Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»
Оценка 4.6

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
02.02.2018
Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»
Тема урока "Князь Владимир и крещение Руси" Комбинированный тип урока Класс -6 Уровень обучения: (повышенный, базовый, коррекционно-развивающий), Цель урока: знакомство с основными событиями, способствующими крещению Руси и выявление последствий этого события Образовательные ресурсы: Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты, карточки-тесты для проверки домашнего задания. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.В. Милова. – М., 2006. Ресурсы: http://nsportal.ru/node/1379248, https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/11/14/tekhnologicheskie-karty-urokov-istorii-rossii-6 План урока: 1. Начало правления князя Владимира Святославича. 2. Принятие христианства. 3. Крещение Руси. 4. Русская православная церковь. 5. Значение принятия христианства.
Князь Владимир и крещение Руси. Лакин Д.В..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ташаринская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района Новосибирской области Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории» По теме: «Князь Владимир и крещение Руси» Исполнитель: Лакин Дмитрий Владимирович Новосибирск, 2017 год Технологическая карта урока истории России по теме «Князь Владимир и крещение Руси» Тема урока Тип урока Класс Уровень обучения Цель урока Князь Владимир и крещение Руси  Комбинированный 6 (повышенный, базовый, коррекционно­развивающий), Знакомство с основными событиями, способствующими крещению Руси и выявление последствий  этого события Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты,  карточки­тесты для проверки домашнего задания. Образовательные  ресурсы История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.В. Милова. – М., 2006.   Ресурсы:  http://nsportal.ru/node/1379248  ,  https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya­tematika/all/2014/11/14/tekhnologicheskie­karty­urokov­   istorii­rossii­6 План урока 1. Начало правления князя Владимира Святославича. 2. Принятие христианства. 3. Крещение Руси. 4. Русская православная церковь. Методы и формы  Методы: наглядный, частично­поисковый, практический. 5. Значение принятия христианства. обучения Основные понятия Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная  Оборонительные рубежи, патриарх, митрополит, епископ, церковный устав, ересь, 988 год. Планируемые результаты Метапредметные УУД Познавательные: устанавливают причинно­ следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают  друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и  отличную от своей, согласовывают действия с  партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры  действия Личностные УУД Сохраняют мотивацию к учебной  деятельности;  проявляют интерес к  новому учебному материалу; выражают  положительное отношение к процессу  познания; адекватно понимают причины  успешности/ неуспешности учебной  деятельности Предметные Научатся:  характеризовать свои  потребности и  способности; проявлять  личностные свойства в  основных видах  деятельности. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  анализировать схемы и  таблицы; высказывать  собственное мнение,  суждения Этапы урока. Формы организации  Обучающие и развивающие  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА взаимодействия. Примерное  количество времени  (мин.) I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Фронтальная работа компоненты,  задания и  упражнения Эмоциональная,  психологическая и мотивационная подготовка  обучающихся к  усвоению  изучаемого  материала Слушают и обсуждают  тему урока, обсуждают  цели урока и пытаются  самостоятельно их  сформулировать Создаёт условия для  возникновения у обучающихся  внутренней потребности  включения в учебную  деятельность, уточняет  тематические рамки.  Организует формулировку  темы и постановку цели урока  учащимися II. Актуализация  знаний (7 мин.) Фронтальная работа Беседа Формулировка  темы задания «Мозговой  штурм»:  Запись  предположений  учащихся на  доске ­  формирование  «корзины  идей» Беседа по вопросам: ­ Какую большую тему мы  изучаем? ­ Вспомним, что мы знаем о  верованиях восточных славян.  Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам  нашей Родины, познакомимся с правлением первых русских  князей. Давайте вспомним тех  Отвечают на вопросы,  высказывая  собственное мнение; Мыслительная  деятельность  обучающихся,  самостоятельный выбор различных вариантов  ответов. (УУД) Личностные:  стремятся хорошо  учиться и  сориентированы на  участие в делах  школьника;  правильно. Регулятивные: самостоятельно  формулируют цели  урока после  предварительного  обсуждения Познавательные:  используют общие  приёмы решения  познавательных  задач; ориентируются в разнообразии  способов их решения. Коммуникативные: высказывают  собственное Целеполагание и определение  путей  достижения цели князей, с которыми мы уже  познакомились. Организует  проблемную  ситуацию мнение; слушают  друг друга, строят  понятные речевые  высказывания Загадки: О ком идет речь? Приложение 1 ­ Определите тему урока с  помощью иллюстраций.  Демонстрация  иллюстративного ряда по теме  «Крещение Руси». ­ Как вы думаете,  о чём мы с  вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно,  тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы  мы должны ответить, чтобы во  всем разобраться? Учитель помогает, задаёт  наводящие вопросы, создаёт условия для  формулирования темы урока,  способствует появлению  интереса к теме урока,  формированию позитивного  отношения обучающихся к III. Изучение нового  материала (17 мин.) 1. Индивидуальная  работа. 2.Работа в группах. 3.Фронтальная  работа. 