Презентация по русскому языку для 9 класс (УМК Быстровой Е.А.). Обобщающий урок по разделу "Сложные предложения с разными видами связи". Автор - Кочанова Валентина Викентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Зимстанская сош». Программа, в которой создан ресурс, - Microsoft Office PowerPoint, 2003.Презентация для 9 класса
Проверяем
себя!
с.303 - 305
Продолжите и
1
закончите предложение
1) Если в сложном
предложении с различными
видами связи рядом
окажутся сочинительный и
подчини-тельный союзы, то
запятая между ними не
ставится, когда …
2) В периоде вначале голос
плавно …, затем следует …,
после этого голос резко … и
он возвращается к исход-ной
позиции.
Определите, какое из
2
предло-жений
соответствует данной
схеме:
[ ], ( ); [ ], ( ). Назовите
вид связи.
1) Когда идёшь по густому таёжному
лесу пешком, легко сбиться с
направления; чтобы этого не
случилось де-лают зарубки на
ствола.
2) Для Константина Левина деревня
была тем хороша, что она
представляла поприще для труда
несомненно полезного; для Сергея
3
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он
относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если
сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра.
(З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью,
другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно
голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать,
как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и
белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени,
свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то
синими, то желтыми.(5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых,
шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными
упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной
свежести. (б)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному
лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
(7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда
он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на
то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки,
выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается
человеку, а вот передать его невозможно.(По В. Солоухину )
1. прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Докажи-те. Выполните стилистический анализ текста.
Стилистический анализ текста.
Стиль - публицистический, жанр - художественно-публицистический. При написании этого
текста автор стремился поделиться своими наблюдениями, написать о том, что его лично
удивляет, поражает, вдохновляет, пробудить в читателях желание самим хоть раз увидеть
нечто подобное.
Стилевые черты: яркость, страстность, эмоциональность, непринужденность изложения,
непосредственное обращение к читателю /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять... и
вы будете думать/, главное отличие от художественного стиля - обобщенное описание, нет
конкретики типа этим утром, сегодняшняя роса и т. д.
Характерные особенности:
• Эпитеты /вкус земной живительной свежести, просвеченные огненной искоркой, капельки
хрустальной влаги, кровавого цвета/;
• Разговорная форма изложения /Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля
и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и
бывает окружающий вас мир...
• Разговорная лексика /нахлынет зной, кидают свои цветные тени, цветущий куст вишенья/;
• Характерные для публицистики обороты /того состояния души и тела, которое охватывает
человека; может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как...; вкус
земной живительной свежести/.
2 Какое из
утверждений не
отражает позицию
автора текста?
1) Прекрасен и удивителен мир
природы.
2) В самых обычных вещах, если к
3
ним присмотреться,
обнаруживается необычное.
3) Всегда можно найти слова,
чтобы передать состояние
своей души.
4) Человек чувствует состояние
природы, её настроение.
3
3 Какое из указанных
предложений связано с
предыдущим личным
местоимением?
в пищу
1) 2 2) 6 3) 8
8
4 В каком значении употреблено
1
1) зелёный цвет, нечто зелёное
2) растительность, растения
3) овощи и травы, употребляемые
зелень в предложении 3?
слово
81
5. Выпишите в 2
колонки слова с
корнем –рос – и
формы этих слов.
Добавьте
однокоренные слова и
укажите
грамматические
значения этих слов
(8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в
крохотной росинке четко виднеются еще более
крохотные отраженные ромашки, выросшие по
соседству, но общее состояние в природе, общее
настроение тотчас сообщается человеку, а вот
передать его невозможно.
6
Укажите, какая характеристика
предложения 8 является верной.
1) сложноподчинённое
2) сложное с подчинительной и сочинительной
связью
3) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
4) сложное с подчинительной, сочинительной и
бессоюзной связью
2
2
7.Какие особенности
построения текста
характерны для данного
отрывка? Как называется
этот стилистический приём?
8. Напишите сочинение-
рецензию по тексту В.
Солоухина. Разде ляете ли вы
точку зрения автора?
Аргументируйте своё мнение.
Задание 8.
Рассуждая над поставленным вопросом, автор текста рассказывает о том, как «в отлогих,
почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы». Писатель с
нескрываемым восхищением описывает красоту росинок, как они сочетаются с разноцветными
луговыми цветами, как цветы заставляют росинки менять свой цвет. Вместе с тем автор
замечает, что состояние человека, когда он находится наедине с природой, настолько
бесподобно, что его невозможно точно описать. Свои рассуждения поэт завершает
справедливым выводом о том, что «тому, кто никогда не видел цветения вишнёвого сада,
невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду».
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Солоухин
убеждён: природа оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, она вселяет в
него счастье.
Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: природа очень хорошо влияет
на самочувствие человека, его душевное состояние.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним
роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одним из главных героев
является Пьер Безухов. Этот человек достаточно долго был несчастлив. Но затем, попав в плен
к французам, он осознал всю прелесть природы, к нему пришло новое, неиспытанное чувство
радости и крепости жизни. Пьер ощутил единство мироздания, и, как следствие, стал счастлив.
Таким образом, природа оказывает сильное благотворное влияние на душевный мир человека.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает:
природа может принести человеку чувство необыкновенного
счастья. В стихотворении Ф.И. Тют-чева «Не то, что мните вы,
природа…» поэт говорит о том, что люди, считающие природу
«бездушным ликом», «живут в сём мире как впотьмах». Далее
автор рассуждает о том, какого счастья такие люди лишились:
«Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, про
них леса не говорили, и ночь в звездах нема была!»
Следовательно, природа, принося человеку чувство счастья,
оказывает благотворное влияние на его душевное состояние.
В заключение ещё раз подчеркну: оставшись наедине с
природой, человек, который любит и ценит её, почувствует
заметное улучшение состояние и чувство необыкновенного
счастья, и, возможно, минуты, проведённые с природой,
окажутся самыми лучшими в его жизни