Проверочная работа по роману А. С. Пушкина «Дубровский» 6 класс
1) Покровское, Кистеневка, Арбатово — Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
2) «Всегдашние занятия его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец...» О ком идет речь в этом фрагменте?
3) Как звали отца Владимира Дубровского?
4) Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
5) Какой чин был у Троекурова?
6) Что отвечал отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
7) Кто такой Тимошка?
8) Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
9) «.. .я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а ...». Вставьте в письмо Дубровского пропущенное слово.
10) Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
11) Узнайте героев по описаниям:
а) «маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели... Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»;
б) «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
в) «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах »;
г) «толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком...»;
д) «человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, сущий портрет Кульнева».
12) Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
13) Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
14) «Приезд Троекурова и прием, ему оказанный, были уже известны всему околотку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия». О каком событии идет речь и правы ли были «тамошние политики»?
15) «...я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на ... . Как увидишь его, страх и трепет клонят ниц, а спина сама так и гнется, так и гнется». Кто и о ком это говорит?
Вставьте недостающее имя.
16) Основное занятие Маши Троекуровой.
17) Чему должен был учить француз Сашу?
18) «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
19) Как звали Спицына?
20) «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
21) Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маше в то время, на которое приходятся основные события романа?
22) «...красная шкатулка была точно пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли...».
Куда подевались деньги? Чья это была шкатулка?
23) Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
24) Сколько лет было Верейскому?
25) Какую песню любил насвистывать Троекуров?
26) «...оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки...». Как звали мальчика?
27) «Славная весть, — сказал ему Кирила Петрович, — я поймал Дубровского».
О каком эпизоде идет речь?
Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения миниатюры)
1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:
Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.
2. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?
3. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?
Ключ:
1) Покровское —Троекуров; Кистеневка —Дубровский; Арбатово —Верейский.
2) О Кириле Петровиче Троекурове.
3) Андрей Гаврилович.
4) Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский.
5) Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
6) «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
7) Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
8) Псарь Парамошка.
9) ...старинный дворянин...
10) «Дубровский... решился... проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту».
11) а) заседатель Шабашкин; б) Андрей Гаврилович Дубровский; в) мать Владимира Дубровского; г) Спицын; д) Дубровский, под видом генерала явившийся к Анне Савишне Глобовой.
12) Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
13) Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
14) Событие, о котором идет речь, — приезд Троекурова в Кистеневку и изгнание его Владимиром Дубровским. Последствия этого события — приезд в Кистеневку приказных и пожар.
15) «...на Кирила Петровича...» Дьячок говорит это о Троекурове.
16) Чтение романов.
17) Грамматике и географии.
18) О «шутке» с медведем.
19) Антон Пафнутьевич.
20) Троекуров Спицыну.
21) Дубровскому 22 года (23-й), Маше — 17 лет.
22) «...в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
23) Три недели.
24) Около пятидесяти.
25) «Гром победы раздавайся».
26) Митя.
27) Эпизод, связанный с Митей.
Творческое задание (развернутый ответ в виде сочинения-миниатюры)
1. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значительные:
Честь — достоинство — месть — ненависть — любовь — благородство — приключение — страдание — деньги — красота — искусство — обжорство — смерть.
Возможный вариант ответа:
«Я считаю, что главное слово в романе — любовь. Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила сына. Потом он полюбил Машу и тоже ее потерял.
Второе место, мне кажется, занимает слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову, но любовь к Маше пересиливает ненависть.
Третьим важным словом я считаю «благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за нее он даже пощадил князя Верейского. Он дает слово своей любимой и не нарушает его».
2. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет большее значение в жизни главного героя и других персонажей?
Возможный вариант ответа:
«Воля — способность человека решать, какой жизненный шаг предпринять; судьба — необходимость поступить так, как вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский — беззаботный офицер, его ждет блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится. Однако уже первое жизненное испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники — попытка изменить судьбу, которая несла ему бедность и унижение. Чувство любви к Маше заставляет его подчиниться ее воле, ее чувство долга перед нелюбимым мужем создает обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его попытки бороться с судьбой».
3. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?
Возможный вариант ответа:
«Мне кажется, потому что Дубровский совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но все равно грех. Владимир должен был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми людьми. «Мы живем в несправедливом мире» — мне кажется, на эту мысль опирался Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая развязка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.