Психологическое сопровождение учащихся VII вида является важным направлением деятельности педагога-психолога. Познавательные процессы учащихся слабо развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.психология
Психокоррекционные занятия с детьми VII вида
Пояснительная записка.
Психологическое сопровождение учащихся VII вида является
важным направлением деятельности педагога-психолога.
Познавательные процессы учащихся слабо развиваются, однако
есть возможность знакомить ребят с методами эффективного
запоминания материала, с методами тренировки внимания и
мышления. Также возможно развитие творческого мышления
школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих
целей. Кроме того, общая мотивация смещается к общению со
сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение
ребенком социальных норм, переоценка ценностей,
удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Поэтому важная часть занятий отводится на формирование
навыков конструктивного общения.
Цель программы: оказание помощи детям VII-VIII вида обучения
в получении развития, соответствующего их способностям и
возможностям, в процессе обучения и воспитания в школе.
Задачи программы:
1. Формирование и развитие психологических предпосылок и
основ учебной деятельности.
2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция
познавательных процессов.
4. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер
обучающихся.
5. Коррекция сферы межличностных отношений обучающихся,
формирование навыков конструктивного общения, расширение
репертуара видов общения.
6. Коррекция и развитие личности обучающихся, снижение
внутриличностных противоречий.
Принципы:
— Уважительное и доброжелательное отношение к обучающимся
и их потребностям.
— Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается
его ценность, значимость и уникальность.
— Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Организация занятий: Данная программа рассчитана на один
год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении(сенсорной комнате), один раз в неделю по 40 минут. Занятия
могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и
цели занятий могут корректироваться в зависимости от
результатов диагностики.
Учебно-тематический план
Тема занятия
Форма работы
1.Вводное.
Информирование; беседа;
психогимнастические упражнения;
игры и упражнения на групповое
взаимодействие.
2.Диагностика
познавательной сферы
Диагностические методики,
направленные на изучение уровня
2
Кол-во
часов
1
4(в начале и в конце
учебного года).
3. Диагностика
эмоционально-
личностной сферы (в
начале и в конце
учебного года).
4. Знакомство с
методами тренировки
внимания.
5. Знакомство с
методами
эффективного
запоминания.
6. Знакомство с
методами тренировки
мышления
развития психических процессов:
объем памяти, внимания,
особенности мышления.
психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Диагностические методики,
направленные на изучение
эмоционально-личностной сферы
учащихся: тревожность,
самооценка, мотивация,
межличностные отношения;
психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Игры и упражнения на развитие
объема внимания; игры и
упражнения на развитие
устойчивости и концентрации
внимания;
Игры и упражнения на развитие
разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности
запоминания; игры и упражнения
на развитие умения использовать
приемы мнемотехники;
психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Игры-загадки и ребусы; игры и
упражнения на развитие операций
мышления; игры и упражнения на
развитие логического, словесного
мышления; психогимнастические
упражнения; релаксационные
упражнения.
3
4
4
4
57. Диагностика и
развитие творческого
мышления.
Изучение особенностей
творческого мышления
школьников; Игры и упражнения
на развитие особенностей
творческого мышления: гибкость,
нестандартность, способность
генерировать новые идеи и т.п.
8. Развитие
самопознания и
Информирование; беседа; мозговой
штурм; групповая дискуссия;
рефлексии. Что со мной
психогимнастические упражнения;
происходит, анализ
собственного
игры на групповое
взаимодействие; метод
состояния. Обучение
методам расслабления.
«Манадала»; сказкотерапия;
релаксационные упражнения.
9. Агрессия.
Информационный блок –
агрессивного поведения
учащихся. Коррекция
агрессивного
поведения. Обучения
навыкам самоконтроля.
что такое агрессия,
какая она бывает?
Диагностика
Информирование; беседа; мозговой
штурм; групповая дискуссия;
психогимнастические упражнения;
игры на групповое
взаимодействие; сказкотерапия;
релаксационные упражнения.
10. Человек как
социальное существо.
Формирование навыков
Общение.
общения.
Информирование; беседа; мозговой
штурм; групповая дискуссия;
психогимнастические упражнения;
игры на групповое
взаимодействие; релаксационные
упражнения.
11. Заключительное
занятие.
Информирование; беседа;
психогимнастические упражнения;
игры на групповое
4
4
3
2
2
1взаимодействие; релаксационные
упражнения.
12. Итог:
34
№ п/
п
1
2
3
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Учебная
неделя
Вводное занятие. Знакомство с детьми
1
Раздел 1. Диагностика познавательной сферы
Диагностические методики,
направленные на изучение объема
памяти: "Методика заучивания 10 слов
А.Р. Лурия", "Методика "Выучи слова",
"Методика "Запомни рисунки", "Методика
"Оценка объема кратковременной
слуховой и зрительной памяти", "Прием
информации", "Непроизвольная память",
"Память на образы".
