Психологическая готовность к школьному обучению
Оценка 4.8

Психологическая готовность к школьному обучению

Оценка 4.8
Памятки
docx
психологическая работа
Детсад—1 кл
20.02.2020
Психологическая готовность к школьному обучению
В статье раскрывается феномен "психологическая готовность к обучению в школе"
Готовность.docx

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних детей. Они часто задают себе и педагогам вопросы: « Готов ли ребенок к школьной программе? Как он будет переносить школьную нагрузку? Может ему еще годик в садике посидеть?»

Давайте разбираться по порядку.

К пяти годам у ребёнка начинает преобладать познавательная мотивация. Мы часто ее воспринимаем как отдельные характеристики ребенка «какой он любознательный», «у вас очень усидчивый ребенок» или «ему так нравится динозавры, он готов читать эту энциклопедию часами» и другое.

Это звоночек - ребенок способен учится, но не факт, что  в школе, это только первые предпосылки, с которыми нужно быть осторожными и «не перегрузить» свое чадо с мыслью «мой будет лучше, чем у Светки. Пойдем в школу в 5 лет и два иностранных еще дополнительно изучим.  И не важно, что я сама на родном языке не особо грамотно пишу. А еще будет год-полтора до армии после окончания школы». Утрировано, но согласитесь, часто встречаемые мысли.

Но бывает и такое, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё выше познавательной. Это не всегда значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку сейчас комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте играм достаточное время, не делайте пока упор на интеллектуальную нагрузку.

Психологическая готовность к школе - это комплексная характеристика психического становления ребёнка старшего дошкольного возрастного периода, которая обусловлена сформированностью способностей и свойств, обеспечивающих потенциал к  выполнению им учебной деятельности, а также принятию общественной позиции школьника. Это степень психологической сформированности ребёнка  в возрасте 6,5—7,5лет, необходимая и достаточная для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников

Признаки достаточной готовности к школе

•        Желание идти в школу и учиться.

•        Наличие игровой и познавательной мотивации.

•        Умение говорить о личностных потребностях.

•        Любопытство к другому —  учителю, сверстнику, предмету.

•        Умение слушать и концентрировать внимание.

•        Умение выполнять сложные инструкции.

•        Готовность родителей помогать ребёнку с адаптацией в школе . Здесь важно не переусердствовать, но и не оставаться в стороне.

В итоге мы должны понимать, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в развитии специфичных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставит перед ребенком школа, в лице учителей. Дошкольник должен уметь работать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою деятельность. Главным компонентом психологической готовности к школьному обучению  здесь является  способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям учителя и родителя.

Обратите внимание, как ваш ребенок взаимодействует с обществом: как переносит разного рода шумы и суету, как воспринимает конфликты и скуку, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу,  застегнуть рубашку, завязать шнурки (это умение особенно актуально  перед уроком физической культуры) - это кажется странным и даже смешным, но порой школьники не всегда могут сделать это сами.

Если ребенок не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе, если он не может себя обслужить и сказать о своих потребностях, ему также будет сложно сконцентрироваться на учебной деятельности. Поэтому этот вопрос, вопрос готовности надо рассматривать с разных ракурсов.

В комплексе психологической готовности ребенка к школе принято выделять следующие элементы:

1. Личностная готовность. Эта готовность выявляется в отношении дошкольника к школе, к учебной деятельности, к  учителям и самому себе. Данный вид готовности целиком и полностью формируют в семье. Это задача родителей сформировать правильное отношение к школе и учебной деятельности. А в последующий период обучения, поддерживать позитивное отношение к  школе и учителю. Все обсуждения, осуждения относительно школы, личности и компетенции учителя только в отсутствии ребенка.

 2. Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже развиты фундаментальные волевых действий -  внутренние усилия, необходимые для выполнения специфичной деятельности. Ребенок может поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. Эмоционально-волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

3. Интеллектуальная готовность.  Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества. В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать услышанное и увиденное(прочитанное), декламировать небольшие стихи, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

 4. Социально-психологическая готовность ребенка. Она тоже оказывает весомое значение в подготовке к школе. Она подразумевает становление и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в ответственном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. у старших дошкольников преобладает внешняя мотивация направленная на школьные атрибуты(форма, рюкзак, тетради и т.п.), но все же большая часть детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять общественную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития адаптация к школе будет затруднена. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые.

И так мы понимаем, что готовность к школе очень многогранный вопрос. Часто этот период жизни семьи является кризисным для всех ее членов, Ваш ребенок выходит «в люди» . Необходимо учитывать множество факторов для успешного старта ,и  психологическую, и мотивационную, и эмоциональную, и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе, а также готовность родителей к этому интересному этапу жизни.


 

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних детей

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних детей

Признаки достаточной готовности к школе •

Признаки достаточной готовности к школе •

В комплексе психологической готовности ребенка к школе принято выделять следующие элементы: 1

В комплексе психологической готовности ребенка к школе принято выделять следующие элементы: 1

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020