психологическая готовность будущих первоклассников к обучению в школе. Родительское собрание.

  • docx
  • 17.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описание адаптационного периода первоклассника, основные особенности возраста 7 лет, виды психологической готовности будущего первоклассника к школе, рекомендации для родителей по успешной адаптации детей.
Иконка файла материала Психологическая готовность будущих первоклассников к обучению в школе.docx

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность будущих первоклассников к обучению в школе».

Уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. Подготовка ребёнка к школе – важный и значимый этап в жизни ребенка и родителей. Она заключается в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставит перед ребенком школа. В частности: умение считать, писать и т.д. Но что же понимают под психологической готовностью обучения в школе? Психологическая готовность  -   это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения  в группе сверстников.

ü в играх,

ü в труде,

ü в общении со взрослыми и сверстниками,

ü в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения)

 

Возрастные особенности первоклассников

n  Переход из дошкольного, в младший школьный возраст сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы.

n  Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность

n  Меняется социальное окружение ребенка. Меняется социальная роль ребенка с дошкольника на ученика, повышаются требования к его самостоятельности и ответственности

n  Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение

n  Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение

n  Формируется самооценка личности

n  Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей

n  Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам

n  Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени)

n  Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

 

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Для каждого ребенка длительность процесса адаптации различна. В среднем период адаптации занимает около 6-8 недель.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников:

n  В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

n  Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

n  Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

n  Для детей характерна высокая утомляемость

Признаки дезадаптации:

§  усталый, утомленный внешний вид ребенка;

§  нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

§  стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

§  нежелание выполнять домашние задания;

§  негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;

§  жалобы на те или иные события, связанные со школой;

§  беспокойный сон;

§  трудности утреннего пробуждения, вялость;

§  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. Если вы заметили ряд тревожных симптомов, повторяющихся изо дня в день, обратитесь к школьному психологу.

 

Показатели адаптационных затруднений:

n  Недостаточная реализация личностного потенциала;

n  Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;

n  Трудности в общении;

n  Острое переживание неудач;

n  Неадекватная самооценка;

n  Несамостоятельность, поиск причин во вне.

Уровни адаптации первоклассников

Высокий

n  Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

n  Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

n  Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

n  Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

n  Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень адаптации

n  Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

n  Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

n  Усваивает основное содержание учебных программ.

n  Самостоятельно решает типовые задачи.

n  Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

n  Общественные поручения выполняет добросовестно.

n  Дружит со многими одноклассниками

Низкий уровень адаптации

n Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе.

n Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

n Наблюдаются нарушения дисциплины.

n Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

n Самостоятельная работа с учебником затруднена.

n При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

n К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходим постоянный
контроль
: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

n Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

n Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Трудности при адаптации к школе:

n  Проблемы со здоровьем: переутомление, соматические заболевания, снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль, слабость, вялость.

    Как помочь? Соблюдение требований к освещению в комнате во время выполнения домашнего задания, контроль за позой ребенка во время выполнения уроков, правильное питание, закаливание, профилактическая гимнастика для глаз и мелких мышц рук (пальчиковая гимнастика) Подбирать ребенку удобную одежду и обувь в соответствии с тепловым режимом в кабинете, после учебы дать ребенку поспать, поле сна дать возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры, прогуляться. Не садить за уроки сразу после школы!  Консультации с психиатром, офтальмологом, неврологом, педиатром

n  Повышенная тревожность (боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе)

      Как помочь? Повышать уверенность ребенка в собственных силах; подбадривать; дать ребенку понять, что каждый имеет право на ошибку; помогать преодолеть нерешительность при поиске друзей.

n  Нежелание ходить в школу  (из-за утомления, отсутствия интереса к знаниям, ограничения игровой деятельности, конфликтов с одноклассниками и другого)

   Как помочь?  Искренне интересоваться жизнью ребенка в школе, каждый день спрашивать ребенка что сегодня было интересного в школе, что показалось сложным, что не понравилось, с кем из ребят общался.

1.     Беседовать с классным руководителем о поведении ребенка на уроках и переменах, о взаимоотношениях с одноклассниками, повышать интерес ребенка к школе, обосновывать важность учения для жизни человека. Обращаться к чувствам ребенка (Тебе тяжело в школе? Ты устал? Тебе не нравится? Ты волнуешься? Ты стесняешься? Ты боишься? И т. д.) Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.

