучения.

  • docx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала применение смеш.обучения.docx

Применение технологии смешанного обучения на уроках

 

Пучкова Евгения Игоревна,

преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ Иркутской области

«Ангарский автотранспортный техникум»

 

Для подготовки студента, необходимо в процессе обучения создавать условия, обеспечивающие, развитие умений командной работы, формирование активной жизненной позиции раскрытие их творческого потенциала.

Смешанное обучение – это образовательный процесс, который сочетает очное (лекции, семинары) и электронное (онлайн-обучение, видео, аудиоматериалы) обучение. Студенты могут посещать какую-то часть занятий в кабинете, а другую — проходить онлайн. Главная особенность — чередование разных образовательных форматов.

Образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, который они определяют самостоятельно.

Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия.

1. Определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов (учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей)

2. Выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его особенностей.

3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТопосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.

4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация установочного консультирования и контроля).

5. Оценивание и контроль результатов обучения.

Однако применение только дистанционных технологий не всегда имеет достаточную эффективность. Студентам может не хватить мотивации и навыков организации учебной деятельности, чтобы качественно усвоить программу учебной дисциплины.

Поэтому наиболее перспективным является смешанное обучение, подразумевающее интеграцию электронного обучения и традиционной классно-урочной системы.

К основным моделям смешанного обучения можно отнести:

1.      Перевёрнутое обучение.

2.      Ротация станций или смена рабочих зон. 

3.      Гибкая модель.

4.      Модель «по запросу».

Я на уроках использую модель «Ротация станций» или «Смена рабочих зон».

Группу нужно поделить на подгруппы, каждая из которых работает в определённой зоне по видам учебной деятельности, меняясь через определённый промежуток времени. Обычно определяются три зоны: работа с преподавателем, зона онлайн-обучения и зона самостоятельной работы в группа.

 При делении группы на подгруппы руководствуюсь следующими критериями:

- первая подгруппа, студенты с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), умеющие хорошо работать;

- вторая подгруппа, студенты со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью преподавателя по опорным схемам), средним уровнем учебной мотивации к процессу обучения;

- третья подгруппа, студенты с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), низким уровнем мотивации учения, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий.

Выделение трех таких подгрупп студентов в значительной степени помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Состав подгрупп от урока к уроку может меняться в зависимости от уровня сложности изучаемого материала, от вида деятельности обучающихся в каждой зоне.

Такие учебные занятия провожу с целью закрепления уже изученного материала.

Каждая группа получает задание определенного уровня сложности в зависимости от способностей студентов конкретной группы. 

 При составлении заданий используется принцип от простого к сложному. Сначала предлагаются студентам типовые примеры, далее степень сложности повышается. 

При организации деятельности студентов в зоне онлайн-работы важно создать условия для развития навыков самостоятельной работы, личной ответственности, самоорганизации. Студенты должны научиться учиться самостоятельно. Работая в этой зоне, они могут как знакомиться с новым материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои знания.

В зоне самостоятельной работы у студентов появляется возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции. В этой зоне работы можно использовать разные формы организации деятельности. Это могут быть  групповые практико-ориентированные задания,  мини-исследования, проблемно-поисковые задачи, дидактические игровые ситуации и т.д.

Для оценивания результатов работы студентов используется система критериев по каждой зоне, результаты суммируются и выводится средний балл.

Главной задачей педагога на учебном занятии становится управление процессом усвоения учебного материала и формирования навыков, координация деятельности студентов.

Смешанное обучение по модели «Ротация станций» или «Смены рабочих зон» способствует повышению мотивации учебной деятельности на основе самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах.

Смешанное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. При смешанном обучении обучающийся находится в центре образовательного процесса, появляется возможность реализовать индивидуальную образовательную траекторию.

 

Список литературы:

1. Калинкина Е.Г. Технологии смешанного обучения в современном школьном образовании: учебно-методическое пособие / Е.Г. Калинкина, Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, И.Н. Лескина, Е.И. Пономарева. –  Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 110 с.

2. Блинов В.И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Педагогика высшей школы. – 2021. – No5. – С. 44-64.

3. https://infourok.ru/doklad-tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-i-informatiki-6101681.html