Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
история
6 кл
13.02.2018
Данная работа позволит учителю проверить уровень усвоения материала по теме "Русь в середине ХI — начале XIII в.". Данная работа позволит проверить следующие умения: знание основных исторических терминов и понятий, использование данных текстовых источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, работа с иллюстративным материалом, определение причин и следствия важнейших исторических событий. Систематизация исторической информации
Повторительно-обобщающий урок по теме Русь в период феодальной раздробленности.docx
Повторительнообобщающий урок по теме
«Русь в середине ХI — начале XIII в.». I вариант
Проверочную работу подготовила учитель истории, обществознания, права
МБОУ «Нововаршавская гимназия» Елькина Наталья Николаевна.
Запишите цель урока. (1 балл)
Выберете один верный вариант ответа (А1А7) по 1 баллу за каждый правильный ответ.
А1. В каком веке была составлена Правда Ярославичей?
1) VIII в.; 2) IX в.; 3) X в.; 4) XI в.
А2. В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах?
1) IХ в.; 2) Х в.; 3) XII в.; 4) XIII в.
А3. Какое из перечисленных событий относится к XI в.?
1) крещение Руси; 2) съезд князей в Любече;
3) издание первой печатной книги в России; 4) восстание древлян;
А4. Высшим выборным должностным лицом Новгородской республики был
1) городской голова; 2) тысяцкий; 3) губной староста; 4) посадник;
А5. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма прав
ления, при которой высшим органом управления являлось вече?
1) в Москве; 2) в Новгороде; 3) во Владимире; 4) в Рязани;
А6. Что из названного было одной из причин возникновения удельной системы на Руси в XII–
XIII вв.?
1) несовершенный порядок наследования престола в Древнерусском государстве;
2) усиление внешней опасности со стороны варягов;
3) принятие христианства; 4) нашествие на Русь монголов;
А7. Что из названного было одним из следствий политической раздробленности Руси?
1) ослабление обороноспособности Руси; 2) усиление власти киевского князя;
3) упадок древнерусской культуры; 4) прекращение торговли с другими государствами;
В1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь(1 балл).
«Наверное, можно сказать, что по масштабу своей личности он уступал и своему отцу Владимиру Мо
номаху, и своему сыну Андрею Боголюбскому. Возможно, его биография менее интересна, более од
нообразна, скучна,
однопланова: военные походы и подготовка к ним составляют её преимущественное содержание, и
почти всё сводится к борьбе за Киев. Но масштаб личности не всегда напрямую определяет значи
мость той или иной фигуры, её место в истории».
1) Юрий Долгорукий; 2) Дмитрий Донской; 3) Иван III; 4) Ярослав Мудрый.
В2. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание(1 балл).
Укажите название одной из русских земель периода раздробленности,
где верховной властью обладал орган управления, деятельность кото
рого иллюстрирует данное изображение.
1) Киевское княжество;
2) Новгородская земля;
3) ВладимироСуздальское княжество;
4) ГалицкоВолынская земля;
В3. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в
виде последовательности цифр выбранных элементов
(4 балла, за каждое соответствие по 1 баллу):
1. Крупный поход половцев на Русь; 2. Съезд князей в Любече;
3. Смерть Ярослава Мудрого; 4. Первое упоминание о Москве. КНЯЗЬЯ
В4. Установите соответствие между названиями городов и князьями: к каждому элементу пер
вого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца
(3 балла, за каждое соответствие по 1 баллу).
НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ
А. Переяславль; 1. Изяслав
Б. Киев; 2. Святослав
В. Чернигов; 3. Всеволод.
В5. Запишите термин, о котором идёт речь(1 балл).
«Присвоение результатов чужого труда».
С1. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса,
описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киев
ском престоле(2 балла: период (1 балл) имя князя (1 балл).
Из сочинения историка
«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вы
званный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого поряд
ка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борь
бу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наслед
ству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего
князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению
усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинте
ресованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому разви
тию русских земель. В каждом из княжествгосударств продолжала развиваться культура, складыва
лись местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создава
лись летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и
военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.
Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях
проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, ис
поведовали православное христианство. В Киеве попрежнему проживал митрополит, возглавлявший
единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась прими
рить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древне
русского государства, восходящим к Русской Правде».
С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о послед
ствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, кото
рые явились последствием указанной ситуации.
(3 балла: название ситуации 1 балл, за каждый названный факт по 1 баллу.)
С3. Ответьте «да» или «нет»(5 баллов: за каждый верный ответ по 1 баллу).
1.Центр Новгородской земли – Великий Новгород – возник ещё в IX (9) веке как объединение трех
племенных поселков: славянского, мерянского и чудского.
2. В ГалицкоВолынском княжестве были плодородные почвы и мягкий климат,
благоприятствовавшие развитию пашенного земледелия.
3. В 1199 году волынскому князю РомвнуМстиславичу, потомку Юрия Долгорукого, удалось
объединить Волынь и Галич.
4. Новая резиденция князя Андрея получила название Боголюбово, а сам князь – прозвище
Боголюбский.
5. В середине XII (12) века Русь раскололась на 15 самостоятельных княжеств.
Критерии оценивания:
28 – 24 балла – «5»
23 – 19 баллов – «4»
18 – 13 баллов – «3»
Менее 13 баллов – «2». Повторительнообобщающий урок по теме
«Русь в середине ХI — начале XIII в.». II вариант
Запишите цель урока. (1 балл)
Выберете один верный вариант ответа (А1А7) по 1 баллу за каждый правильный ответ.
