Психические свойства личности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психические свойства личности - типичные для данного человека осо- бенности его психики. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер. Личность - индивид, включенный в общественные отношения, это со- циальное качество человека, тогда как индивид - это отдельный предста- витель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожден- ный). Каждая
Иконка файла материала Система психических явлений.doc
Психические процессы                   целостные акты психической деятельности,             отличающиеся отражательно­регуляционной спецификой Система психических явлений   Познавательные ­ ощущение, восприятие, мышление, воображение, память                                 Эмоциональные                                    Волевые      Психические состояния                 Психические свойства  текущее своеобразие психической   типичное для индивида своеобразие  деятельности (псих. процессов),   его психической деятельности  обусловленное содер. (объектом)               Темперамент  деят. и его личностной значим.    ­ индивидуальные особенности псих.                                    деятельности, обусл. врожденным            Мотивационные           типом высшей нервной деятельности,  актуализированные потребности     динамика реал. психических процессов  и их модификации: установки,      (сангвиники, холерики, флегматики,  интересы, желания, стремления.    меланхолики)  влечения, страсти                            Направленность            Эмоциональные           ­ иерархия потребностей и устойчивых  эмоциональный тон ощущений,       мотивов повед., ценностных ориентаций  эмоциональный отклик, настроение, и установок  стресс, аффект, фрустрация                      Характер               Волевые              ­ обобщенные способы поведения,  инициативность, решительность,    тип адаптации к среде  целеустремлен., настойч. и др.                 Способности       Уровни организованности      ­ психофизиологические регуляционные  психической деятельности          возможности, проявляющиеся  (внимание)                        в конкретных видах деятельности                                              Регуляция деятельности    Психические свойства личности ­ типичные для данного человека осо­ бенности его психики.    К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.    Личность ­ индивид, включенный в общественные отношения, это со­ циальное качество человека, тогда как индивид ­ это отдельный предста­ витель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожден­ ный).    Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особеннос­ тей ­ психический склад; это и составляет ее индивидуальность.     Понятие "человек" более широкое, чем понятие "личность". Оно вклю­ чает в себя и понятие "индивид", и понятие "личность".    Психические процессы, состояния и свойства человека ­ это единое  проявление его психики.    И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах  личности, и в различных психических состояниях, являются психические  процессы.                   Возникновение и развитие психики                 Развитие психики в процессе эволюции    Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм  активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.    По мере эволюционного развития у животных формируется специальный  орган психики ­ нервная система, обеспечивающая отражение окружающего  мира и регуляцию поведения.    Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения  являются инстинкты.    Инстинкты ­ комплекс врожденных реакций, стимулом для которых явля­ются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот  этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.    Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху.  Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является виб­ рация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук  высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою  жертву, набрасывается лишь на летающую мошку ­ сигналом к ее действию  является мелькание.    С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально­из­ менчивые формы поведения, основанные на образно­концептуальном отраже­ нии окружающего мира.    Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим  образом конкретных условий среды.    У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает спо­ собность ситуативного, предметного отражения действительности, способ­ ность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на  основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные  приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте  действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).  Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.)  способны даже на отдельные интеллектуальные действия.    В чем своеобразие психики животных?    В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с  плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика  имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было отк­ рыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сече­ ниями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После дли­ тельных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна  открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт пов­ торялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось  сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу  берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что  обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в  ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие  свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают  постоянного значения вещей.