4. Групповая работа изучаемым  объектам. ­ Определите цель нашего  урока. Поставьте к цели  задачи. Совместно с детьми  формулируется план. ­ Послушайте мнения  различных историков о  Владимире. Высказывания историков о  князе Владимире: «Владимир имел широкую  душу…, которая, особенно под влиянием христианским,  сделала его красным солнцем  для народа». С. М. Соловьёв. «Был он (Владимир) в  язычестве мстителем  свирепым, гнусным…, воином  кровожадным и ­ всего  ужаснее ­ братоубийцею…»  Н.М. Карамзин «…Главное право его  (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства  состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной  Побуждает  обучающихся. Структурирует  предложенные  формулировки. Решение  проблемного  вопроса. Беседа с  классом. Задание классу. Вопросы  обучающимся. Работа  текстом  учебника:  составьте план  ответа на  вопрос. Работа в  группах. Беседа с  Обучающиеся слушают  и отвечают на вопросы,  структурируют  предложенные  формулировки. Личностные: проявля ют интерес к новому  учебному материалу;  выражают  положительное  отношение к  процессу познания. Регулятивные: совме стно  с учителем  обнаруживают  и формулируют  учебную проблему;  самостоятельно  определяют  промежуточные цели  урока. Познавательные: извл екают необходимую  информацию  из учебника; обучающимися  по вопросам. Работа в  группах. Разбор схемы. Просмотр  отрывка к/ф. дополняют и  расширяют  имеющиеся знания и  представления о  личности человека. Коммуникативные:ар гументируют свою  позицию и  координируют её с  позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего  решения в  совместной  деятельности веры; но имя великого  принадлежит ему и за дела его  государственные…». Н.М.  Карамзин. Проблемный вопрос. Почему историки писали так  противоречиво о князе  Владимире? ­ Ответ на этот вопрос вы  можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире,  поработаете с историческими  источниками, материалом  учебника. Итак, мы отправляемся в Х  век во времена Владимира  Святославича. 1.Вспомните при каких  обстоятельствах погиб князь  Святослав? 2.Какие сыновья претендовали  на киевский престол? ­ самостоятельно прочитайте  пар.5 п. №1, рассмотрите  схему княжения сыновей  Святослава в русских землях; ­ ответьте на вопрос: « Кто из  Отвечают на  проблемный вопрос и  заполняют опорную  схему правления до  князя Владимира. Отвечают на вопросы Выполняют задание Заполняют схему:  Опорный сигнал –  схема:            Святослав сыновей  победил в борьбе за  Киев?» Вывод: победа Владимира в  борьбе за Киев. Учитель: ­ Перед князьями  стояли задачи:  1) укрепление обороны  государства;  2) четкой организации сбора  налогов;  3) усиление княжеской  власти;  4) повышение  международного авторитета  государства с целью ведения  более успешной внешней  торговли. Рассказ учителя о Владимире. ­ Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать  под своей властью все  славянские земли, потому что  опираться на военную силу  было нельзя? ­ Какие религии основываются  на единобожии? При Владимире произошло  Ярополк      Олег            Владимир  (Киев)       (Древн.  земля)   (Новгород) Слушают учителя и  отвечают на вопросы: ­ принять единую  религию христианство, ислам,  иудаизм Составляют план  ответа на вопрос одно из величайших событий  многовековой русской  истории, Русь приняла  христианство. ­внимательно прочитайте п.5,  с.38, объясните,  «Почему  князя перестали устраивать  языческие боги, каковы  причины принятия христианства на Руси?» Русь, переходя к новой  религии­единобожию,  оказалась перед выбором:  христианство как в Византии,  иудаизм как в Хазарии, ислам  как  в Волжской Булгарии.   Знакомство с историческими  документами поможет нам  найти ответы на вопросы: ­какую веру выбрал Владимир  и почему? Задания группам: Группа №1. Внимательно  прочитайте документ « Из  повести временных лет»,  учебник, с.42 и ответьте на  вопросы. Внимательно изучают  документы и отвечают  на вопросы ученики, работая в  группах, изучают 3  вопрос плана  самостоятельно Группа №2. Внимательно  прочитайте текст №2 «Из  истории государства  Российского» Н.Карамзина и  ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно  прочитайте текст №3 «Сквозь  глубину веков» Б. Раушенбаха  и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно  прочитайте текст №4  «Политический фон крещения  Руси» А. Поппэ и ответьте на  вопросы. Группа №5. Внимательно  прочитайте текст №5  «Из  повести временных лет» и  ответьте на вопросы: ­где и как крестили киевлян? ­как поступил князь Владимир  с языческими идолами?  Охотно ли расстались  киевляне с языческими  идолами? Группы № 1­5 представляют  выполненные задания. Ответы  на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры  записывают участников  группы, активность работы и  отвечают). Учитель: После принятия  христианства сложилась  чёткая церковная организация. Разбор схемы. ­ Нам предстоит определить  результаты и значение  принятия христианства на  Руси.  Организует работу с  обучающимися. Почитайте текст № 6,  заполните таблицу «Значение  принятия христианства на  Руси» (политическое,  международное, духовное). Проводит беседу по вопросам: – Время уходит, много  загадочного и тайного  оставляя в прошлом.  Стираются в памяти  незначительные события, но  имена великих правителей, их  Разбирают схему и  записывают в тетрадь  результаты. Заполнение таблицы в  тетради. ­ Объясняют и  отвечают на вопросы и  задачи, используя все  введенные на уроке  понятия. Отвечают на вопросы. Определяют   свое  эмоциональное  состояние на уроке;  анализируют  результаты своей  деятельности и дают  Познавательные: самостоятельно  осуществляют поиск  нужной информации Личностные:  понимают значение  знаний для человека  и принимают его. Регулятивные:  прогнозируют  результаты уровня  Заполнение  схемы IV. Первичное   осмысление и  закрепление  изученного (7 мин.) Индивидуальная  работа V. Итоги урока (5 мин.) Рефлексия Фронтальная работа Обобщение  полученных на  уроке сведений. Рефлексия. оценку качества  усвоения. усвоения изучаемого  материала Обеспечивают  понимание  практический  значимости полученных знаний и умений величайшие деяния  сохранились навеки. Среди  тех, кто навсегда вошел в  историю нашей великой  Родины, князь Владимир. Чем  дальше уходит время, тем  весомее становится это  событие, открывшее для Руси  пути дальнейшего  продвижения вперед. ­ Давайте вспомним наш  проблемный вопрос: Почему историки писали так  противоречиво о князе  Владимире?  