Диагностические методики,
направленные на изучение объема
внимания: "Перепутанные линии", "Тест
Мюнстенберга", "Устойчивость внимания"
5
2-4
5-8"Методика Горбова "Красно-черная
таблица", "Методика "Найди отличия",
"Методика "Корректурная проба".
Диагностические методики,
направленные на изучение особенностей
мышления: "Исследование аналитичности
мышления", "Методика "Выявление общих
понятий", "Методика "Творческие
способности", "Методика "Аналогии",
"Методика "Выделение существенных
признаков", "Тест "Круги".
Диагностические методики,
направленные на изучение объема
памяти, внимания и особенностей
мышления.
9-11
12-15
4
5
6
7
8
Раздел 2. Диагностика эмоционально-личностной сферы
Диагностические методики,
направленные на изучение мотивации:
16-19
Диагностические методики,
направленные на изучение тревожности:
"Тест школьной тревожности Филлипса",
"Шкала явной тревожности для детей",
"Шкала ситуативной тревожности",
"Графическая методика "Кактус",
"Методика "Рука", "Тест "Дом. Дерево
Человек", "Тест "Несуществующее
животное".
Диагностические методики,
направленные на изучение самооценки:
"Проба Де Греефе", "Методика "Лесенка",
"Методика "Нарисуй себя", "Методика
"Три оценки" А.И.
Липкиной","Исследование уровня
6
20-23
24-27притязаний".
9
Диагностические методики,
направленные на изучение
эмоционально-личностной сферы
учащихся: тревожность, самооценка,
мотивация, межличностные отношения
28-34
7Приложение.
Педагогические технологии, применяемые при работе с
детьми, обучающимися в школе VIII вида
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка
школьников к жизни и деятельности в новых социально –
экономических условиях, возникла потребность в изменении
целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Важное место в учебном процессе, который я осуществляю,
занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая
обеспечивает школьников комплексными знаниями,
выполняющими развивающую функцию.
В результате коррекционно- развивающего обучения происходит
преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического
и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья применяются особые коррекционно - развивающие
педагогические технологии, позволяющие добиваться
положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное
сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной
активности, творческих способностей, школьной
мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе
являются основными. Они основаны на постоянном
эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение
учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их
8жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи
учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных
технологий является введение в них элементов развивающего
обучения и интеграции информационных и развивающих методов
и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в
классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом
их применения является экономия времени, сохранение сил
учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей
игровых технологий для формирования личности обучающихся
осуществляется средствами разумной организации
разносторонней игровой деятельности, доступной
каждому ребенку, с учетом психофизических
возможностей, путем осуществления
специальных игровых программ,
имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер. В отечественной педагогике и психологии проблему
игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П.
Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные технологии(Якиманская
И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены
на организацию учебно- воспитательного процесса с
учетом индивидуальных особенностей, возможностей и
способностей учащихся.
Применение данной технологии позволяет мне формировать
адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства
взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе,
ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем,
обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья необходимо овладевать основами компьютерной
грамотности. В школе разработана рабочая
программа факультативных занятий «Основы компьютерной гр
амотности», адаптированная для обучения детей
ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я
стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на
данном факультативе: старшеклассников вовлекаю в подготовку
мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов.
Активно использую компьютерные приложения, которые
позволяют делать учебный процесс более увлекательным и
доступным.
9В учебно- воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации
для реализации индивидуализированного обучения ;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и
внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются:
индивидуализация учебного процесса, активизация
самостоятельной работы учащихся, развитие навыков
самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно
процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях
стараюсь широко применять технологии Арттерапии.
(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия,
сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования
артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей
работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими
педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д.
Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств
искусства на обучающихся, они позволяют с помощью
стимулирования художественно-творческих
проявлений осуществить коррекцию нарушений
психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений
в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации
обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для
обучения детей, имеющих различные способности и проблемы,
путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие
преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку
легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять
внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий
уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с
трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным
нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные
10утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса
неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно
которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой
учитель взаимодействует с отдельными учащимися по
индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во
всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим
элементам (средствам) реабилитационного пространства относят
в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное
отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских
трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со
всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие,
необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись
учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное
значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое
прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную
деятельность.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды
педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе,
доверии);
• урок как система реабилитации, в результате которой каждый
ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным
действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного материала от
сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и
логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий (опорных
сигналов);
• дополнительные упражнения;
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною,
содержат в себе сочетание инновационных технологий
с традиционными методами и формами обучения, что дает новый
эффект в совершенствовании учебного процесса, а
следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания
приобретают новые качества.
11