А1. Какое из указанных событий произошло в XI в.?
1) разорение СевероВосточной Руси ханом Батыем; 2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем;
3) поход князя Игоря на Царьград; 4) Смерть Ярослава Мудрого;
А2. В каком году состоялся съезд князей в Любече?
1) 882 г.; 2) 988 г.; 3) 1097 г.; 4) 1185 г.
А3.Кто из перечисленных князей правил в Киеве в XII в.?
1) Владимир Святославич; 2) Ярослав Мудрый;
3) Изяслав Ярославич; 4) Владимир Мономах;
А4. Кто являлся высшим должностным лицом в Новгородской республике?
1) митрополит; 2) тиун; 3) князь; 4) посадник
А5. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма прав
ления, при которой высшим органом управления являлось вече?
1) в Москве; 2) в Пскове; 3) во Владимире; 4) в Рязани;
А6. Что из перечисленного явилось одной из причин политической раздробленности Руси?
1) установление твёрдого порядка наследования киевского престола;
2) освобождение Руси от ордынской зависимости;
3) рост княжескобоярского землевладения; 4) укрепление власти великого киевского князя;
А7. С какой целью был созван съезд русских князей в 1097 г. в Любече?
1) установить новый порядок взимания дани; 2) принять Русскую Правду;
3) остановить междоусобицы; 4) принять решение о введении на Руси христианства;
В1. Прочтите отрывок из документа и укажите князя, о котором идёт речь(1 балл).
«Заложил же и церковь Святой Софии… затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера
христианская расширяться… Отец его, Владимир, землю… крещением просветил, [сын] же засеял
книжными словами сердце верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. …Ещё при
жизни дал он наставление сыновьям своим: «И если будете жить в любви между собой, Бог будет в
вас и покорит вам врагов…» И так разделил он между ними города…»
1) Андрей Боголюбский; 2) Ярослав Мудрый; 3) Владимир Мономах; 4) Дмитрий Донской;
В2. Рассмотрите изображения и выполните задание. Укажите город, в котором находятся
изображённые памятники(1 балл).
1) Киев
2) Новгород
3) Владимир
4) Москва КНЯЗЬЯ
В3. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в
виде последовательности цифр выбранных элементов:
(4 балла, за каждое соответствие по 1 баллу)
1.Поход Владимира Мономаха наполовцев; 2. Съезд князей в Любече;
3. Смерть Ярослава Мудрого; 4. Первое упоминание о Москве.
В4. Установите соответствие между названиями городов и князьями: к каждому элементу пер
вого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
(3 балла, за каждое соответствие по 1 баллу)
НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ
А. Переяславль; 1. Изяслав
Б. Киев; 2. Святослав
В. Чернигов; 3. Всеволод.
В5. Запишите термин, о котором идёт речь(1 балл).
«Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избраннвм
населением представителям».
С1. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса,
описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киев
ском престоле. (2 балла: период (1 балл) имя князя (1 балл).
Из сочинения историка
«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вы
званный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого поряд
ка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борь
бу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наслед
ству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего
князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению
усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинте
ресованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому разви
тию русских земель. В каждом из княжествгосударств продолжала развиваться культура, складыва
лись местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создава
лись летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и
военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.
Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях
проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, ис
поведовали православное христианство. В Киеве попрежнему проживал митрополит, возглавлявший
единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась прими
рить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древне
русского государства, восходящим к Русской Правде».
С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о послед
ствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, кото
рые явились последствием указанной ситуации.
(3 балла: название ситуации 1 балл, за каждый названный факт по 1 баллу.)
С3. Ответьте «да» или «нет» (5 баллов: за каждый верный ответ по 1 баллу).
1. В пределах крупных княжеств выделялись уделы наследственные земельные держания младших
членов княжеского рода.
2. В 1116 году Мономах организовал новый большой поход против половцев, который возглавил его
сын Мстислав.
3. Владимир Мономах дал Руси новый свод законов – «Правда Ярославичей».
4. В середине XII (12) века в развитии Древнерусского государства наступил период раздробленности.
5. Земли, расположенные на северовосток от Приднепровья, или СевероВосточная Русь, в течение
долгих веков были одним из самых глухих углов восточнославянских земель. Критерии оценивания:
28 – 24 балла – «5»
23 – 19 баллов – «4»
18 – 13 баллов – «3»
Менее 13 баллов – «2».
Ответы: Повторительнообобщающий урок по теме
«Русь в середине ХI — начале XIII в.».
1 вариант. 2 вариант.
А1 (4) А1(4)
А2 (3) А2 (3)
А3 (2) А3 (4)
А4 (4) А4 (4)
А5 (2) А5 (2)
А6 (1) А6 (3)
А7 (1) А7 (3)
В1 (1) В1 (2)
В2 (2) В2 (2)
В3 (3124) В3 (3214)
В4 (А3; Б 1; В2) В4 (А3; Б 1; В2)
В5 (эксплуатация) В5 (республика)
С1.1) время — первая половинаXII в.;
2) предшественник — Владимир Мономах.
С2. В ответе должно быть указано предложение: «Начался период раздробленности Древнерус
ского государства».
Могут быть указаны следующие факты:
1) ослабление обороноспособности русских земель;
2) формирование и развитие местных культурных традиций;
3) экономический подъём в русских землях.
С3.
1. Да
2. Да
3. Нет
4. Да
5.ДА
Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Проверочная работа по истории России на тему "Русь в середине ХI — начале XIII в." (6 класс, история России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.