Презентация предназначена для учителей русского языка по теме: «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи».
Цели урока: Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении; Воспитательная - воспитать чувство ответственности.
Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи. Методы работы на уроке: индуктивный метод при языковом исследовании; сравнительный анализ; аналитическая беседа. Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование и дидактический материал: ПК учителя, презентация; интерактивная доска для показа презентации, раздаточный материал, учебник-Львова С.И. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2009 (§25)
Презентация к уроку русского языка
в 9 классе по теме «Прямая речь. Знаки
препинания при прямой речи»
Прямая речь.
Постановка знаков препинания
при прямой речи.
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Грекова Н.А. МБОУ СОШ №12
Ст.Новобейсугской Выселковского
района Краснодарского края
Цель урока!
Тема: «Прямая речь»
Научиться:
находить прямую речь, слова автора
расставлять знаки препинания
строить схемы
Проверочная работа.
1) Какие способы передачи прямой речи есть?
1.Предложения с косвенной речью
2.Предложения с обращением
3.Предложения с прямой речью
4.Предложения с вводными конструкциями
5.Предложения с деепричастным оборотом
6.Предложения с дополнением, называющим
тему чужой речи
Проверочная работа.
2) Какое это предложение
Мой брат сердито сказал, чтобы я оставался дома.
«Бабушка, сказал Егорушка, я спать хочу»
По гражданским делам, как говорили, это был
искуснейший адвокат.
И долго дедушка о горькой доле пахаря говорил.
•Предложение с прямой речью
•Предложение с косвенной речью
•Предложения с деепричастным оборотом
•Предложение с водным предложением
•Предложения с обращением
•Предложение с дополнением, называющим тему
чужой речи.
Проверочная работа.
3) В каком примере нарушены речевые нормы?
1.Он сказал, что не придёт сегодня.
2.Учитель похвалил меня и сказал, что ты
молодец.
3.Мне сказали то, что меня очень удивило.
4.Тёркин говорил товарищамбойцам, что
он не гордый.
Что называется прямой речью?
Как оформляется прямая речь на
письме?
Что такое прямая речь?
Состоит:
слова автора + «прямая речь»
Автор + глаголы,
обозначающие процессы речи и
мысли, действия, чувства:
сказать, спросить, сообщить,
подумать, усмехнуться,
расстроиться
прямая речь: сама чужая речь
Что такое прямая речь?
стили текста:
• научный: подтверждение мысли
• официальноделовой
• художественный: средство создания
характера персонажа, речевой
портрет героя
• прямая речь выделяется на фоне
авторской интонацией
!!! прямая речь
внутри авторских слов:
•
А: «П», а.
А: «П!?» а.
•
Цифровой диктант
Задание: выписать номера предложений с
прямой речью.
• 1) Вы скажете, что нравственность от
этого проигрывает.
• 2) Будет и того, что болезнь указана, а как
лечить её – это уж бог знает!
• 3) Завтра будет славная погода! сказал
я.
•
4) А поболтать было о чём: кругом
народ дикий, любопытный, каждый
день опасность, случаи бывают
разные…
5) Как же у них празднуют свадьбу?
спросил я у штабскапитана.
6) Говорили про него, что он любит
Таскаться за Кубань с абреками.
7) Будет потеха! подумал я, кинулся в
конюшню.
8) Только он мне отвечал, что дикая
черкешенка должна быть счастлива…
9) Однако же после некоторого
молчания я ему сказал, что если отец
станет её требовать, то надо будет
отдать.
10) А ведь вышло, что я был прав:
подарки подействовали только
вполовину.
11) Он взял её руку и стал её
уговаривать, чтоб она его поцеловала.
12) Нехорошо подумал я Верно,
чёрная кошка между ними
проскочила».
•
Проверка!!!
• Предложения с прямой речью
• 3, 5, 7, 12.
Работа с учебником
• Упр. 624
• 1 ряд: предл. 1, 3
2 ряд: предл. 4, 5
3 ряд: предл. 10, 7
Диалог
• В худ. произведениях для передачи
чужой речи может использоваться
диалог.
• Что такое диалог?
• каждая реплика без кавычек пишется с
абзаца (красной строки), перед каждой
репликой ставится тире.
Работа с учебником
• Упр. 625 Устно
• Задание: распределите
диалог по репликам.
Индивидуальная работа.
• по карточкам (по вариантам).
Работа в парах.
• Задание: перед вами прямая речь и слова
автора. Найдите пару для каждой части.
• Запишите, расставьте знаки препинания.
Самостоятельная работа.
• Оформи данное высказывание как
прямую речь (по выбору).
• 1. Сильные жизненные потрясения
исцеляют от мелких страхов. (О. Бальзак)
• 2. Нет ничего страшнее самого страха.
(Ф. Бэкон)
• 3. Стыд и честь – как платье: чем больше
потрёпаны, тем беспечнее к ним
относишься. (Апулей)
Итог урока.
Какой способ передачи чужой речи мы сегодня
изучали?
Задание: найди речевые и пунктуационные
ошибки и исправь их.
• 1 ряд: Уж сколько раз твердили миру: «Что
лесть гнусна, вредна…»
• 2 ряд: Лисицу спрашивал Сурок, что куда
так, кумушка, бежишь ты без оглядки.
• 3 ряд: Осёл увидел Соловья и говорит ему,
что ты, дружище, сказывают, петь великий
мастерище.
Поставить знаки препинания в
схемах
П а
А П
П а П
П а п
Продолжи фразу:
«Этот урок меня научил...»
Домашняя работа работа.
п. 25, схемы при прямой речи,
1 в – упр. 632 (1 часть), упр. 624 (2, 6 пр)
2 в – упр. 632 (2 часть), упр. 624 (8, 9 пр)