Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния
Оценка 5

Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа
Взрослым
10.01.2023
Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния
Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния
Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния.docx

Министерство просвещения РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра общей и социальной психологии

Направление: 44.04.01. Психология карьерного сопровождения личности

 

Реферат на тему:

«Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния»

 

 

Работа выполнена студенткой

1 курса магистратуры, группы 91104 , очной формы обучения

Прозоровой Елизаветой Максимовной

 

 

 

 

Ярославль, 2021

Оглавление

Введение................................................................................................................ 3

Глава 1. Характеристика пассивных форм преодоления кризиса………5 

1.1. Подходы к определению понятия «психологическая защита»……..5 

1.2. Основные функции психологической защиты………………………9

1.3. Классификация видов психологической защиты……………..……10

1.4. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации Вассермана Л.И. …….15

Глава 2. Характеристика активных форм преодоления кризиса………..21

2.1. Подходы к определению понятия «копинг-поведение» или «совладающее поведение»………………………………………………...…….21

2.2. Основные функции копинг-поведения……...……………………....23

2.3. Классификация видов копинг-поведения.............................................................................................................. 23

2.4. Диагностика копинг-поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ)……………………………………....27

Заключение………………………………………………………………..33

Библиографический список………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом. Кризис всегда является испытанием для личности, возникая на жизненном пути каждого человека вне зависимости от его желания или нежелания.

В процессе прохождения кризиса кардинально изменяется вся жизнь человека на всех уровнях: смыслообразующем или когнитивном, аффективном и поведенческом. Психологически кризисное состояние требует концентрации и использования всех имеющихся у человека сил для решения задач, которые поставила перед ним жизнь. Переживания личности, связанные с кризисной ситуацией, затрагивают множество аспектов жизни человека, происходит изменение в образе «Я» человека, приобретается новая идентичность, меняются личностные смыслы.

Также установлено, что неразрешенные кризисные противоречия и пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике.

Таким образом можно говорить о важности изучения различных видов выхода из кризисных состояний и чем эффективнее они будут, тем быстрее и с меньшими последствиями для личности будет преодолен кризис.

Цель работы- изучить активные и пассивные формы преодоления кризисного состояния и дать им психологическую характеристику.

Задачи:

1.                 Провести анализ теории по вопросу форм преодоления кризисного состояния;

2.                 Выделить «психологическая защита» и «копинг-поведение»;

3.                 Обозначить основные функции и классификации активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния;

4.                 Провести две методики по диагностике активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния;

5.                 Проанализировать результаты методик и сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика пассивных форм преодоления кризиса

1.1. Подходы к определению понятия «психологическая защита»

В современной психологии накоплена определенная информация о психологической защите и взаимосвязанных с ней феноменах, закономерностях, структурах психики.

В самом широком смысле психологическая защита выступает способом создания субъективно воспринимаемой стабилизации и нормализации состояния личности. Её основная роль — уравновесить взаимоотношения личности и среды и снять или уменьшить чувство тревоги, связанной с осознанием реального или субъективно переживаемого конфликта. Такое понимание указывает на многомерность этого явления, что и нашло свое отражение в использовании данного понятия в самых разных научных контекстах.

Термин «защита» в психологии впервые появился в 1894 году в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». З. Фрейд открыл защитные действия для модельного описания динамики психических процессов в ходе психотерапевтической работы с пациентами, страдающими истерическим неврозом. Данный термин отражал переживания людей в процессе борьбы «Я» с болезненными и невыносимыми для человека идеями, представлениями и аффектами. Ученый определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с ним. В конфликте, по Фрейду, находятся сознательное и бессознательное. Импульсы, исходящие от бессознательного инстинктивного начала, сталкиваясь с защитными механизмами сознательного «Я» внутренней «цензурой» подвергаются различным преобразованиям: вытеснению, изоляции, проекции, сублимации и др. Позднее они получили название «механизмы защиты», были дополнены и обобщены А. Фрейд.

Последователи З. Фрейда, так или иначе, касались вопроса о психологической защите, по-своему рассматривая ее истоки и механизмы. Основная идея защиты - что-то защищается от чего-то - сохранялась практически во всех концепциях разных направлений психологической науки.

