Психокоррекционные занятия с детьми vii вида

  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое сопровождение учащихся VII вида является важным направлением деятельности педагога-психолога. Познавательные процессы учащихся слабо развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.психология
Иконка файла материала психология.docx
Психокоррекционные занятия с детьми VII вида Пояснительная записка. Психологическое сопровождение учащихся VII вида является важным направлением деятельности педагога-психолога. Познавательные процессы учащихся слабо развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей. Кроме того, общая мотивация смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Цель программы: оказание помощи детям VII-VIII вида обучения в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в школе. Задачи программы: 1. Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности. 2. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития. 3. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов. 4. Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер обучающихся. 5. Коррекция сферы межличностных отношений обучающихся, формирование навыков конструктивного общения, расширение репертуара видов общения. 6. Коррекция и развитие личности обучающихся, снижение внутриличностных противоречий. Принципы: — Уважительное и доброжелательное отношение к обучающимся и их потребностям. — Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность. — Не допускаются упреки и порицания за неуспех. Организация занятий: Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в учебном помещении(сенсорной комнате), один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть групповыми или индивидуальными. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики. Учебно-тематический план Тема занятия Форма работы 1.Вводное. Информирование; беседа; психогимнастические упражнения; игры и упражнения на групповое взаимодействие. 2.Диагностика познавательной сферы Диагностические методики, направленные на изучение уровня 2 Кол-во часов 1 4(в начале и в конце учебного года). 3. Диагностика эмоционально- личностной сферы (в начале и в конце учебного года). 4. Знакомство с методами тренировки внимания. 5. Знакомство с методами эффективного запоминания. 6. Знакомство с методами тренировки мышления развития психических процессов: объем памяти, внимания, особенности мышления. психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Игры и упражнения на развитие объема внимания; игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания; Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. 3 4 4 4 57. Диагностика и развитие творческого мышления. Изучение особенностей творческого мышления школьников; Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. 8. Развитие самопознания и Информирование; беседа; мозговой штурм; групповая дискуссия; рефлексии. Что со мной психогимнастические упражнения; происходит, анализ собственного игры на групповое взаимодействие; метод состояния. Обучение методам расслабления. «Манадала»; сказкотерапия; релаксационные упражнения. 9. Агрессия. Информационный блок – агрессивного поведения учащихся. Коррекция агрессивного поведения. Обучения навыкам самоконтроля. что такое агрессия, какая она бывает? Диагностика Информирование; беседа; мозговой штурм; групповая дискуссия; психогимнастические упражнения; игры на групповое взаимодействие; сказкотерапия; релаксационные упражнения. 10. Человек как социальное существо. Формирование навыков Общение. общения. Информирование; беседа; мозговой штурм; групповая дискуссия; психогимнастические упражнения; игры на групповое взаимодействие; релаксационные упражнения. 11. Заключительное занятие. Информирование; беседа; психогимнастические упражнения; игры на групповое 4 4 3 2 2 1взаимодействие; релаксационные упражнения. 12. Итог: 34 № п/ п 1 2 3 Календарно-тематическое планирование Наименование разделов и тем Учебная неделя Вводное занятие. Знакомство с детьми 1 Раздел 1. Диагностика познавательной сферы Диагностические методики, направленные на изучение объема памяти: "Методика заучивания 10 слов А.Р. Лурия", "Методика "Выучи слова", "Методика "Запомни рисунки", "Методика "Оценка объема кратковременной слуховой и зрительной памяти", "Прием информации", "Непроизвольная память", "Память на образы". Диагностические методики, направленные на изучение объема внимания: "Перепутанные линии", "Тест Мюнстенберга", "Устойчивость внимания" 5 2-4 5-8"Методика Горбова "Красно-черная таблица", "Методика "Найди отличия", "Методика "Корректурная проба". Диагностические методики, направленные на изучение особенностей мышления: "Исследование аналитичности мышления", "Методика "Выявление общих понятий", "Методика "Творческие способности", "Методика "Аналогии", "Методика "Выделение существенных признаков", "Тест "Круги". Диагностические методики, направленные на изучение объема памяти, внимания и особенностей мышления. 9-11 12-15 4 5 6 7 8 Раздел 2. Диагностика эмоционально-личностной сферы Диагностические методики, направленные на изучение мотивации: 16-19 Диагностические методики, направленные на изучение тревожности: "Тест школьной тревожности Филлипса", "Шкала явной тревожности для детей", "Шкала ситуативной тревожности", "Графическая методика "Кактус", "Методика "Рука", "Тест "Дом. Дерево Человек", "Тест "Несуществующее животное". Диагностические методики, направленные на изучение самооценки: "Проба Де Греефе", "Методика "Лесенка", "Методика "Нарисуй себя", "Методика "Три оценки" А.И. Липкиной","Исследование уровня 6 20-23 24-27притязаний". 9 Диагностические методики, направленные на изучение эмоционально-личностной сферы учащихся: тревожность, самооценка, мотивация, межличностные отношения 28-34 7Приложение. Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их 8жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Личностно-ориентированные технологии(Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор. Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая программа факультативных занятий «Основы компьютерной гр амотности», адаптированная для обучения детей ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе: старшеклассников вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. 9В учебно- воспитательном процессе я использую : - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ; -использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях; - тестовые технологии (презентации); -аудиовизуальные технологии; - компьютерные тренажеры. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления. На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологии имеет следующие преимущества: • исключается уравниловка и усреднение детей; • повышается уровень мотивации учения в сильных группах; • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться; • создаются щадящие условия для слабых; • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; • повышается уровень Я-концепции ученика: сильные 10утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях. Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность. Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия; • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); • дополнительные упражнения; • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. 11