«Психологическая готовность к обучению в школе»
Оценка 4.8

«Психологическая готовность к обучению в школе»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
19.09.2021
«Психологическая готовность к обучению в школе»
Быть готовым к школе.docx

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

 

Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты. Представляю

вашему вниманию сообщение на тему: «Психологическая готовность к

обучению», подготовленное в рамках прохождения педагогической

практики «Первые дни ребенка в школе».

 

(Слайд 1) Поступление ребенка в школу подводит итог его

дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А

родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит

много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются

изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать

подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок

обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

 

(Слайд 2)

Современная школа с её классно-урочной системой,

действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в

определённые рамки и требует от него сформированности  определенных

ключевых компетенций: учиться,  общаться,  сотрудничать,  развиваться (рефлексируя).

Известно, что под психологической готовностью к школьному обучению

понимается необходимый и достаточный уровень психического развития

ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в

коллективе сверстников. Представляется  довольно системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.

Так, Лидия Ильинична Божович (ученица Л.С. Выготского) выделяла

несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно

влияющих на успешность обучения в школе: определенный уро-

вень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные

мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения (произвольность) и интеллектуальной сферы (интеллектуализация психических функций). Наиболее

важным признавался мотивационный план.

 

(Слайд  Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:интеллектуальная подготовка,

эмоционально-волевая зрелость,социально-личностная готовность.

 

(Слайд ) В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть

хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие,

мышление, воображение и речь.

(Слайд ) Способность некоторое время концентрироваться и удерживать

внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой

успешного обучения.

Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-

либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в

данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно.

Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы

ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время

удерживал это в памяти.

Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков

письма и чтения.

 

(Слайд ) Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное.

Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения,

обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на

наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с

трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана

действий.  Примеры; реплики.

 

Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию

в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в

форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так

и уровень его логического мышления.

Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный

запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если

ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он

знал самые элементарные вещи. О чем? О себе? О стране? О мире? О природе?

 

(Слайд  Вопросы для поступающих детей в школу:

И рядом вы видите набор вопросов для учащихся 1-го класса.

 

(Слайд ) Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке

ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую

зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно

зависят будущие школьные успехи. Какие? Как слушать учителя на уроке в школе (т.е. каких правил надо придерживаться, чтобы хорошо себя вести на уроке, а значит изменять себя так, чтобы это изменение себя помогло ребенку хорошо учиться)?

Развитию эмоционально-волевой готовности способствуют

изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки,

шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка

длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и

правила игры.

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является

умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный

характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в

ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в

классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно

воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него

пользу для своего развития.

(Слайд ) Социально-личностная готовность

К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта –

умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них

научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было

успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность

воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».

Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к

обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и

своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков

 

(Слайд 13) Особая актуальность изучения проблемы психологической

готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний

день именно её несформированность  является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе. Зачастую ребенок, имеющий хорошее

интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же

неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению

домашних заданий. Это происходит в результате несформированной

мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции

школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка

может выработаться стойкое нежелание учиться. Практика показала, слабость профессиональной психолого-педагогической подготовки…    Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку Дети всегда разные, и в

этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен

творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы

заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь

общества.


 

Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать

Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать

Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти

Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти

Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков (Слайд 13)

Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков (Слайд 13)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2021