Так, в частности, А. Адлер (1870 - 1937) считал, что индивиду от рождения присуще «чувство общности», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций. Успешная компенсация имеет место там, где стремление к превосходству совпадает с общественными интересами. Неадекватные формы компенсации, связанные с попытками подчинить себе других людей, могут приводить к неврозам, к псевдокомпенсирующим механизмам, которые А. Адлер назвал «уход в болезнь», «сила воды», «лжец», «ленивец», «жестокий тиран», «самореклама», «комплекс превосходства». Случаи гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) часто приводят к выдающимся творческим достижениям.

Значительное внимание этому вопросу уделял и К. Юнг (1875 - 1961), который защитные проявления личности связывал с процессом индивидуализации. Суть данного процесса состоит в дифференциации индивида как существа, отличного от общности, от коллективной психологии. Конечная цель индивидуализации-достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур.

Рассматривая «Самость» и «Тень» в личности, К. Юнг, в отличие от З. Фрейда, не противопоставлял их друг другу, а считал, что теневая сторона личности, хоть и является антисоциальной, но стремится примириться с «Я» и уживается с ним. [Анцыферова Л. И, 2001]

Задержка индивидуализации имеет место, когда человек живет преимущественно или исключительно по коллективным нормам, что наносит ущерб его жизнедеятельности. Несоответствие требований внешней среды и основной типологической установки индивида (интровертированная или экстравертированная личность) вызывают психологическую защиту.

К. Хорни (1885 - 1952) пошла дальше и считала, что стремление индивида к безопасности порождается чувством «коренной тревоги», ощущением беспокойства, неуютности.

Параллельно действует тенденция к удовлетворению своих желаний, которая может входить в конфликт с тенденцией к безопасности. Во избежание такого рода конфликтов и избегания невротизации, индивид вырабатывает разные стратегии поведения: стремление к любви и привязанности как средству обеспечения безопасности жизни; стремление к власти, престижу и обладанию (как реакция на враждебность мира), стремление к изоляции, отдалению от людей, отвращение к соперничеству.

Нельзя обойти и работы Э. Фромма (1900 - 1980), заслуга которого заключается в развитии представлений о психологической защите и состоит, прежде всего, в подробном исследовании сущности и природы человеческой агрессии (филогенетически одного из древнейших способов защиты). Он выделил два разных вида агрессии:

а) оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания индивида и рода, возникает и затухает в зависимости от присутствия угрозы;

б) «злокачественная» агрессия - деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и практически отсутствуют у других млекопитающих.

В аспекте изучаемой нами проблемы для нас наиболее ценным является описание Э. Фроммом механизмов агрессии первого вида: псевдоагрессии («агрессия как самоутверждение», агрессия в ходе сопротивлениям) и оборонительной агрессии («конформистская агрессия»). Он, обозначил собственно защитные действия агрессивного характера, которые свойственны многим индивидам в определенных ситуациях. Их истоки кроются в межличностных отношениях, социальных условиях и природе человека. В частности, степень развития «агрессии самоутверждения» (целеустремленная наступательность) зависит от наличия наступательной активности, недостаток которой или избыток приводит к неадекватным невротическим проявлениям: робости, закомплексованности, конфликтности, - и деформирует личность. «Конформистская агрессия», основанная на послушании и подчинении, зачастую бывает вызвана не деструктивностью и жестокостью, а привычкой подчиняться, не задавая вопросов. «От поведения парня в молодежной банде до солдата регулярной армии - многие разрушительные действия совершаются исключительно из чувства послушания и нежелания оказаться трусом в глазах своего окружения». Послушание отождествляется с добродетелью в обществе, а непослушание - с грехом. Поэтому импульс к неподчинению или нежелание приспособиться для многих представляют внутреннюю опасность, от которой они защищаются тем, что совершают требуемые от них агрессивные действия. При этом Э. Фромм называет «конформистскую агрессию» псевдоагрессией, но относит ее к оборонительной, указывая на внутреннюю угрозу дестабилизации личности.

В исследовании Э. Фромма прозвучал как интраличностный, так и интерличностный аспект действия психологической защиты на примере агрессивных действий. Положения его теории нашли отражение в современных концепциях защиты.

Таким образом, З. Фрейд и его последователи признавали необходимость реализации психологической защиты при возникновении у субъекта чувства собственной неполноценности, тревоги, угрозе ценности и значимости личности.

