Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .
Оценка 5

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
физическая культура +1
Взрослым
11.04.2018
Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .
Одной из древнейших казахских игр является Тогыз-кумарак. Это настольная игра на доске призванная развивать логику и смекалку, логическое математическое мышление и выдержку. В основу игры положено число 9, считавшееся у древних тюрков священным. игра строится на тактике и на скорости подсчета.
тогыз-кумалак.doc
ПЛАН Проведения открытого мероприятия  по национальной игре  Тогыз­кумалак . 1. 2. История возникновения игры Развитие тогыз­кумалака в республике и Костанайской  области Достижения в области Правила игры 3. 4. 5. Показательные выступления   Тогыз­кумалак – игра древняя. Истории   известны   пять   крупных   типов   игр,   которые   проводятся   на доске. Их называют  настольными играми,  хотя не всегда и не все они игрались на доске. По­видимому, доски для игры появились несколько позже,   чем   сами   игры.   Для   игр,   необходимым   атрибутом   которых являлись   лунки,     необязательным   было   наличие   досок.   В   недалеком прошлом   в   тогыз­кумалак   могли   играть   просто   на   земле,   сделав соответствующие лунки на удобном месте.  Казахстанскими археологами были сделаны интереснейшие открытия, открывающие новое в истории тогыз­кумалака.  При раскопках древнего  населения периода   111­1V вв. н.э.    (Южно­Казахстанская обл.)  ученые    обнаружили  различные шарики,   специально выточенные   для игры. В результате тщательного исследования они   пришли к выводу, что шарики служили для игры в тогыз­кумалак.   Также   в     30   км.   от     г.   Тараза     на   одной   из   скал Бурлинских гор  археологи обнаружили  рисунок, изображающий доску для игры   в   тогыз­кумалак. На каждой стороне доски имеется девять лунок, т.е. столько же, сколько имеет современная доска для  игры. Не имея   веских   доводов     более   точно   определить   дату   возникновения тогыз­кумалака, отметим, что родственные тогыз­кумалаку игры имели широкое распространение с древних времён на огромной   территории, начиная   со Средней Азии и   Казахстана, кончая Индией и Северной Африкой.                     Примечательна в этом  смысле   история родственной   тогыз­ кумалаку игры калах.  Внастоящее время одна из древних досок калаха в виде   причудливой «лодочки»,  нагруженной мелкими камешками, стоит на   музейной     полке   в   шотландском   городке   Абердине,   в этнографическом музее одного из местных колледжей.            Подобные доски встречались в самых различных районах Азии и Африки.   Они из разных материалов:  вырезанные из глины, выточенные из слоновой кости, высеченные из камня.           Характерное изображение двух  рядов   на противостоящих   лунок   –   по­шесть   в   каждом­   встречается   египетских   саркфагах,   на   ступенях   афинских   храмов,   на   каменных стеллах у обочин  древних караванных путей.  Эта глубоко вошедшая  в жизнь народов  Востока игра в середине века была предана забвению и вновь возрождена в конце 19  в.           Этому способствовала выставка г.Чикаго  в 1893 г., на одном из стендов которой  приводились  содержание и правила игры, вызывавшие большой   интерес     у   посетителей.   В   1940   г.   один   из   американских любителей игры,  Вильям Чемпион, наладил производство наборов  для игры, и с его лёгкой   руки   забытая игра стала   в   Америке одной из популярнейших.   Он     же   дал   ей   современное   название   «калах»   от названия  пустыне Калахари, где  в эту  пору  якобы  до сих пор играют местные жители.        Неимение интересна  история  другой  настольной  игры – манкалы. Своё название манкала получила от слова   «накала», что   в переводе с арабского  означает  «переносить  из одного места  в  другое». Манкала упоминается в 140  письменных источниках народов Востока.  