Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Работая в дошкольном учреждении IV вида большую часть воспитанников составляют дети с амблиопией и косоглазием. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и влияет на формирование общего речевого развития. Для этих детей характерна грубая несформированность всех языковых систем. Диагностика комплексного обследования детей показала, что здоровых детей в ДОУ нет, зрительная патология отягощена речевой, двигательной недостаточностью.
Иконка файла материала Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у.doc
Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста     Работая в дошкольном учреждении IV вида большую часть воспитанников составляют дети с амблиопией и косоглазием. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно­психическом статусе детей, значительно снижает   их   двигательную   активность   и   влияет   на   формирование   общего речевого развития. Для этих детей характерна грубая несформированность всех   языковых   систем.   Диагностика   комплексного   обследования   детей показала, что здоровых детей в ДОУ нет, зрительная патология отягощена речевой, двигательной недостаточностью.       В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при легкой степени   дизартрии   (Г.В.   Гуровец,   С.И.   Маевская,   Е.Ф.   Соботович   и   др.), отмечается, что нарушения звукопроизношения является распространенным, имеют   стойкий   характер,   сходны   по   своим   проявлениям   с   другими артикуляторными   расстройствами   и   представляют   значительные   трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения оказывают отрицательное   влияние   на   формирование   и   развитие   других   сторон   речи (фонематической,   лексической,   грамматической),   затрудняют   процесс школьного обучения, снижают его эффективность.              В   практике   логопедической   работы   отмечаются   случаи   нарушения звукопроизношения,  сходные   с  дислалиями,  но   имеющие   более   сложную   и длительную динамику устранения.             Изучаемая патология относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих   артикуляторный   уровень   речеобразования.   При   дизартрии расстройства   произношения   звуков   вызваны,   прежде   всего,   нарушениями фонетических (моторных) операций.        Речевые признаки дизартрии легкой степени и функциональной дислалии в сопоставительном плане могут быть представлены следующим образом:При сложной функциональной дислалии:          • страдает артикуляция только согласных ;                   • четкое нарушение артикуляции определенных звуков в различных условиях их реализации;          • закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений;          • не отмечается нарушений темпо­ритмической организации речи;           • изменения дыхания не типичны;           • фонационные расстройства не отмечаются;                   •  дискоординация  дыхания,  голосообразования  и  артикуляции  не выражена.  При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:          • возможно смазанное неясное произношение гласных звуков, с легким               носовым оттенком;                   • изолированно звуки могут быть сохранными, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;                   •  процесс автоматизации  затруднен: поставленный  звук может не использоваться в речи;          • характерен ускоренный или замедленный темп речи;                    •   дыхание   поверхностное,   отмечается   речь   на   вдохе,   укорочен фонационный выдох;           • страдает координация указанных процессов;        Неречевые признаки. Раннее речевое и психофизическое развитие детей с дизартрией   легкой   степени   выраженности   характеризуется   некоторой задержкой по сравнению с детьми, страдающими функциональной дислалией. По данным Р.И. Мартыновой, у детей с описываемой патологией отставание в физическом развитии выявляется значительно больше.У   рассматриваемой   категории   детей   отмечается   негрубая   неврологическая   симптоматика:   в   виде   стертых   парезов,   гиперкинезов   и нарушений мышечного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре. При функциональной дислалии отклонений со стороны центральной нервной системы не отмечается. Нарушения вегетативной нервной системы в большей степени отмечались при дизартрии, в меньшей ­ при дислалии.        У детей с легкой степенью дизартрии нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:        ­ нарушения звукопроизношение, характеризующиеся одинаковым видом искажений   различных   групп   звуков.   При   этом   чаще   всего   наблюдается межзубное и боковое произнесение различных групп звуков;             ­ нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков, например, межзубный сигматизм и боковой ротацизм;        ­ искажения и отсутствие различных групп звуков, например, межзубный сигматизм и отсутствие звуков Р, Л;             ­ искажения и замены различных групп звуков, например, межзубный сигматизм и замена звука Ч звуком Т.              Одним   из   важнейших   условий   для   правильного   формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно   произносить   звуки   речи,   ребенок   должен   уметь   воспроизводить необходимые   артикуляторные   уклады,   включающие   сложный   комплекс движений.              Таким   образом,   у   детей   с   легкой   степенью   дизартрии   оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Среди движений,   отражающих   состояние   статической   координации,   наиболее сложными   для   выполнения   являются   произвольные   движения   языка, динамической   координаций   ­   воспроизведение   одновременных   движений. Необходимо отметить, что прослеживается взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта артикуляторных органов и кистей и пальцеврук. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве   случаев   характеризуется   трудностью   или   невозможностью быстрого   и   плавного   воспроизведения   предложенных   движений,   наличием добавочных   движений,   персевераций,   перестановок,   нарушений   оптико­ пространственной координации.