Учитель обращает внимание  на вопросы, поставленные в  начале урока. Уточняет, на все  ли  вопросы ответили. Что мы с вами делали, чтобы  получить ответы на эти  вопросы, подберите ряд  глаголов (работали с  источниками, с картой,  текстом учебника, составляли  схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах) § 5 Домашнее задание (2  мин.) Индивидуальная  работа Записывают домашнее  задание  Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? ­ Как думаете, что еще можно  узнать о крещении Руси  из  дополнительной литературы? ­Проанализируйте результаты  своей работы. Что выполнено  верно? Над чем еще предстоит  поработать? Приложение 3 Конкретизирует домашнее  задание: самостоятельно дать  оценку принятия  христианства. Инструкция к выполнению  домашнего задания. § 5, учить термины по истории  Древней Руси. Дополнительно:  1.Подсчитайте, сколько лет  существует христианство на  Руси?  2.   Составить кроссворд на  тему: «Принятие Русью  христианства» 3.Информационный проект.  Найдите в библиотеке или  Интернет­ресурсах изображение первых русских  храмов, подготовьте  презентацию.         Обучающиеся выбирают  домашнее задание по уровням  сложности. Приложение 1 Загадки: О ком идет речь? 1.Ходил в поход он на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнем», Древлянами был уничтожен он. (Игорь) 2.Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) 3.Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга) 4.Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) 5.Его призвали новгородцы, Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик) Текст № 1  Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских  летописей М.; 1989.) « В лето 986. пришли болгары ­ мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали  греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо  всех верах… Приложение 2 В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой­ восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:­ « Если  хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели  как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали­ на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем  мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той». Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина). « Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся,  но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих… К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем   Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались   россиянам.   Завоевав,   славный   и   богатый   город….   российский   князь…   чрез   послов   объявил   императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства   принудили   императоров   забыть   обыкновенную   надменность   и   призрение   к   язычникам.   Василий   и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься. Текст № 3 (Из книги Раушенбаха  Б. Сквозь глубину веков  )  « В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные  экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в  православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский  вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни  Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась  к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и  император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка       зрения Владимира и его окружения была  иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг  Византии, она оказывала бы ей военную помощь». Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»). « Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года,  побудили Василия III  пересмотреть политику Византии по отношению к Руси.  Контакты с Киевом были  установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров  между Василием  и Владимиром ,обсуждались три  проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем,  его брак с багрянородной Анной и военная помощь  Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые  византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев  багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года». Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет». « Владимир… повелел опрокинуть идолы­ одних­ изрубить, а других ­ сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту  коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна  по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули  его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда  пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел  он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу  сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом».  Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и  бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без  числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных  душ». Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет». « Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя  Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в  них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и  отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество,  гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения  книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу». В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов Приложение 3 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен            полезен / бесполезен         интересен / скучен легким / трудным                 интересным / неинтересным

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»

Технологическая карта по дисциплине: «Проблемы истории России с древнейших времен до начала ХХ века в школьном курсе истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2018