 

n  Неуспеваемость из-за неусидчивости, частой отвлекаемости, невнимательность на уроках (выкрикивания с места, выход из класса во время урока без разрешения, ходьба по классу во время урока, разговоры на уроке с одноклассниками )

      Как помочь? Вовлекать ребенка в спокойные виды деятельности, требующие повышенной усидчивости, ограничивать чрезмерную активность ребенка вербально; направлять чрезмерную  активность ребенка в конструктивное русло  (уборка в доме, спорт, помощь в саду, помощь на кухне и.т.д.), проводить  беседы о роли внимательности на уроке; повторять правила поведения на уроке и контролировать  их соблюдением через беседы с учителем.

 

 

 

Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции легче адаптируются к школьным условиям.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности:

n  ФИЗИЧЕСКИЙ

n  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Физический компонент:

n  -ур-нь  нервно-психического и физического развития;

n  показатели функционирования основных систем организма;

n  ур-нь противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

n  Главная задача родителей-поддержание здорового баланса

n   между отдыхом и нагрузкой.

n  -Установление режима дня.

n  -Правильное распределение энергозатрат.

 

Физиологические условия адаптации первоклассников к школе

n  - организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;

n  - во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;

n  - тренировать мелкие мышцы кистей рук

n  - обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;

n  - создавать условия для занятия спортом;

n  - воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.

Основные составляющие психологической готовности к школе:

- Интеллектуальная;

- Мотивационная;

- Эмоционально-волевая;

- Личностно-социальная.

1.     Интеллектуальная готовность:

-развитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;

- сформированность мыслительных  операций: умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

- общее представление об окружающем мире;

- развитие образного мышления, воображения, творческих навыков;

- развитие словесно-логического мышления;

- дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона);

- развитие связной, последовательной речи, фонематический слух. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать;

- способность к пониманию и использованию символов;

- развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения  и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3)Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Для тренировки рук ребёнка существуют следующие игры и упражнения:

1)                Рисуем по клеточкам;

2)                Штриховка;

3)                Скопируй узор;

4)                Дорисуй вторую половину;

5)                Нанизывание бусинок;

6)                Упражнения с пинцетом;

7)                Упражнения с прищепками;

8)                Лепка;

9)                Выкладывание по контуру;

10)           Картина из бусин;

11)           Завязывание шнурков;

12)           Покорми птичку;

13)           Чудесный мешочек;

14)           Сильные ладошки.

 

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок (4-5 сюжетных).

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах текста буквы и звуки.

·        Узнавать и называть сказку, загадку.

·        Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

 

 

  1. Мотивационная готовность. – положительное отношение к школе, учебе, учителю и себе. Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль-роль школьника. Мотивация ребенка к обучению должна закладываться с раннего возраста. Согласно возрастному периоду, родители должны развивать эти навыки, поддерживать его интерес к изучению и исследованию мира.

В дошкольном возрасте формируется самосознание, дошкольник учится принимать решения, делать выбор. Родители в этот период должны заложить понимание того, что учиться и познавать что-то новое – это очень интересно. И говорить о том, что, когда он пойдет в школу, он узнает много всего удивительного.

}  Мотивационная - проявляется в стремлении ребенка к обучению, желании стать школьником, достаточно высоком уровне познавательной деятельности и мыслительных операций, овладении ребенком элементами учебной деятельности, определенным уровнем  социального развития

}  Показатели:

}  Наличие у ребенка желания идти в школу и учиться;

}  Сформированность позиции будущего школьника;

Мотивация учения - один из важнейших факторов, который обеспечивает успех в учебной деятельности. В случае несформированности мотивов к учению, ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям, коллективу, учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

ü положительных представлений о школе;

ü желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

ü формирования позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

ü поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

ü знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

ü использовать загадки на школьную тему.

ü подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.

Методы мотивации обучения

Какими же методами можно развить мотивацию к обучению?

