Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.
Цели, задачи, принципы
Источник: И. Ю. Лечченко " "
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического
сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в
развитии. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под
грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой
накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка
и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с
отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что
пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее
воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно
влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень
тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы
противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают
максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при
сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные
возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие
трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им
специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую
необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями,
воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями
являются следующие.
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Коррекционнопедагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой
развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его
установления.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в
развитии и создании условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психологопедагогических и
психотерапевтических методов и приемов.
Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов
психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных
нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и
межличностных конфликтов между членами семьи.
Принцип оказания личностно ориентированной помощи.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция
личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц,
осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и
установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами
социального окружения.Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во
взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность,
психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного
уровня родителей фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов
семьи.
Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и
специалистов психологопедагогической службы.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного
взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным
учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Психологопедагогическая коррекция
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого
педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психологопедагогическую коррекцию, психолог организует занятия с
больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся
следующие цели:
o создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в
развитии в семье;
o переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с
отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
o гармонизация психологического климата в семье;
o коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детскородительских,
супружеских, родительскодетских, сиблинговых);
o формирование психологопедагогических знаний и умений, повышение воспитательской
компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам,
необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для
коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение
гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха,
связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание
возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов;
коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных
желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы
взаимоотношений в социуме;
осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком,
в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;
переход родителя с позиции переживания за своего ребенка изза его недуга в позицию
творческого поиска реализации возможностей ребенка;
повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты
своего титанического труда в успехах ребенка;
трансформация образовательновоспитательного процесса, реализуемого родителем по
отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;
созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому,
излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.Формы работы:
1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
6) Психокоррекция
Психокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой
психокоррекции.
Задачами этого направления являются:
формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;
коррекция взаимоотношений в диаде родитель ребенок с отклонениями в развитии;
коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;
коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги,
ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с
пониманием себя как несостоявшегося человека);
коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих
больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так
и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции,
агрессивное поведение, реакции протеста);
гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с
больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами.
В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно
ориентированная патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев), а также некоторые
приемы и методы семейной системной когнитивноповеденческой психотерапии (Э. Г.
Эйдемиллер).
Личностно ориентированный подход (патогенетическая психотерапия) был
разработан В. Н. Мясищевым на основе его концепции психологии личности. Отношения
человека в соответствии с теорией психологии личности представляют сознательную,
избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами
объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.
В самом общем виде целью личностно ориентированного подхода является
расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса
реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы.
Цели и задачи любого коррекционного направления, ориентированного на личностные
изменения, вытекают из представления о "личностном дефекте", что, в свою очередь,
определяется собственной концепцией индивида. Задача психолога раскрыть и изменить
отношения личности, обусловившие возникновение и субъективную неразрешимость
конфликта.
В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с
отклонениями в развитии оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на
раскрытие им утреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными
нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с
общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен
родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них
сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного
ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных
ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии.Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: "Я
счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня". Те же процессы
происходят и в сознании отца ребенка: "Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в
моей силе и помощи. Он принес мне счастье".
Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на
изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и
поведенческой (Г. Л. Исурина, 1983, 1990). Каждое из направлений ставит определенные
задачи.
Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих
проблем):
осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением
невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение
бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение,
характеризующееся проектированием асоциальных форм поведения), с учетом того факта,
что психогенным фактором для всех родителей больных детей является состояние
здоровья их ребенка;
определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные
эмоции;
осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия
представителей социума;
осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя больного
ребенка может иметь форму невротической потребности;
выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов;
осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является
не рождение ребенка с отклонениями в развитии, а неконструктивность отношений,
сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи;
выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком;
осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье
необходимо переосмысление собственной семейной роли;
выявление рассогласованности между образом "Я" и восприятием родителя другими
лицами;
осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и
психотравмирующих ситуации
Эмоциональная сфера
В процессе занятий участники:
получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;
переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;
в
оспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с
которыми они не смогли справиться;
учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя,
учатся позитивному отношению к себе;
обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и
положительные эмоции;
учатся вербализовывать и понимать собственные чувства;
производят эмоциональную коррекцию своих отношений.
Поведенческая сфера.
Психокоррекционные занятия помогают:распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;
приобрести навыки адекватного общения в социуме;
развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и
самоутверждению;
выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на
проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
В качестве механизмов коррекционного воздействия (А. А. Александров, 1997; Г.
Л. Исурина, 1990) личностно ориентированной психотерапии рассматриваются:
корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.
Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую
очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии
со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно.
Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями
в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности,
уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок.
Конструктивно переработанное содержание обратной связи способствует принятию
родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей
к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и
таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта.
Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное
воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности
к себе.
Конфронтация. Под конфронтацией понимается "столкновение" клиента с самим собой, со
своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и
поведенческими стереотипами.
Конфронтация осуществляется за счет "обратной связи" между участниками
психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом
"обратной связи" выступает психолог, который не столько привносит в нее свое
содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей.
В групповой психотерапии "обратная связь" является более многоплановой,
поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. В
контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным
представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования
иерархии его жизненных ценностей. Для матери больного ребенка наиболее важным
является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного
ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею больному ребенку.
Как принять такого ребенка, чтобы "...не чувствовать постоянно бремени угрызений
совести, чувства собственной неполноценности, бремени проблем его здоровья? Как
изменить свое представление о себе, если именно ты его родила таким?".
"Обратная связь" позволяет каждой матери, участвующей в работе
психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у
окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется
окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что негативную реакцию. Отец
ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее
существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных
возможностей оказания ему помощи.
Задача психолога заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить
существующий в его сознании собственный образ "Я" путем интеграции полученнойинформации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится
бывать участнику группы, а также личностнофилософских установок, полученных
частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных
или литературных героев и т. д.).
Для усиления динамики этого процесса применяется метод декатастрофизации,
заимствованный из "когнитивной терапии" Аэрона Бека. Эта техника позволяет
подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью
уменьшения отказа от самоактуализации изза неуверенности в успехе.
В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию чеювеческой
личности. Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под
воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной
самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию
необходимости переосмьсления своего собственного внутреннего мира, пониманию
важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка.
Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции
становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а
также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм
общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия.
Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых
занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в
которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют
типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность для
вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая
ситуация является ареной для эмоционального многопланового межличностного
взаимодействия, а это способствует гак отказу от неконструктивных поведенческих
стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения.
Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется
тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает
встреч с людьми, отгораживгется от общения и активной деятельности. Социофобический
страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неголноценного ребенка и всех
сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения
собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая
появление хронических эмоциональных нарушений.
В процессе тренинга самоутверждения участники группы убеждаются в том, что
самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающие,
которые, как правило, являются чаше позитивными. А эте, в свою очередь, подкрепляет
такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в
себе.
Email:iemcko@ya.ru