Проверяем себя!

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по русскому языку для 9 класс (УМК Быстровой Е.А.). Обобщающий урок по разделу "Сложные предложения с разными видами связи". Автор - Кочанова Валентина Викентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Зимстанская сош». Программа, в которой создан ресурс, - Microsoft Office PowerPoint, 2003.Презентация для 9 класса
Иконка файла материала Проверяем себя!.pptx
Проверяем себя! с.303 - 305
Продолжите и 1 закончите предложение 1) Если в сложном предложении с различными видами связи рядом окажутся сочинительный и подчини-тельный союзы, то запятая между ними не ставится, когда … 2) В периоде вначале голос плавно …, затем следует …, после этого голос резко … и он возвращается к исход-ной позиции.
Определите, какое из 2 предло-жений соответствует данной схеме: [ ], ( ); [ ], ( ). Назовите вид связи. 1) Когда идёшь по густому таёжному лесу пешком, легко сбиться с направления; чтобы этого не случилось де-лают зарубки на ствола. 2) Для Константина Левина деревня была тем хороша, что она представляла поприще для труда несомненно полезного; для Сергея
3 1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста. (1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца за­гораются капли росы. (2)Если  сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра.  (З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью,  другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно­ голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать,  как это разноцветное горение сочетается с си­невой, желтизной, розоватостью, лиловостью и  белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени,  свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то  синими, то желтыми.(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слег­ка мохнатых,  шершавых листиках травы накапливается роса и по­коится в них, светлая и холодная, огромными  упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной жи­вительной  свежести. (б)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному  лугу, и как красив осы­панный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, мно­гое другое.  (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда  он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает вни­мания на  то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки,  выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается  челове­ку, а вот передать его невозможно.(По В. Солоухину ) 1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста. Стиль - публицистический, жанр - художественно-публицистический. При написании этого текста автор стремился поделиться своими наблюдениями, написать о том, что его лично удивляет, поражает, вдохновляет, пробудить в читателях желание самим хоть раз увидеть нечто подобное. Стилевые черты: яркость, страстность, эмоциональность, непринужденность изложения, непосредственное обращение к читателю /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять... и вы будете думать/, главное отличие от художественного стиля - обобщенное описание, нет конкретики типа этим утром, сегодняшняя роса и т. д. Характерные особенности: • Эпитеты /вкус земной живительной свежести, просвеченные огненной искоркой, капельки хрустальной влаги, кровавого цвета/; • Разговорная форма изложения /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир... • Разговорная лексика /нахлынет зной, кидают свои цветные тени, цветущий куст вишенья/; • Характерные для публицистики обороты /того состояния души и тела, которое  охватывает человека; может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как...; вкус земной живительной свежести/.
2 Какое из утверждений не отражает позицию автора текста? 1) Прекрасен и удивителен мир природы. 2) В самых обычных вещах, если к 3 ним присмотреться, обнаруживается необычное. 3) Всегда можно найти слова, чтобы передать состояние своей души. 4) Человек чувствует состояние природы, её настроение. 3
3 Какое из указанных предложений связано с предыдущим личным местоимением? в пищу 1) 2 2) 6 3) 8 8 4 В каком значении употреблено 1 1) зелёный цвет, нечто зелёное 2) растительность, растения 3) овощи и травы, употребляемые зелень в предложении 3? слово 81
5. Выпишите в 2 колонки слова с корнем –рос – и формы этих слов. Добавьте однокоренные слова и укажите грамматические значения этих слов
(8)Может быть, он не обращает вни­мания на то, как в  крохотной росинке четко виднеются еще более  крохотные отраженные ромашки, выросшие по  соседству, но общее состояние в природе, общее  настроение тотчас сообщается челове­ку, а вот  передать его невозможно. 6 Укажите, какая характеристика предложения 8 является верной. 1) сложноподчинённое 2) сложное с подчинительной и сочинительной  связью 3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью 4) сложное с подчинительной, сочинительной и  бессоюзной связью      2 2
7.Какие особенности построения текста характерны для данного отрывка? Как называется этот стилистический приём? 8. Напишите сочинение- рецензию по тексту В. Солоухина. Разде ляете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте своё мнение.
Задание 8. Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста рассказывает о том, как «в отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы». Писатель с нескрываемым восхищением описывает красоту росинок, как они сочетаются с разноцветными луговыми цветами, как цветы заставляют росинки менять свой цвет. Вместе с тем автор замечает, что состояние человека, когда он находится наедине с природой, настолько бесподобно, что его невозможно точно описать. Свои рассуждения поэт завершает справедливым выводом о том, что «тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду». Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Солоухин убеждён: природа оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, она вселяет в него счастье. Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: природа очень хорошо влияет на самочувствие человека, его душевное состояние. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одним из главных героев является Пьер Безухов. Этот человек достаточно долго был несчастлив. Но затем, попав в плен к французам, он осознал всю прелесть природы, к нему пришло новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни. Пьер ощутил единство мироздания, и, как следствие, стал счастлив. Таким образом, природа оказывает сильное благотворное влияние на душевный мир человека.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает: природа может принести человеку чувство необыкновенного счастья. В стихотворении Ф.И. Тют-чева «Не то, что мните вы, природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу «бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились: «Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!» Следовательно, природа, принося человеку чувство счастья, оказывает благотворное влияние на его душевное состояние. В заключение ещё раз подчеркну: оставшись наедине с природой, человек, который любит и ценит её, почувствует заметное улучшение состояние и чувство необыкновенного счастья, и, возможно, минуты, проведённые с природой, окажутся самыми лучшими в его жизни