Презентация по русскому языку для 9 класс (УМК Быстровой Е.А.). Обобщающий урок по разделу "Сложные предложения с разными видами связи". Автор - Кочанова Валентина Викентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Зимстанская сош». Программа, в которой создан ресурс, - Microsoft Office PowerPoint, 2003.Презентация для 9 класса
Проверяем себя!.pptx
Проверяем себя!
Проверяем
себя!
с.303 - 305
Проверяем себя!
Продолжите и
1
закончите предложение
1) Если в сложном
предложении с различными
видами связи рядом
окажутся сочинительный и
подчини-тельный союзы, то
запятая между ними не
ставится, когда …
2) В периоде вначале голос
плавно …, затем следует …,
после этого голос резко … и
он возвращается к исход-ной
позиции.
Проверяем себя!
Определите, какое из
2
предло-жений
соответствует данной
схеме:
[ ], ( ); [ ], ( ). Назовите
вид связи.
1) Когда идёшь по густому таёжному
лесу пешком, легко сбиться с
направления; чтобы этого не
случилось де-лают зарубки на
ствола.
2) Для Константина Левина деревня
была тем хороша, что она
представляла поприще для труда
несомненно полезного; для Сергея
Проверяем себя!
3
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он
относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если
сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра.
(З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью,
другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно
голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать,
как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и
белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени,
свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то
синими, то желтыми.(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых,
шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными
упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной
свежести. (б)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному
лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда
он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на
то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки,
выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается
человеку, а вот передать его невозможно.(По В. Солоухину )
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
Проверяем себя!
Стилистический анализ текста.
Стиль - публицистический, жанр - художественно-публицистический. При написании этого
текста автор стремился поделиться своими наблюдениями, написать о том, что его лично
удивляет, поражает, вдохновляет, пробудить в читателях желание самим хоть раз увидеть
нечто подобное.
Стилевые черты: яркость, страстность, эмоциональность, непринужденность изложения,
непосредственное обращение к читателю /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять... и
вы будете думать/, главное отличие от художественного стиля - обобщенное описание, нет
конкретики типа этим утром, сегодняшняя роса и т. д.
Характерные особенности:
• Эпитеты /вкус земной живительной свежести, просвеченные огненной искоркой, капельки
хрустальной влаги, кровавого цвета/;
• Разговорная форма изложения /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля
и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и
бывает окружающий вас мир...
• Разговорная лексика /нахлынет зной, кидают свои цветные тени, цветущий куст вишенья/;
• Характерные для публицистики обороты /того состояния души и тела, которое охватывает
человека; может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как...; вкус
земной живительной свежести/.
Проверяем себя!
2 Какое из
утверждений не
отражает позицию
автора текста?
1) Прекрасен и удивителен мир
природы.
2) В самых обычных вещах, если к
3
ним присмотреться,
обнаруживается необычное.
3) Всегда можно найти слова,
чтобы передать состояние
своей души.
4) Человек чувствует состояние
природы, её настроение.
3
Проверяем себя!
3 Какое из указанных
предложений связано с
предыдущим личным
местоимением?
в пищу
1) 2 2) 6 3) 8
8
4 В каком значении употреблено
1
1) зелёный цвет, нечто зелёное
2) растительность, растения
3) овощи и травы, употребляемые
зелень в предложении 3?
слово
81
Проверяем себя!
5. Выпишите в 2
колонки слова с
корнем –рос – и
формы этих слов.
Добавьте
однокоренные слова и
укажите
грамматические
значения этих слов
Проверяем себя!
(8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в
крохотной росинке четко виднеются еще более
крохотные отраженные ромашки, выросшие по
соседству, но общее состояние в природе, общее
настроение тотчас сообщается человеку, а вот
передать его невозможно.
6
Укажите, какая характеристика
предложения 8 является верной.
1) сложноподчинённое
2) сложное с подчинительной и сочинительной
связью
3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
4) сложное с подчинительной, сочинительной и
бессоюзной связью
2
2
Проверяем себя!
7.Какие особенности
построения текста
характерны для данного
отрывка? Как называется
этот стилистический приём?
8. Напишите сочинение-
рецензию по тексту В.
Солоухина. Разде ляете ли вы
точку зрения автора?
Аргументируйте своё мнение.
Проверяем себя!
Задание 8.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста рассказывает о том, как «в отлогих,
почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы». Писатель с
нескрываемым восхищением описывает красоту росинок, как они сочетаются с разноцветными
луговыми цветами, как цветы заставляют росинки менять свой цвет. Вместе с тем автор
замечает, что состояние человека, когда он находится наедине с природой, настолько
бесподобно, что его невозможно точно описать. Свои рассуждения поэт завершает
справедливым выводом о том, что «тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада,
невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду».
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Солоухин
убеждён: природа оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, она вселяет в
него счастье.
Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: природа очень хорошо влияет
на самочувствие человека, его душевное состояние.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним
роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одним из главных героев
является Пьер Безухов. Этот человек достаточно долго был несчастлив. Но затем, попав в плен
к французам, он осознал всю прелесть природы, к нему пришло новое, неиспытанное чувство
радости и крепости жизни. Пьер ощутил единство мироздания, и, как следствие, стал счастлив.
Таким образом, природа оказывает сильное благотворное влияние на душевный мир человека.
Проверяем себя!
Приведу ещё один литературный пример, который показывает:
природа может принести человеку чувство необыкновенного
счастья. В стихотворении Ф.И. Тют-чева «Не то, что мните вы,
природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу
«бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее
автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились:
«Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про
них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!»
Следовательно, природа, принося человеку чувство счастья,
оказывает благотворное влияние на его душевное состояние.
В заключение ещё раз подчеркну: оставшись наедине с
природой, человек, который любит и ценит её, почувствует
заметное улучшение состояние и чувство необыкновенного
счастья, и, возможно, минуты, проведённые с природой,
окажутся самыми лучшими в его жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.