Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.
Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И
ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА
Классный час педагогической науке и практике
Обратимся к публикациям известных ученых и выпишем из них определения этого
понятия.
1. «Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации
фронтальной воспитательной работы» (Н.И. Болдырев).
2. «Классный час можно назвать специально организованной ценностно
ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников
системы отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич).
3. «Классный час – это время для общения классного руководителя со своим
коллективом,
когда он использует разнообразные приемы, средства и способы
организации взаимодействия» (Е.В. Титова).
4. «Классный час. В нашем понимании это не какаято определенная форма
работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного
процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с
воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к
определенным ценностям,
позволяет сделать воспитательное воздействие
систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и
случайным, а управляемым и целенаправленным» (Л.И.Маленкова).
5. «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими
воспитанниками» (В.П. Созонов).
6. «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при
которой школьники под руководством педагога включаются в специально
организованную деятельность, способствующую формированию у них системы
отношений к окружающему миру» (Л.В. Байбородова).
К перечню определений ученых можно добавить еще одно – обобщенный вариант
суждений педагоговпрактиков об этой форме воспитательной работы. Большинство из них
под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю
для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Исходя из названных и других определений классного часа, мы постарались
Характеристики классного часа
выделить его характерные черты. К ним целесообразно отнести следующие:
вопервых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока
ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического
взаимодействия;
вовторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с
детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа
возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной
деятельности;
втретьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного
взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного
руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами.
Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с
классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как
имеет не только общие, но и отличительные черты;
вчетвертых, это форма общения классного руководителя и его воспитанников,
приоритетную роль в организации которой играет педагог. Не случайно такие
ученые, как Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, В.П. Созонов, называют эту форму
воспитательной работы часом классного руководителя.
Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной
Некоторые положения о классном часе
деятельности классного руководителя с классным коллективом.
Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной
работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение
классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию
классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с
учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в
определенный день.
Тематика классных часов
определяется классным коллективом на классном
собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с
общешкольным планом мероприятий, в соответствии с анализом воспитательной работы
прошедшего года, с целями и задачами на предстоящий учебный год.
Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под
руководством классного руководителя.
На классном часу дети рассаживаются так, как им хочется или в соответствии с
планом классного часа.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный
руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети
почувствуют усталость. Классный час, особенно в 5 классе, может длиться 2030 минут, в
911 классах – более 1 часа. Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму
дня учащихся, использовать здоровьесберегающие технологии.
Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его
основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного
потенциала классного часа.
В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую
копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.
Функции классного часа
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с
учащимися. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С, Финданцевич, классный час выполняет
следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет
круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике,
литературоведению и другим наука. Предметом классного часа могут быть и знания из
области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в
деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление
социальной жизни.
Примерные темы: "Как появился этикет», "Наша Конституция", "Проблемы
современного общества" и т.д.
Ориентирующая функция
состоит в формировании у школьников
определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них
иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функцияпредполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции
неразрывно связаны между собой.
Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?», "Кем быть?", «Каким быть?",
"О мужественности и женственности» и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о
жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция
выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их
поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то
эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не
переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка"
может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор
книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и
просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Задачи классного часа
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом
педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности
по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих
педагогических задач:
1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3) формирование эмоциональночувственной сферы и ценностных отношений
личности ребенка;
4) содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности
учащегося, его творческих способностей;
5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.
Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с какимто
отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще
проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации,
где каждому классному часу отводится определенное место и роль.
Тема классного часа
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в
планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
1. моральноэтическим проблемам. На них формируется определённое отношение
школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в
выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как
источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с
основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде
человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось
эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим
событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее
успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственнойполитики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой
зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны
восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в
стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического
просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к
природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8.общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным
датам, праздникам и т. д.).
Тематика классных часов
Индивидуальная
работа
Коллектив
Учение
Час доверительных бесед «Почему мне так трудно?»
«Мои достоинства и недостатки».
Практические занятия «Как быть привлекательной»
Разговор по душам «Красота. Гордость. Достоинство» (для девушек).
«Общение с прекрасным полом». «Сексуальная культура» (для
мальчиков).
Индивидуальные беседы «Гигиена подростка».
Как мы помогаем друг другу.
Если друг с тобою рядом.
Знаешь сам – помоги другому.
О выполнении общественных поручений.
Личность и коллектив.
Что значит «активная жизненная позиция»?
Могут ли быть права без обязанностей.
Общественное поручение под общественный контроль.
Чем силен коллектив.
О правах и обязанностях учащихся.
Тренинг «Способы общения».