1.     Ранжирование мотивов. Если ваш ребенок любит стихи больше, чем сказки, начните с ним изучать алфавит, цифры в стихотворной форме. Мотивируйте его познавать новое теми способами, которые ему больше всего подходят в этом возрасте.
2. Рассказывайте ему о школе только самые позитивные моменты. Как интересно быть школьником, как много друзей у него будет. Сколько новых знаний он получит и будет знать ответы на все вопросы. Пофантазируйте, будто он директор школы или создает школу будущего. Пусть придумает, какие предметы они будут изучать. Расскажите, что в школе есть уроки рисования, пения, физкультуры. Можно участвовать в олимпиадах, получать грамоты и награды.
3. Говорите с ребенком на разные темы, расширяйте кругозор. Об искусстве, театре, кино, живописи, музыке. Чем разностороннее будут его интересы, тем больше будет повышаться мотивация ребенка к обучению.
4. Приобщайте дошкольника к разносторонней общественной жизни. Ходите с ним в театр, на концерты, встречи, экскурсии. Расскажите о том, что в школе также часто устраивают походы и экскурсии. Покажите фотографии со своей школьной жизни. Как весело и увлекательно проводить время с школьными друзьями.
5. Отлично работает принцип мотивации: «сделал – свободен». Пусть с ранних лет привыкает к усидчивости. Выучим стих – пойдем гулять, поможешь убрать в комнате – сможешь посмотреть мультфильм. Приучайте к тому, что любое дело нужно доводить до конца. Расскажите, что в школе есть уроки и перемены. После занятия можно поиграть с одноклассниками в игры или в школьном дворе.
6. Никогда не критикуйте ребенка, хвалите заслуженно за каждое его усилие.
Хвалите ребенка за старания и попытки, а не за результат. Иначе отсутствие положительного подкрепления приведет к потере мотивации и угасанию желания учиться. Обращайте внимание на то, что получается у ребенка, в чем он успешен. А потом можно обсудить неудачи и найти способ их преодолеть. Для хорошей адаптации к школе ребенку необходимо иметь опыт успешного преодоления трудностей, когда он обучается чему-то новому.

Обеспечьте правильную мотивацию

Большинство первоклассников приходят в школу с желанием учиться, но далеко не у всех это желание сохраняется надолго. Как с этим быть?

Мотивация имеет достаточно простой цикл: хочу — делаю — получается — положительное подкрепление. Учеба — это новый опыт для ребенка. Он будет пробовать, что‑то будет получаться сразу, что‑то — нет, но в обоих случаях получать положительное подкрепление для него очень важно. Вспомните, сколько раз ваш малыш падал, прежде чем сделал первый шаг. Как не сразу он стал есть самостоятельно, сам поехал на велосипеде и так далее. Не сомневаюсь, что вы поддерживали его в этих делах, которые были для него, безусловно, новыми, и далеко не всегда все получалось с первого раза. Так почему же, отдавая ребенка в школу, мы ожидаем мгновенного успеха в этой новой для него деятельности?

 

Он взрослых изводил вопросом «Почему?».

Его прозвали маленький философ.

Но только он подрос, как начали ему

 Преподносить ответы без вопросов.

 И с этих пор он больше никому

 Не досаждал вопросом «Почему?»…

С.Я. Маршак.

 

Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевая готовность- умение регулировать свое поведение в разнообразных ситуациях при общении и общей учебной деятельности. 

}   (внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности, постановка   цели,  плана действий, принятие решений, усилия для преодоления трудностей, оценка результата своих действий) . При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

}  способность сдерживать свои импульсивные действия, регуляция своего состояния и поведения;

}  позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам;

}  умение сотрудничать, отстаивать свои личные границы;

}  умение контролировать свои эмоции  и понимать эмоции других;

}  самостоятельность;

}  организованность и дисциплинированность;

}  умение сосредотачиваться на задании;

}  умение адекватно себя оценивать;

}  способность к волевому усилию, способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

}  усидчивость, развитие произвольного внимания – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен: слушать учителя на уроках, выполнять задания; работать по правилу; работать по образцу; соблюдать дисциплину.

Считают сформированной, если ребенок умеет:

·        управлять собственным поведением;

·        умеет ставить цель:

·        принимать решение;

·        намечать план действий;

·        прилагать усилия к реализации;

·        преодолевать препятствия;

·        оценивать результаты своих действий.

Произвольность поведения проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. Этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Также помогают настольные игры, где есть определенные правила.

 

Важный критерий психологической готовности к школе – формирование «внутренней позиции школьника».

 

}  Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника.

}   Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

 

 

 

4.      Личностно-социальная готовность. Предполагает развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми и взрослыми).
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

 Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Личностная готовность ребенка к школе Формирование готовности к принятию новой социальной позиции школьника.

Социальная готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.

 

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ø сформированность умения  работать в группе - умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами;

Ø наличие адекватной самооценки;

Ø умение общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; умение относиться к сверстникам как к партнерам;

Ø толерантность - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Ø нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ø ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

 

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

 

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

1.     Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами.
2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю.
3. «Вычеркни лишнее». Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры.
4. «Расколдовывание слов». Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм».
5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он его выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.

" Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».                                                   

Л.А. Венгер

 


 

Скачано с www.znanio.ru