«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Леонид Абрамович.
Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты. Представляю
вашему вниманию сообщение на тему: «Психологическая готовность к
обучению», подготовленное в рамках прохождения педагогической
практики «Первые дни ребенка в школе».
(Слайд 1) Поступление ребенка в школу подводит итог его
дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А
родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит
много тревог и волнений. К примеру, некоторые мамы и папы, пытаются
изучить со своим сыном или дочкой программу первого класса. Однако делать
подобное совершенно ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок
обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
(Слайд 2)
Современная школа с её классно-урочной системой,
действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в
определённые рамки и требует от него сформированности определенных
ключевых компетенций: учиться, общаться, сотрудничать, развиваться (рефлексируя).
Известно, что под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников. Представляется довольно системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.
Так, Лидия Ильинична Божович (ученица Л.С. Выготского) выделяла
несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно
влияющих на успешность обучения в школе: определенный уро-
вень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные
мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения (произвольность) и интеллектуальной сферы (интеллектуализация психических функций). Наиболее
важным признавался мотивационный план.
(Слайд Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:интеллектуальная подготовка,
эмоционально-волевая зрелость,социально-личностная готовность.
(Слайд ) В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть
хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие,
мышление, воображение и речь.
(Слайд ) Способность некоторое время концентрироваться и удерживать
внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой
успешного обучения.
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-
либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в
данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно.
Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы
ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время
удерживал это в памяти.
Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков
письма и чтения.
(Слайд ) Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное.
Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения,
обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на
наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с
трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана
действий. Примеры; реплики.
Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию
в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в
форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так
и уровень его логического мышления.
Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный
запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если
ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он
знал самые элементарные вещи. О чем? О себе? О стране? О мире? О природе?
(Слайд Вопросы для поступающих детей в школу:
И рядом вы видите набор вопросов для учащихся 1-го класса.
(Слайд ) Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке
ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую
зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно
зависят будущие школьные успехи. Какие? Как слушать учителя на уроке в школе (т.е. каких правил надо придерживаться, чтобы хорошо себя вести на уроке, а значит изменять себя так, чтобы это изменение себя помогло ребенку хорошо учиться)?
Развитию эмоционально-волевой готовности способствуют
изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки,
шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка
длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и
правила игры.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является
умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный
характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в
ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в
классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно
воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него
пользу для своего развития.
(Слайд ) Социально-личностная готовность
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта –
умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них
научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было
успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность
воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».
Отсюда следует вывод: ребёнка нужно обязательно готовить к
обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и
своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков
(Слайд 13) Особая актуальность изучения проблемы психологической
готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний
день именно её несформированность является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе. Зачастую ребенок, имеющий хорошее
интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же
неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению
домашних заданий. Это происходит в результате несформированной
мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции
школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка
может выработаться стойкое нежелание учиться. Практика показала, слабость профессиональной психолого-педагогической подготовки… Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку Дети всегда разные, и в
этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен
творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы
заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь
общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.