«А без друзей на свете трудно жить…»
«Комплимент – дело серьезное».
«Конфликт – неизбежность или…»
Общение и уважение.
Конкурс проектов «Школа – второй дом»
«А я могу рассказать»
Учение и труд рядом идут.
Хочу и надо в твоей учебе и поведении.
«Учеба. Только ли твое личное дело?».
Устный журнал «За страницами твоего учебника».
Книга в твоей жизни.
Без внимания не добудешь знания.
Живая газета «Хочу все знать».
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Умеешь ли ты готовить уроки.
Твой любимый предмет.
Знание – сила.
В мире занимательных наук.
Что нам мешает учиться без троек.Патриотическое
воспитание.
Экологическое
воспитание.
Гражданско
политическое
воспитание.
Нравственное
воспитание
Новости науки и техники.
Мир знаний и знания в Мире.
Как развивать ум и память.
Как пользоваться библиотечным каталогом.
Уединение с книгами лучше общения с глупцами.
Правильно ли я распределяю свое время?
Свободен ли ты в свободное время.
Давайте родную природу беречь.
О красоте родного края.
Человек и природа – одно целое.
Каково будущее нашей планеты?
Наш класс в борьбе за экономию и бережливость.
Знай цену вещам.
Мое и наше.
Наш друг – природа.
Хлеб и его истинная цена.
Возьми в пример себе героя.
«Гражданином быть обязан…»
Молодежь и политика.
«Где родился, там и сгодился».
«Частная и публичная жизнь гражданина»
Викторина «Знаешь ли ты политические термины».
Устный журнал «Военные династии»
Диспут «Что значит жить достойно?»
«Государство для меня – я для государства»
Лекция «Молодежь в борьбе за самоопределение».
«Поэзия войны»
Устный журнал «По страницам истории»
«Ты и твое имя»
«История города»
«Гербы городов Свердловской области»
«Знамена современных родов войск»
«Памяти павших будьте достойны»
«Есть такая профессия – Родину защищать»
«Знаешь ли ты чины и звания родов войск»
«Красная книга Московской области»
Конкурс экологических сказок.
«Цифры и факты: экологические катастрофы».
Правила поведения на воде.
«Как учиться, чтобы не лечиться»
Роль растений в жизни человека.
Практикум «Человек и водоемы».
Экскурсия на природу «Дружно за руки возьмемся»
Моя семья моя крепость.
Достоинство.
Милосердие.
Дари добро…
Как научиться быть вежливым?
Поговорим о человечности.
В человеке все должно быть прекрасно.Улыбка мамы.
Любовь и долг.
Чем мы обязаны взрослым?
Как я строю свои отношения со старшими.
Перед матерью в вечном долгу.
Дружат девочки и мальчики.
Умеем ли мы дружить.
Культура – это доброта к людям.
За честь класса.
Дисциплина и дисциплинированность.
О скромности и вежливости.
Глубоко ранит острый меч, но много глубже – злая речь.
Старшеклассники – союзники педагога.
Вежливость на каждый день.
Вопросы, которые тебя волнуют.
О единстве слова и дела.
За что мы ценим человека?
О культуре подлинной и мнимой.
Умеешь ли ты ухаживать за больным?
Подарки в жизни человека.
Простые нормы нравственности.
В мире вежливости.
Мораль в жизни человека.
Этика общения и правила этикета в жизни человека.
Правила хорошего тона.
Поведение и культура.
Игра «Дарите комплименты»
Вечер вопросов и ответов «Счастье – это состояние души»
Вечер отдыха «Моя родословная»
«Азы народного этикета»
«Имидж делового человека»
«Дом. Тепло семейного очага»
«Брачные церемонии у народов мира».
«Дамы и кавалеры в общении».
«Семейные праздники».
«Сервировка праздничного стола»
«Семейные реликвии».
«Человек в семье»
«Учитесь говорить друг другу комплименты».
«Как готовить себя к семейной жизни».
«Супружеская неверность: за против».
«От любви до ненависти – один шаг».
«Поведение человека в чужом доме».
«Любовь и брак».
«Шалость, злонамеренный поступок, вандализм».
Акция «Сотвори добро».
«Что в человеке самое главное»
«Если переступить черту»
«Самая любимая на свете»
Ваше здоровье в ваших руках.
ЗдоровьеУроки Мойдодыра.
Тропинка к здоровью.
Молодость и здоровье.
Только здоровому жизнь интересна.
Ущерб, нанесенный алкоголем.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Диспут «Болезнь или преступление».
Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах?
«Привлекательная внешность? Не проблема».
«Вредные Привычки? У нас их нет!».
«Суд над сигаретой».
«Резервы богатырского здоровья»
«Наркомания: мифы и реальность».