Основными чертами психологической защиты в психоанализе являются:

1. наличие тревоги как фактора, несущего угрозу и обуславливающего необходимость защиты. При этом подразумевается, что тревога - лишь индикатор наличия конфликта между различными психическими инстанциями;

2. наличие структуры, которую необходимо защищать. Как правило, это Эго и его атрибуты: самооценка, Я-образ, Я-концепция и т.п. Общая черта психологической защиты в психоаналитическом представлении-интраличностная локализация: это одна из сторон протекания внутренней борьбы, в которой Эго защищает себя от разрушения в ходе конфликтов между сознательным и бессознательным, между противоречащими друг другу устремлениями, между Оно и Супер - Эго и т.д.

Таким образом, психологическая защита рассматривается как система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний, связанных с внутриличностными конфликтами и конфликтами с внешней средой, а также тревогой и дискомфортными состояниями. Современный быстро меняющийся мир, наполненный большим количеством стрессовых факторов, предъявляет жесткие требования к человеку, выражающиеся в высокой степени мобилизации и способности быстро адаптироваться. Для сохранения психического здоровья и равновесия у индивида формируются психологические защиты. Трудности и проблемы, которые возникают у современного человека, определяют количественную и качественную характеристику защитных механизмов его психики, которые «в постмодернистском мире существенно отличаются от таковых во времена их первооткрывателя Фрейда». Современная культура предъявляет повышенные требования к механизмам поддержания психического равновесия и предрасполагает к формированию примитивных форм психологических защит: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проекция, интроекция, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация

 

1.2. Основные функции психологической защиты

Функции психологической защиты достаточно разнообразны. Основная состоит в достижении желаемого уровня самоодобрения и самоуважения, а также в получении признания общества. При всем этом психологическая защита значительной части людей нацелена в основном на приобретении социального уважения, на основании которого у них появляется самоуважение.

Следующая функция психологической защиты заключается в сокрытии истинных желаний и мотивов от сознания. Она дает возможность человеку не знать про себя ту правду, которую он не желает знать. Или же показать себя обществу в том качестве, в котором оно хочет видеть его видеть.

Посредством психологической защиты человек ограждается не только от негатива, исходящего от реальности, но и от неблагоприятных качеств, которые на самом деле ему не присущи. Соответственно, некоторые виды психологической защиты личности также могут оберегать от придуманных недостатков.

 

1.3. Классификация видов психологической защиты

Поскольку защитные механизмы являются производными эмоций, то они, по аналогии с эмоциями, классифицируются на базовые (отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование) и вторичные (к их числу относятся все остальные).

Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп. Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.

1.Отрицание – это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе, снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях. При этом, отвергая определенные аспекты действительности, человек всеми силами сопротивляется лечению. Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно.

2.Примитивное отрицание – один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность.

3.Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Можно сказать, что неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка.

4. При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении зависимости от агрессора. [Долгова В.И., 2014]

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного.

1.Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Инициировать рационализацию может ситуация фрустрации – ситуация блокировки актуальной потребности, ситуация преграды на пути к исполнению желания. Суть рационализации – в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем.

2.Проекция – вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», – на окружающий мир. С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу. Это механизм, который выполняет свою «защитную» функцию в случае, когда человек близок к осознанию у себя наличия отрицательных свойств характера, аморальной мотивации, асоциальных поступков.

3.Отчуждение – это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и, поэтому, не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

4.Замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект – «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход.

5.Реактивное образование – защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). В результате реактивного образования поведение сменяется на прямо противоположное и совершается замена подлинных чувств и аутентичного поведения на их противоположности. При этом предмет желания сохраняется.

6.Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения. К ним относится защитный механизм реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Этот механизм может составлять основу развития психологической зависимости от алкоголя, наркотиков, и лекарств, а также суицидальный попыток, гиперфагии, агрессии и др.

1. Сублимация – это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям. Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое -творчество.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологической защиты манипулятивного типа. При регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.

1. Катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости. Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической защиты.

 

1.4. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации Вассермана Л.И.

Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.

По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.

