Проверочная работа по обществознанию в 11 классе
по теме «Социальная сфера общества»
(подготовка к ЕГЭ)
Часть 1
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная |
Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Классовое неравенство, статус социальной группы, иерархия социальных групп, социальная стратификация, сословное преимущество.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1) первичная группа
2) историческая память
3) монархия
4) территория
5) народность
6) язык
4. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
5. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2) Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4) Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5) Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6) Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
6. Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
7. Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
8. В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Варианты ответа |
2005, % |
2010, % |
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с полученной специальностью. |
36 |
20 |
Я работаю не по специальности, но должен обеспечивать семью. |
40 |
55 |
Мне нравится моя работа, я вполне доволен заработком. |
7 |
10 |
В данный момент я не могу найти работу по специальности, жду подходящей вакансии. |
17 |
15 |
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.
2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности, не изменилась.
3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным положением, повысилось.
4) Уровень безработицы существенно повысился.
5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество |
2) структура |
3) уровень |
4) стратификация |
5) государство |
6) мобильность |
7) общность |
8) положение |
9) развитие |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 10 –13 |
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
10. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
11. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
12. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
13. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
14. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;
− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.
15. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Ответы к проверочной работе по теме «Социальная сфера общества»
Часть 1
1 - горизонтальная
2 - социальная стратификация
3 - 13
4 - 23
5 - 1346
6 - 123
7 - 235
8 - 35
9 - 412783
Часть 2
10. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная. |
|
Указана черта, названы два направления |
2 |
Указана черта, названо одно направление |
1 |
Названы одно-два направления без черты, ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
11. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) названы два условия: - стабильный период развития общества; - структурная перестройка экономики; 2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение. |
|
Названы два условия, и дано верное объяснение |
2 |
Названо одно условие, и дано верное объяснение |
1 |
Названы одно-два условия, объяснение не дано, ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
12. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»; 2) приведены три примера, допустим: - человек, недавно переехавший жить в город из деревни; - горожанин, работающий в деревне после окончания института; - представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство. Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры. |
|
Дано определение, и приведены три примера |
3 |
Дано определение, и приведены два примера |
2 |
Дано определение, и приведен один пример, ИЛИ приведены три примера без определения |
1 |
Дано определение без примеров, ИЛИ приведены один-два примера без определения, ИЛИ ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
13. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В ответе должны быть указаны три проявления, например: - отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; - маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; - маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни. Могут быть указаны другие проявления. |
|
Указаны три верных проявления |
3 |
Указаны два верных проявления |
2 |
Указано одно верное проявление |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».
2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:
— «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»;
— «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».
15. В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный и социально активный учитель стал директором школы.
3) Армия. Например, рядовой после года примерной службы стал сержантом и был назначен командиром отделения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.