«Чистая вода – для хвори беда»
«Гигиена – страж здоровья»
«Движение – это жизнь»
«Питание и здоровье»
«Лечебные силы природы»
«Спид – чума века».
Устный журнал «Пять минут о здоровье».
Труд умелые руки любит.
Порядок в классе – дело нас самих.
Утренник «Хлеб – всему голова».
Наши мамы и папы на работе.
Каждому – дело по душе.
Выставка – смотр поделок «Это мы можем делать сами».
«Есть много профессий, хороших и разных».
Операция «Добрые дела людям».
Конкурс сочинений «Самая лучшая профессия».
Честь и хвала рабочим рукам.
Редкие профессии.
Учеба и твоя будущая профессия.
Красота и величие человека труда.
Изготовление наглядных пособий.
Встречи с представителями разных профессий.
Сам себе бухгалтер.
Арифметика быта.
Мы и закон.
Тематический вечер «Ты выбираешь, тебя выбирают».
«Планирование карьеры».
«Если хочешь стать боссом».
Деловая игра «Устройство на работу».
«Экономика вокруг нас».
«Разумные и неразумные потребности».
«Качество и эффективность учебного труда».
«В чем заключается культура учебного труда».
Политинформация «Экономика города».
«В мире интересных профессий»
«Трудовой экспресс»
«Что такое художественный вкус»
Трудовое
воспитание
Профессиональная
ориентация
Творчество«Таланты и поклонники»
Заочная экскурсия «Художественные музеи мира»
Вернисаж «Очей очарованье»
«Как выбрать подарок».
Конкурс «Стихотворения о любви».
Вечер бардовской песни.
«Музыка бунта»
Обмен впечатлениями «Был обычный день осенний»
«Культура одежды»
«Народные песни»
«В мире увлечений»
Играпредставление «Осенний листопад»
Режим и как его соблюдать.
Сделал дело гуляй смело.
Зачем человек спит?
Душа – это мой внутренний мир.
Умей делать добрые поступки.
Чем сердиться – лучше помириться.
Какой я? Чем я отличаюсь от других?
Мой мир общения.
Умей помочь себе.
Как научиться познать себя.
Как научиться управлять собой.
Приемы развития внимания, памяти.
Давайте поговорим. Общение и речь.
Как правильно говорить?
О красоте, добре и зле.
Мой внутренний мир.
Эмоции и чувства, возникающие у людей.
Привычки и любимые занятия.
Я и окружающий мир.
Умение слушать.
Навыки общения с людьми.
Умение вести разговор.
Уверенное и неуверенное поведение.
Конфликт.
Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией.
Что такое проблема?
Мозговой штурм. Умение сказать «нет».
Твое терпение. Хороший ли ты слушатель?
Уроки привлекательности.
Я в мире людей или живи в согласии с другими.
Индивидуальность или чем я отличаюсь от других.
Что ты знаешь о своих правах и обязанностях.
Задержан милицией.
Как себя вести?
Правовые основы современного общества. «Неформалы. Кто они
такие? Взаимоотношения с законом».
«Мораль и право».
Демократия и свобода слова –что это такое.
Самопознание
Правовое
воспитание«Добро и зло. Причины наших поступков».
Права работника и работодателя.
Собственность, права и обязанности. «
Брак. Его правовые нормы».
Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии». «Что
должен знать пешеход»
Основные компоненты классного часа
Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности,
субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального
образа его жизнедеятельности.
Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно
включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и
самоутверждения личности ребенка.
Организационнодеятельностный.
Обучающиеся являются полноправными
организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка,
актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочноаналитический. В качестве критериев оценки результативности классного
часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально
личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и
творческих способностей обучающихся.
Личностноориентированный классный час
В условиях модернизации образования, когда на первое место ставится личность
ученика, классный час тоже должен стать личностноориентированным.
Главное его предназначение связано с решением задачи становления и проявления
субъективности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.
Конечно, деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть
направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с
решением задачидоминанты по развитию субъектности, индивидуальности и креативности
ребенка.
Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой,
содержательный, организационнодеятельностный и оценочноаналитический компоненты
классного часа.
Сравнительная характеристика основных компонентов традиционного и личностно
ориентированного классного часа
(по Е.Н.Степанову)
Основные компоненты
классного часа
Целевой
Традиционный классный час
Направленность на усвоение
в
учащимися принятых
обществе ценностей,
норм
образцов
отношений
поведения.
и
Личностно
центрированный классный
час
Целевые установки связаны
прежде всего с раскрытием
потенциала
личностного
учащихся,
процессом их
самоактуализации,
становление
уникального
образа жизнедеятельностиСубъектом определения темы и
содержания классного часа
является педагог, и лишь в
редких случаях эту роль
выполняют члены ученического
самоуправления.
