ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
Вариант 1.
Часть А.
А1. Наука цитология изучает:
1) строение клеток одноклеточных и
2)
многоклеточных организмов
строение органов и системы органов
многоклеточных организмов
3) фенотип организмов разных царств
4) морфологию растений и особенности их
развития
А2. Минимальным уровнем организации
жизни, на котором проявляется такое
свойство живых систем, как способность к
обмену веществ, энергии, информации,
является:
1) биосферный;
2) молекулярный;
3) организменный;
4) клеточный.
А3. Растительная клетка отличается от
животной:
1) наличием митохондрий и рибосом;
2) наличием ядра, пластид и вакуолей с
клеточным соком;
3) наличием клеточной стенки и вакуолей;
4) наличием цитоплазмы и рибосом.
А4. Вода не выполняет в клетке функцию:
1) транспортную
2) теплорегуляционную
3) растворителя
4) энергетическую.
А5. Молекулы липидов состоят из молекул:
1) глицерина и жирных кислот
2) аминокислот
3) клетчатки
4) нуклеотидов.
А6. Функция РНК в клетке:
1) запасающая
2) энергетическая
3) участие в биосинтезе белка
4) сократительная.
4) урацил и тимин
А8. Первичная структура белка образована
связями:
1) пептидными
2) водородными
3) гидрофобными
4) дисульфидными мостиками
Одномембранное строение имеют
А9.
органеллы:
1) ядро, пластиды, митохондрии;
2) митохондрии, лизосомы, рибосомы;
3) комплекс Гольджи, эндоплазматическая
сеть;
4) клеточный центр, жгутики, реснички.
А10. Фагоцитоз – это:
1) азахват клеткой жидкости;
2) захват твердых частиц;
3) транспорт веществ через мембрану;
4) ускорение биохимических реакций.
А11. Какую функцию выполняют рибосомы:
1) фотосинтез;
2) синтез белков;
3) синтез жиров;
4) синтез АТФ.
Процесс,
А12.
взаимосвязь
энергетического обмена, называется:
представляющий собой
и
пластического
1) синтезом веществ;
2) пищеварением;
3) гуморальной регуляцией;
4) обменом веществ.
Подготовительный
этап
А13.
энергетического обмена у многоклеточных
животных протекает в:
1) органах пищеварительной системы;
2) митохондриях;
3) органах дыхательной системы;
4) лизосомах.
А7. Какие пары нуклеотидов образуют
водородные связи в молекуле ДНК?
1) аденин и тимин
2) аденин и цитозин
3) гуанин и тимин
А14. В результате фотосинтеза образуются:
1) минеральные вещества и углекислый газ;
2) органические вещества и кислород;
3) вода, минеральные соли и углекислый газ;
4) неорганические вещества и вода.А15. Трансляция – это:
1) синтез белка на рибосомах;
Часть В.
2) синтез иРНК на ДНК;
3) удвоение ДНК;
4) синтез ДНК на тРНК.
Выберите несколько правильных ответов.
В1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений:
1) отсутствием оформленного ядра;
2) наличием плазматической мембраны;
3) наличием плотной оболочки;
4) отсутствием митохондрий;
5) наличием рибосом;
6) отсутствием комплекса Гольджи. Ответ:__________________
В2. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
1) азотистые основания: А,Т, Г, Ц;
2) разнообразные аминокислоты;
3) липиды;
4) углевод дезоксирибоза;
5) азотная кислота;
6) фосфорная кислота.
Ответ:__________________
В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
Признаки обмена веществ
А) вещества окисляются;
Б) вещества образуются;
В) энергия запасается в молекулах АТФ;
Г) энергия расходуется;
Д) в процессе участвуют рибосомы;
Е) в процессе участвуют митохондрии.
Этапы обмена
1) пластический обмен;
2) энергетический обмен.
Б
В
Г
Д
Е
Ответ:
А
Часть С.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Выделите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
С1. 1) Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2) Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3) Белки входят в состав плазматической мембраны.
4) Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5) В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
6) Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.С2. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТЦЦАТГАГ
АТГ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и число адениловых
нуклеотидов в обеих цепях.
Вариант 2.
Часть А.
А1. Какая наука изучает
окаменелости вымерших организмов:
отпечатки и
1) физиология
2) экология
3) палеонтология
4) цитология
А2. Живые системы считаются открытыми
потому, что они:
1) построены из тех же химических
элементов, что и неживые системы;
2) обмениваются веществом, энергией и
информацией с внешней средой;
3) обладают способностью к адаптациям;
4) способны размножаться.
А3. Сходство клеток растений и животных
заключается в наличии:
мембраны,
цитоплазматической
1)
цитоплазмы и ядра;
2) вакуолей с клеточным соком;
3) клеточной стенки;
4) ядра и рибосом.
4) структурная.
А7.
комплементарен нуклеотид:
Гуаниловому
нуклеотиду
1) адениловый
2) тимидиловый
3) гуаниловый
4) цитидиловый.
Спираль,
А8.
связями:
прошитая водородными
1) третичная структура белка
2) четвертичная структура белка
3) вторичная структура белка
4) первичная структура белка.
Двухмембранное строение имеют
А9.
органеллы:
1) ядро, пластиды, митохондрии;
2) митохондрии, лизосомы, рибосомы;
3) комплекс Гольджи, эндоплазматическая
сеть;
4) клеточный центр, жгутики, реснички.
не выполняют
А10. Пиноцитоз – это:
А4. Липиды в клетке
функцию:
1) хранения наследственной информации
2) энергетическую
3) структурную
4) запасающую.