Результаты:

 

 

 

 

1

да

26

да

51

да

76

да

2

нет

27

нет

52

нет

77

да

3

нет

28

да

53

нет

78

нет

4

нет

29

нет

54

да

79

нет

5

нет

30

да

55

нет

80

да

6

нет

31

нет

56

нет

81

да

7

да

32

нет

57

нет

82

да

8

да

33

да

58

да

83

да

9

да

34

да

59

нет

84

да

10

да

35

нет

60

нет

85

нет

11

нет

36

нет

61

нет

86

нет

12

да

37

да

62

да

87

да

13

да

38

нет

63

нет

88

да

14

да

39

нет

64

да

89

нет

15

нет

40

да

65

да

90

да

16

да

41

нет

66

нет

91

да

17

да

42

да

67

да

92

да

18

нет

43

нет

68

да

93

нет

19

да

44

да

69

нет

94

да

20

да

45

да

70

да

95

да

21

нет

46

да

71

да

96

да

22

да

47

нет

72

нет

97

нет

23

нет

48

нет

73

да

 

 

24

да

49

нет

74

нет

 

 

25

нет

50

да

75

нет

 

 

 

Обработка результатов:

Шкалы

Баллы

Процентили

%

Отрицание

12

100

100

Подавление

1

8

8

Регрессия

7

85

85

Компенсация

6

95

95

Проекция

7

36

36

Замещение

8

97

97

Интеллектуализация

9

92

92

Реактивное образование

2

39

39

 

Общая напряженность всех защит (ОНЗ)= n/97100= 53,6

Превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

 

Рис.1. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации Вассермана Л.И. (Баллы и процентили).

Рис.2. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации Вассермана Л.И.

              Интерпретация результатов:

На основе результатов методики можно увидеть, что преобладающей является такая психологическая защита как отрицание, составляющая 100%, то есть высокий уровень (12 б).  Этот механизм защиты строиться на отрицании травмирующих обстоятельств, или отрицании себя и направлен вовне. Таким образом тревожащая или плохо влияющая на испытуемого информация им не воспринимается. В первую очередь это относиться к конфликту, возникающему на основе противоречия основным установкам личности или угрожающей ее самосохранению.

Второй по преобладанию является защитный механизм замещения, набравший 97%, так же относится к высокому уровню выраженности (8 б). Данный механизм проявляет свое действие в смещении подавленных эмоций с основного источника этих эмоций на более доступный. Таким образом можно сказать, что испытуемый в большинстве случаев способен к подавлению негативных эмоций, возникших под влиянием ситуации, что разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению.

Следующим по преобладанию идет механизм компенсации, набравший 95%, соответствующий высокому уровню выраженности (6 б).  Данный механизм проявляется в попытках заменить недостаток другим качеством или путем присвоения себе свойств, поведенческих характеристик другой личности. Можно сказать, что испытуемый при конфликте может пытаться избежать его путем заимствования ценностей или установок у личности, с которой конфликтует. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Далее идет механизм интеллектуализации равный 92%, соответствующий высокому уровню выраженности (9б). Данный механизм проявляется в чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной ситуации без переживаний. Можно сказать, что испытуемый может пресекать переживания при помощи логических установок и манипуляций.

Также высокую оценку выраженности имеет защитный механизм регрессии, набравший 85% (7б).  Данный механизм проявляется в избегании тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Испытуемому характерна замена решения субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Защитный механизм реактивных образований не выражен и имеет 39% (2б), то есть оценку ниже среднего. Испытуемому не характерно предотвращение выражения неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Механизм проекции так же не выражен и имеет оценку ниже среднего, то есть 36% (7б).       Испытуемому не характерно приписывание другим людям своих негативных чувств и эмоций, посредством этого освобождая или оправдывая свою агрессию.

Самым минимальным по выраженности является механизм подавления, набравший 8% (1 б). Испытуемому не характерно вытеснение и подавление своих негативных импульсов.

 

Обобщенный анализ:

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что у испытуемого преобладают такие механизмы психологической защиты как отрицание, замещение и компенсация, так же повышенную оценку имеют ителлектуализация и регрессия. Два механизма из вышеупомянутых, такие как компенсация и интеллектуализация являются наиболее конструктивными, снижающими риск возникновения конфликта.

Можно сказать, что испытуемый старается свести к минимуму конфликты, особенно строящиеся на противоречии его установкам личности, либо подавляет негативные эмоции путем смещения напряжения. Также возможно избегание конфликта путем проецирования личностных установок человека, с которым происходит конфликт.

Данные особенности механизмов психологической защиты присущие испытуемому, негативно сказываются на его личности, так как в основном происходит подавление эмоций или отстранение, что в конечном итоге приводит к неразрешению эмоционального напряжения.