Содержательный
и
Главным,
часто
единственным, организатором
совместной деятельности и
общения выступает классный
руководитель. Взаимодействие
участников классного часа
строится на основе монолога,
фронтальных и групповых
форм работы.
совместная
жестко
деятельность
регламентируется
и
осуществляется в строгом
соответствии
планом
классного часа.
При анализе и оценки
классного часа внимание
обращается на объем, новизну и
ценность
духовную
передаваемой
детям
информации,
культуру и
оригинальность ее изложения,
качество
усвоения
учащимися.
ее
с
Организационно
деятельностный
Оценочно
аналитический
являются
совместно
каждого ребенка.
Содержание классного часа
является
личностно
значимым. Оно включает
материал, необходимый для
саморазвития,
самовоспитания
и
самоутверждения личности.
Классный
руководитель
совместно с учащимися и
(если это необходимо)
родителями
определяют
тему
содержание
и
классного часа.
Учащиеся
полноправными
организаторами классного
час, происходящей на нем
совместной деятельности.
Педагог
с
учащимися создает ситуацию
выбора и успеха, как для
детей, так и для взрослых.
Преобладают диалоговые,
дискуссионные,
исследовательские,
проблемные
взаимодействия.
В качестве критериев оценки
результативности классного
часа выступают личностное
значение
усваиваемой
информации; влияние на
личностного
реализацию
потенциала ребенка,
на
развитие индивидуальности и
творческих способностей
влияние на
учащихся;
развитие
коллектива;
комфортность и активность
участников.
формы
После описания основных компонентов личностноориентированного классного часа
целесообразно начать разговор о технологических аспектах его организации.
Технология подготовки и проведения личностноориентированного классного часа
(по Е.Н.Степанову)Подготовку и проведение классного часа личностноориентированной направленности
можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых
действий.
1) составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики
классных часов на новый учебный год;
2) уточнение темы личностноориентированного классного часа и генерирование идей
по его подготовке и проведению;
3) выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа,
формирование сообщества его организаторов;
4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
5) составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана
классного часа;
6) проведение классного часа;
7) анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке
и проведению.
Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает
использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и
рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и
проведению личностноориентированного классного часа.
Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их
родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило,
деятельность по подготовке и проведению личностноориентированного классного часа
начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании
воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел
включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно
направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.
При определении их тематики педагог должен не только опираться на
существующие в науке представления о типичных психологофизиологических
характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном
возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе
уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. На наш
взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения
о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в
своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации
воспитательного процесса. Например, учитель школылаборатории № 18 г. Пскова Т.А.
Федорова, проводящая учебновоспитательную работу с учащимися коррекционного
класса, составила в дневнике классного руководителя следующую таблицу:
Поле поддержки индивидуального развития учащихся
Ф.И.О.
Основные проблемы
учащихся
учебные
личностные
Формы, приемы и методы
коррекционной работы
Наблюдаемые
изменения
В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной,
Структура классного часа
основной и заключительной.Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить
достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и
значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к
серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и
подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться
классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.
Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее,
указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма
можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в
самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Залог успеха – учет возрастных особенностей детей, особенностей классного
коллектива, уровня его развития.
Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия детей с классным
руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и их позиции. Если на
первых классных часах организатором является классный руководитель и информация
исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение должны
включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный
руководитель учит их анализу жизненных явлений, способствует формированию активной
жизненной позиции.
Различные формы проведения классного часа.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа
зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных
особенностей детей.
дискуссионные формы: диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер
вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, заседание киноклуба;
формы состязательного характера: конкурс, викторина, путешествие, КВН,
эстафета полезных дел, смотр, презентация, аукцион;
творческие формы: фестиваль, выставка, вернисаж, устный журнал, живая газета,
творческая мастерская, представление проектов, юморина, спектакль, концерт,
ярмарка, праздник, огонек, вечер отдыха, музыкальный вечер;
игровые формы: ролевая игра, сюжетная игра, интеллектуальная игра, игра–
катастрофа;
формы психологического просвещения: тренинг, исследование;
подвижные формы: веселые старты, соревнование, эстафета; турнир; спортивный
праздник.
Общие советы по организации классного часа:
1. Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной
информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть
очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы,
ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах,
размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной
проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала
учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по
содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу,
сменить вид деятельности и т.д.
4. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели,
предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его
проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
5. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не
должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать
свое мнение, выступить с критикой.
6. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание
принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех
классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать
в подготовке и проведении того классного часа, который чемто для него интересен.