Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Иконка файла материала Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.doc
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.  Цели, задачи, принципы  Источник: И. Ю. Лечченко " "  Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в  развитии. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под  грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой  накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка  и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.              Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с  отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что  пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее  воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно  влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень  тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы  противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают  максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при  сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные  возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие  трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им  специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую  необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями,  воспитывающими детей с отклонениями в развитии.              Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие. Принцип единства диагностики и коррекции развития.  Коррекционно­педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой  развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.  Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его  установления. Принцип гуманистической направленности психологической помощи.  Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в  развитии и создании условий для его гармоничного развития. Принцип интегративного использования психолого­педагогических и  психотерапевтических методов и приемов.  Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци­онного воздействия позволяет учитывать особенности различных  нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию. Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.   Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и  межличностных конфликтов между членами семьи. Принцип оказания личностно ­ ориентированной помощи.   С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция  личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц,  осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие. Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.  Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и  установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами  социального окружения.Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во  взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.  С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность,  психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного  уровня родителей ­ фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов  семьи. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и  специалистов психолого­педагогической службы.  Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного  взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным  учреждением и специалистами службы психологической помощи семье. Психолого­педагогическая коррекция              В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого­ педагогическое и психокоррекционное.  Осуществляя психолого­педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с  больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся  следующие цели:  o создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в  развитии в семье;  o переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с  отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;  o гармонизация психологического климата в семье;  o коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско­родительских,  супружеских, родительско­детских, сиблинговых);  o формирование психолого­педагогических знаний и умений, повышение воспитательской  компетентности родителей (лиц, их замещающих). Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи: обучение родителя (матери) специальным коррекци­онным и методическим приемам,  необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в до­машних условиях; обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для  коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии; коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение  гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка; коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха,  связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание  возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов; коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы  взаимоотношений в социуме; осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;  переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из­за его недуга в позицию  творческого поиска реализации возможностей ребенка; повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты  своего титанического труда в успехах ребенка; трансформация образовательно­воспитательного процесса, реализуемого родителем по  отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;  созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому,  излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.Формы работы:  1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;  2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;  3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;  4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;  5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.  6) Психокоррекция              Психокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой  психокоррекции.  Задачами этого направления являются: формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии; коррекция взаимоотношений в диаде родитель ­ ребенок с отклонениями в развитии; коррекция личностных нарушений у родителей больных детей; коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги,  ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с  пониманием себя как несостоявшегося человека); коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих  больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста); гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с  больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.              В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно  ориентированная патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев), а также некоторые  приемы и методы семейной системной когнитивно­поведенческой психотерапии (Э. Г.  Эйдемиллер).              Личностно ориентированный подход (патогенетическая психотерапия) был  разработан В. Н. Мясищевым на основе его концепции психологии личности. Отношения  человека в соответствии с теорией психологии личности представляют сознательную,  избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами  объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.              В самом общем виде целью личностно ориентированного подхода является  расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса  реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы.  Цели и задачи любого коррекционного направления, ориентированного на личностные  изменения, вытекают из представления о "личностном дефекте", что, в свою очередь,  определяется собственной концепцией индивида. Задача психолога ­ раскрыть и изменить  отношения личности, обусловившие возникновение и субъективную неразрешимость  конфликта.              В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с  отклонениями в развитии оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на  раскрытие им утреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными  нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с  общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен  родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них  сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного  ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных  ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: "Я  счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня". Те же процессы  происходят и в сознании отца ребенка: "Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в  моей силе и помощи. Он принес мне счастье".              Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на  изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и  поведенческой (Г. Л. Исурина, 1983, 1990). Каждое из направлений ставит определенные  задачи.              Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих  проблем): осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением  невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение  бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся проектированием асоциальных форм поведения), с учетом того факта,  что психогенным фактором для всех родителей больных детей является состояние  здоровья их ребенка; определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные  эмоции; осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия  представителей социума; осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя больного  ребенка может иметь форму невротической потребности; выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов; осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является  не рождение ребенка с отклонениями в развитии, а неконструктивность отношений,  сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи; выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком; осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье  необходимо переосмысление собственной семейной роли; выявление рассогласованности между образом "Я" и восприятием родителя другими  лицами; осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуации Эмоциональная сфера   В процессе занятий участники: получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы; переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;  в оспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с  которыми они не смогли справиться; учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя,  учатся позитивному отношению к себе; обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и  положительные эмоции; учатся вербализовывать и понимать собственные чувства; производят эмоциональную коррекцию своих отношений. Поведенческая сфера.  Психокоррекционные занятия помогают:распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции; приобрести навыки адекватного общения в социуме; развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и  самоутверждению; выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на  проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.              В качестве механизмов коррекционного воздействия (А. А. Александров, 1997; Г.  Л. Исурина, 1990) личностно ориентированной психотерапии рассматриваются:  корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение. Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую  очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии  со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно.  Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями  в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности,  уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок.              Конструктивно переработанное содержание обратной связи способствует принятию родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и  таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта.              Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное  воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности  к себе. Конфронтация. Под конфронтацией понимается "столкновение" клиента с самим собой, со  своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и  поведенческими стереотипами.               Конфронтация осуществляется за счет "обратной связи" между участниками  психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом  "обратной связи" выступает психолог, который не столько привносит в нее свое  содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей.              В групповой психотерапии "обратная связь" является более многоплановой,  поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. В  контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным  представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования  иерархии его жизненных ценностей. Для матери больного ребенка наиболее важным  является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного  ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею больному ребенку.  Как принять такого ребенка, чтобы "...не чувствовать постоянно бремени угрызений  совести, чувства собственной неполноценности, бремени проблем его здоровья? Как  изменить свое представление о себе, если именно ты его родила таким?".              "Обратная связь" позволяет каждой матери, участвующей в работе  психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у  окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется  окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что ­ негативную реакцию. Отец  ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее  существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных  возможностей оказания ему помощи.              Задача психолога заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить  существующий в его сознании собственный образ "Я" путем интеграции полученнойинформации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится  бывать участнику группы, а также личностно­философских установок, полученных  частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т. д.).              Для усиления динамики этого процесса применяется метод декатастрофизации,  заимствованный из "когнитивной терапии" Аэрона Бека. Эта техника позволяет  подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью  уменьшения отказа от самоактуализации из­за неуверенности в успехе.              В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию чеювеческой  личности. Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под  воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной  самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию  необходимости переосмьсления своего собственного внутреннего мира, пониманию  важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка.  Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции  становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а  также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм  общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия. Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых  занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в  которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют  типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность для вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая  ситуация является ареной для эмоционального многопланового межличностного  взаимодействия, а это способствует гак отказу от неконструктивных поведенческих  стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения.              Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется  тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает  встреч с людьми, отгораживгется от общения и активной деятельности. Социофобический  страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неголноценного ребенка и всех  сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения  собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая  появление хронических эмоциональных нарушений.               В процессе тренинга самоутверждения участники группы убеждаются в том, что  самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающие,  которые, как правило, являются чаше позитивными. А эте, в свою очередь, подкрепляет  такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в  себе. E­mail:iemcko@ya.ru