В манкалу     играют герои   «Тысячи и   одной ночи»       (15 ночь).   В манкалу   играют   два     игрока,   у   каждого   по   семь   одинаковых последовательно   расположенных   лунок     и   по   одной     большой   лунке, которая     выполняет   роль   накопителя.   В   начальной   позиции     игры   в каждой из лунок лежит по семь камней, а  накопители  пустые.        А в тогыз­кумалак доминирует число 9 и не  случайно, т.к. с древних времён число  9 считается  «священным»  у  тюрских народностей. Доска для   игры   в тогыз­кумалак   содержит   по девять   лунок с двух сторон, в каждую   из которых   кладутся   по девять кумалакоов. Всего используется  162 кумалака. С древних времён  каждая из лунок  имеет своё название, берущее своё  начало из практики игры. они называются слева  направо соответственно:  арт, тектурмас, атотпес, атсыратар, бел, белбасар, кандыкакпан, кокмойын, мандай. Кагда для игры  стали  использоваться доски, выдолбленные из  дерева, то лунки стали   размечаться буквами алфавита. Это было нужно для того,   чтобы     записывать   партии.   Впоследствии   буквы   были   заменены цифрами,  удобными для запоминания. Неслучайно всё настойчивей становятся призывы ввести уроки тогыз­ кумалака в  курс школьных занятий. Игра тогыз­кумалак  должна войти в школьную жизнь   как   один из элементов умственной культуры.   Суть взаимосвязи     тогыз­кумалака   и   учебно­воспитательного   процесса   в школе  понята ещё не  всеми. По­видимому это недоразумение. Может быть,   в   известной   мере,   это   разрешено   путём       более     действенной пропаганды тогыз­кумалака среди педагогов, в частности введение курса игры   в программу   педагогических вузов.   Многие педагоги видят в тогыз­кумалаке   лишь   дополнительную   нагрузку     к   напряженному учебному   плану.     Здесь   ошибка   заключается   в   следующем:     при огромном потоке  информации просто невозможно дать исчерпывающий обзор всех наук. Многое роднит тогыз­кумалак с наукой. Эта общность  ­ технологии:   анализ,   накопление   и   систематизация     знаний,   описание полученных данных,  опытная  их проверка и т.д. Игра  в тогыз­кумалак требует   интенсивного   и   длительного   внимания.   Можно   превосходно вести   партию   и   добиться   выигрышного   положения,   но   достаточно ослабить   сосредоточенность   на   несколько   секунд,   чтобы   все   плоды предыдущей    работы пошли насмарку.   Игра развивает   объективное, реалистическое     отношение   к   портнёрам   и   себе,   требует   умения самостоятельно ставить задачи и решать их, т.е учат эксперементу   в широком смысле  этого понятия.                 Тогыз­кумалак   ­     прекрасное   средство   для   развития   и совершенствования  волевых  качеств и навыков. В игре  нужно немало таких   качеств,   и   прежде   всего   дисциплинированность   мысли, решительность,   устойчивость   внимания,   хладнокровие,   мужество, стойкость.         Особенно благотворно в этом  направлении действует тогыз­кмалак в   детском возрасте.     У них исчезает рассеянность, они   становятся более     собранными,   усидчивыми,   начинают   лучше   учиться.   Занятия тогыз­кумалоком     интеллектуальных способностей человека и многих важных сторон личности. В процессе занятия     тогыз­кумалоком   улучшаются     и  развиваются     логическое   и интуитивное   мышление,   долговременная     и   перативная   память, совершенствуется   способность     к   концентрации   и   переключению внимания.   Очень   важно,   что   тогыз­кумалак     воспитывает   у   игрока критическое     отношение   к   самому   себе  ,  показывает     необходимость признавать и исправлять сделанные ошибки. Каждая партия необратима во времени. Сделанный ход нельзя   вернуть. И это значит, что тогыз­ кумалак постоянно напоминает об ответственности за свои   поступки. Тогыз­кумалак   развивает   столь   важную   способность,   как диструбутивное   внимание, т.