А5. Мономеры нуклеиновых кислот:
1) аминокислоты
2) нуклеотиды
3) глицерин и жирные кислоты
4) простые углеводы
А6. Функция молекул ДНК в клетке:
1) хранение и передача наследственной
информации
2) запасающая
3) энергетическая
1) азахват клеткой жидкости;
2) захват твердых частиц;
3) транспорт веществ через мембрану;
4) ускорение биохимических реакций
А11. Функции шероховатой ЭПС:
1) транспорт веществ и синтез белков;
2) переваривание органических веществ;
3) синтез лизосом;
4) образование рибосом.
А12. Процесс образования в клетках сложных
органических веществ из более простых при
участии ферментов называется:
1) энергетическим обменом;
2) пластическим обменом;
3) обменом веществ;4) окислением.
В результате темновой фазы
А13.
фотосинтеза образуется:
1) 2 молекулы АТФ;
2) 34 молекулы АТФ;
3) 36 молекул АТФ;
4) 38 молекул АТФ.
1) ДНК;
2) глюкоза;
3) РНК;
4) углекислый газ и вода.
А14. Полное ферментативное расщепление и
окисление глюкозы дает суммарно:
А15. Процесс переписывания генетической
информации с ДНК на иРНК называется:
1) редупликация;
2) транскрипция;
3) репликация;
4)трансляциЧасть В.
Выберите несколько правильных ответов.
В1. Плотная оболочка отсутствует в клетках тела:
1) бактерий;
2) млекопитающих;
3) земноводных;
4) грибов;
5) птиц;
6) растений. Ответ:__________________
В2. Белки выполняют в клетке функции:
1) запасающую;
2) защитную;
3) транспортную;
4) ферментативную;
5) переносчика наследственной информации;
6) терморегуляторную. Ответ:__________________
В3. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом.
Характеристика
Вид обмена веществ
А) происходит при участии кислорода в митохондриях;
Б) происходит на рибосомах, в хлоропластах;
В) органические вещества расщепляются;
Г) синтезируются белки и нуклеиновые кислоты;
Д) используется энергия АТФ;
Е) выделяется углекислый газ и вода.
1) энергетический обмен;
2) пластический обмен.
Ответ:
А
Часть С.
Б
В
Г
Д
Е
Найдите ошибки в приведенном тексте. Выделите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, исправьте их.
С1. 1)Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды.
2) На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фотосинтетические пигменты.
3) Пластиды и митохондрии содержатся в клетках животных и растений.
4) В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
5) Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.
С2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТАЦАГГТГАТЦ.
Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и число аминокислот закодированных в данном
участке ДНК.Ориентировочное время выполнения теста 40 минут.
Шкала оценивания заданий части А, В.
Част
ь
Колво
баллов
А.
15
Ответы
вариант 1
А11 А63 А112
А22 А71 А124
А32 А81 А131
А44 А93 А142
А51 А102 А151
вариант 2
А13 А61 А111
А22 А74 А122
А31 А83 А132
А41 А91 А144
А52 А101 А152
Пояснения
По 1 баллу за каждый
правильный ответ.
В.
6
В1 – 1, 4, 6
В2 – 1, 4, 6
В3 2, 1, 2, 1, 1, 2
В1 – 2, 3, 5
В2 – 2, 3, 4
В3 – 1, 2, 1, 2, 2, 1
стоят
2 балла за каждый
верный ответ – если все
цифры
в
правильном порядке; 1
балл – если неверно
указана одна цифра; 0
баллов – если неверно
проставлены 2 или
цифры стоят не в том
порядке.
Шкала оценивания заданий части С
Содержание верного ответа и указания к его оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
1
т
н
а
и
р
а
В
С 1
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – мономерами белков являются аминокислоты;
2) 5 – наследственная информация о признаках организма зашифрована в
молекулах ДНК;
3) 6 – в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
В ответе указаны все три ошибки
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, или указаны 3 ошибки, но
исправлены 2 из них
В ответе указана и исправлена 1 ошибка, или указаны 23 ошибки, но
исправлена 1 из них
Ответ не правильный ( ошибки определены неверно), или указаны 13 ошибки,
но не объяснена ни одна из них
Максимальный балл
1 С 2 Элементы ответа:
т
н
а
и
р
а
В
1) 1 цепь ДНК ТТЦ ЦАТ ГАГ АТГ
2) 2 цепь ДНК ААГ ГТА ЦТЦ ТАЦ
3) число адениловых нуклеотидов = 7
Решение верно
3
2
1
0
3
3Допущена 1 ошибка
Допущено 2 ошибка
Решение не верно
Максимальный балл
ИТОГО:
Элементы ответа:
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – на внутренней мембране пластид располагаются фотосинтетические
пигменты;
2) 3 – митохондрии содержатся в клетках животных и растений;
3) 5 – основная функция митохондрий заключается в синтезе АТФ.
В ответе указаны все три ошибки
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, или указаны 3 ошибки, но
исправлены 2 из них
В ответе указана и исправлена 1 ошибка, или указаны 23 ошибки, но
исправлена 1 из них
Ответ не правильный ( ошибки определены неверно), или указаны 13 ошибки,
но не объяснена ни одна из них
Максимальный балл
Элементы ответа:
:
1) ДНК – ТТА ЦАГ ГТГ АТЦ
2) иРНК –ААУ ГУЦ ЦАЦ УАГ
3) число зашифрованных аминокислот = 4
Решение верно
Допущена 1 ошибка
Допущено 2 ошибка
Решение не верно
Максимальный балл
ИТОГО:
2
1
0
3
6
3
2
1
0
3
3
2
1
0
3
6
Шкала перевода баллов в отметку.
"5" – 2724 баллов.
"4" – 2319 баллов.
"3" – 18 – 14 баллов.
"2" – менее 14 баллов.
2
т
н
а
и
р
а
В
С 1
С 2