Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Оценка 4.6

Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Оценка 4.6
docx
04.05.2023
Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с онр.docx

Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Для исследования особенностей эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы разработали свои диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики: «Модификация цветового теста Люшера-Дорофеевой», методика «Уровень волевой регуляции, методика «Кто веселее всех?», методика «Отражение эмоциональных состояний средствами мимики», методика «Словесное выражение эмоционального состояния », целью которых являлось выявление уровня сформированности компонентов эмоционально-волевой сферы у детей данной категории. Как правило, у таких детей наблюдаются такие особенности как повышенная утомляемость, стеснительность, раздражительность, нерешительность, и т.д.

Для устранения и профилактики всех вышеперечисленных особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ОНР мы предлагаем ряд, на мой взгляд наиболее эффективных традиционных приемов коррекции эмоционально-волевой сферы.

1.  Курс психогимнастических занятий, автором которой является М. И. Чистякова.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Основная цель психогимнастических этюдов– научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения. С этой целью используется так же арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

2.  Арттерапия

Преимущества арттерапии.

·                      Она адекватна дошкольному возрасту (играя, рисуя, танцуя ребенок учится смовыражаться, вступать в адекватные отношения с окружающим миром)

·                      Психологически безопасна (принцип «Не навреди!» является ведущим)

·                      Позволяет учить индивидуальные психологические особенности детей (диагнозы ЗПР, УО сопровождаются и РДА, ДЦП, СДВГ, поведенческие нарушения)

·                      Продукт творчества является одновременно диагностикой, коррекцией, развитием.

Приоритетной стала музыкотерапия, как составная часть арттерапии.

3.  Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человек известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Ее преимущества в коррекционной работе:

Во-первых, именно музыка, мызыкальное сопровождение помогает в решении коррекционных задач (при нарушении поведения, социализации, личностных переживаниях, тревожности).

Во-вторых, именно эта форма более всего воспринимается детьми, выражаясь в их эмоциональном отношении, творчестве.

В последнее время диагностика роста эмоционально-волевых нарушений наталкивает на необходимость использования в работе нетрадиционных методик, воздействующих на различные анализаторы. Разнообразные методы и формы проведения коррекционных занятий помогают снизить, устранить такие поведенческие нарушения, как РДА, СДВГ, тревожность, застенчивость, агрессивность и т.п.

С этой целью используется следующее оборудование: светодиодный источник света «Светлячок», проектор «Меркурий», пузырьковая колонна, музыкальная картина, электрофонтан.

Использование медитативной, релаксационной музыки, разнообразных источников света, специальных дидактических игр и упражнений помогает педагогам в решении поставленной цели – развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством музыкотерапии. Новые технические средства вносятся в содержание коррекционного цикла и занятия в дальнейшем изменяются с учетом коррекционных задач.

4.   Сказкотерапия.

Возможности работы со сказкой

1.                 Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2.                 Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3.                 Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.

4.                 Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5.                 Использование притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6.                 Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

5.  Игротерапия.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Возможности работы с игрой:

1.                 Простые способы освобождения:

·                   освобождение агрессивного поведения (выражается в бросании предметов, прокалывании воздушных шаров и так далее);

·                   освобождение от инфантильных форм поведения, инфантильных форм получения удовольствия (выражается в сосании воды из детской бутылочки, выплескивании воды на пол и так далее).

2.                 Освобождение чувств в стандартизированной ситуации.

Освобождение чувств путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

6.  Библиотерапия.

Библиотерапия может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым она имен отношение как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других – и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. У библиотекаря могут быть разные цели: например, изменение эмоционального состояния человека или влияние на сами особенности личности; она может выступать как руководство со стороны, а может – как средство самоанализа и самосовершенствования; может применяться в индивидуальных и в групповых формах, и т. д.

Данные приемы и технологии могут использоваться не только с детьми с нарушением речи, но может быть адаптирована и на детей с нормальным развитием с целью совершенствования их эмоциональной сферы.

Таким образом, с помощью специально разработанного комплекса нами было проведено исследование на выявление уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Результаты исследований:

2 ребенка из всех исследуемых детей имеют низкий уровень сформированности эмоционально – волевой сферы, что составляет 33%, а остальные 4 ребенка имеют средний уровень сформированности эмоционально – волевой сферы – 67%. Проанализировав результаты исследования, мы предлагаем наиболее эффективные на наш взгляд психокоррекционные приемы и методы для исправления особенностей эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ОНР. К таким методам относятся психогимнастические этюды, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия. Использование этих методов способствует сглаживанию эмоциональных деформаций и формированию у дошкольников с ОНР положительных черт характера. Данные приемы могут использоваться не только для дошкольников с нарушениями речи, но и могут быть адаптированы для других категорий тетей с целью совершенствования их эмоционально-волевой сферы.


 

Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Психокоррекционные методики по коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям

Во-вторых, именно эта форма более всего воспринимается детьми, выражаясь в их эмоциональном отношении, творчестве

Во-вторых, именно эта форма более всего воспринимается детьми, выражаясь в их эмоциональном отношении, творчестве

Проигрывание эпизодов сказки .

Проигрывание эпизодов сказки .

Данные приемы и технологии могут использоваться не только с детьми с нарушением речи, но может быть адаптирована и на детей с нормальным развитием с целью…

Данные приемы и технологии могут использоваться не только с детьми с нарушением речи, но может быть адаптирована и на детей с нормальным развитием с целью…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023