е. умение   охватывать всю обстановку   в целом, не упуская  в тоже  время   из виду существенных деталей.                 Тогыз­кумалак   выступает   ещё   и   как   фактор     воспитания   в ученической  среде. Возможности самовыражения в игре, в общении со сверстниками,   развитие   духа   коллективизма   (в   командных соревнованиях)   ­   всё   это   противостоит   некоторым   нежелательным психологическим   настроениям,   порой     возникающим   в   переходный возрастной период.   способствуют     развитию Тогйз­кумалак тесно связан с многими учебными дисциплинами, но особенно   с   математикой.   Решение     задач     в   тогыз­кумалаке   так     же неоспоримо, как  доказательство  математической  теоремы:  вся  игра   в тогыз­кумалаке   укладывается в рамки математики, представляя собой один   из   видов   так     называемых   исчислений.   Исчисление   в   тогыз­ кумалаке,   однако,   весьма     сложно   и     указать   наилучший   ход   в определённой  позиции  можно только путём  перебора.        Игра в тогыз­кумалак протекает в перестановке  кумалаков с  одной лунки в другую, т.е. с начального поля  на конечное. Из этого следует, что в основе   тогыз­кумалака лежит проведение линий, т.е. мысленное «черчение». Таким образом, два математических элемента ­ плоскость и линии связаны  с тогыз­кумалаком.               В   математике     существуют   таблицы     чисел,   называемые «магическими   квадратами»,   «магическими   прямоугольниками».     Игра тогыз­кумалак неотделима от «магического прямоугольника».                Формы   мышления кумалиста   и   математика довольно близки. Теперь   перейдём     к   современной   связи   между   тогыз­кумалаком   и математикой. Речь пойдёт о связи тогыз­кумалака с ЭВМ.  Игра тогыз­ кумалак обладает важными для кибернетики свойствами: в ней имеются чёткие  правила  выполнения  операций (ходы) и конечная  цель – набор 82   кумалаков   более   дискретный   характер   соответствует   цифровой природе ЭВМ. В игре тогыз­кумалак встречаются  как  и  в математике симметричные  позиции.                 К   сожалению   отсутствие   типовых   учебников,     широко разработанных   программ   занятий,   методических   рекомендаций   не позволяет   использовать   воспитательную   силу   тогыз­кумалака   более эффективно в ближайшее время.                В последние годы   объём знаний   в тогыз­кумалаке возрос и продолжает   расширятся   за   счёт   находок     и   открытий     мастеров.   Но получается     парадокс,   а     пользоваться   им     нельзя.   Знания   как   бы засекречены   от   основной   массы   любителей     игры,   они   хранятся     в основном  в памяти  и личных  картотеках ведущих мастеров.  Для того, чтобы     они     стали     достоянием   всех   любителей     игры,    необходимо издание книг  по курсу теории дебютантов. Предполагаемое содержание книг должно быть своего рода   энциклопедическим справочником, так как   прежде   чем   овладеть     высшей   математикой,  необходимо   освоить элементы арифметики. Эта аксиома справедлива и для обучения игре тогыз­кумалак.                        Исрользованная литература: 1. В.Вигман «Радость творчества». 2. А.Акшураев «Тактика игры  тогыз­кумалак». 3. С.Литвинович «Школа позиционной игры». 4. Г.Вик «Математика на  шахматной доске». 5. С.Получаевский «Рождение варианта». ­ казан чёрных.    9          8         7         6          5         4          3         2         1      9    9    1          2         3         4          5         6          7         8          9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9    9 ­ казан белых. Х – знак «туздыка». !  ­ хороший, сильный ход. !!  ­ отличный, очень сильный ход. ? – плохой ход. ?? – грубая ошибка. 0­ любой ход.

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия по национальной игре "Тогыз-кумалак" .

Проведение открытого мероприятия  по национальной игре   "Тогыз-кумалак" .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018