Так же на это указывает коэффициент общей напряженности, равный 53,6 что означает отражение реально существующих, но не разрешенных внешних или внутренних конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика активных форм преодоления кризиса

2.1. Подходы к определению понятия «копинг-поведение» или «совладающее поведение»

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Первое упоминание термина «coping» было сделано Мерфи в 1962 г. в исследованиях, направленных на способы преодоления ребёнком требований, которые выставляются кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.

В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Он определил копинг как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

D.Mechanik (1974) исходя из медико-социального нюанса рассмотрел копинг, в первую очередь, как значительный процесс в психосоциальной приспособляемости, которая обусловлена тремя компонентами. Такими как, способность и умение организма справлятся с социальными условиями и условиями окружающей среды, мотивация в отношении приспособления к условиям мотивирования окружающей среды и возможность или способность поддерживать психический баланс.

Копинг как термин был введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под «копингом» (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

 

В иностранной психологии изучение исследований действия в сложных моментах проводится в некоторых тенденциях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, объясняющих способы реагирования на жизненные трудности, превышающие их обычный адаптивный потенциал (авторы связывают копинги со стрессом). Сюда входят различные жизненные неприятности, критические ситуации, негативные события, кризисы, болезни, а также бедствия и катастрофы. [Нартова – Бочавер С. К., 1997]

Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Объяснение феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса.

В отечественной психологии изучение проблем совладающего поведения дало начало не так давно. Отечественный подход к психологическому совладанию связан прежде всего с исследованиями поведения людей в трудных стрессовых ситуациях в работах таких исследователей, как, В. А. Бодров, P. M. Грановская, Л. А. Китаев-Смык, И. М. Никольская и др.

Согласно С. К. Нартовой-Бочавер, совладание – индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.

Копинг-поведение – это такая форма поведения, которая показывает, насколько человек в различных жизненных обстоятельствах умеет решать жизненные проблемы. Данное поведение, направлено на адаптацию к обстоятельствам и которое предполагает умение использовать специальные средства, направленные на преодоление эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

 

2.2. Основные функции копинг-поведения

Известно, что копинг-поведение включает в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом, изменить ситуацию к лучшему, а не только успешные усилия. Две основные функции копинга заключаются в следующем:

1) решение проблемы, создающей стресс, или попытки изменить стрессор, например поиск информации (проблемно-фокусированный копинг);

2) регулирование эмоций, прежде всего негативных, вызываемых стрессором, например дистанцирование или самоконтроль (эмоционально-фокусированный копинг).

Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Эти качества лежат в основе различных стратегий копинг-поведения. [Одинцова M. Л.]

 

2.3. Классификация видов копинг-поведения

Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела классификация копинг-стратегий, предложенная Р. Лазарусом и Р.Лонье (Lazarus R.S., Launier R., 1978). Первоначально они подразделяли все разнообразие копинговых ответов на две категории: действия (усилия), направленные на себя, и действия (усилия), направленные на окружающую среду.

Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных, интрапсихических способов совладания:

1) Поиск информации: сосредоточение внимания, визуализирование (представление, воображение), запоминание и т. д. В соответствии с характером стрессовой ситуации, поиск информации может быть направлен на изучение всех характеристик события или на состояние человека, его возможностей для действия по воссозданию благополучия.

2) Подавление информации: отвлечение внимания, постепенное «исчезание» информации, поиск отвлекающих мыслей и занятий.

3) Переоценка: изменение отношения или замена оценки события, сравнение с другими, нахождение нового значения происходящих событий.

4) Смягчение: когнитивные усилия, направленные на сглаживание эмоций (например самоуспокаивание, или «self-instructions»), или инструментальные (поведенческие) действия (эмоциональная разрядка при помощи курения, употребления наркотиков, психотропных веществ, а также еды или алкоголя).

5) Самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т. е. внутренняя психическая работа, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе. Самонаказание может проявляться в легкой степени (принятие ответственности) и достигать большей степени выраженности (аутоагрессивные фантазии).

6) Обвинение других: экстрапунитивные реакции, агрессивные обвинения других людей или обстоятельств, проявление гнева (Lazarus R. S., Launier R., 1978).

Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду:

I. Стратегии совладания в неоднозначных ситуациях, создающих угрозу психологическому благополучию личности:

1) активное, инструментальное воздействие на стрессор: активное изучение источника стресса; попытки влиять или противостоять влиянию другого человека;

2) уклончивое поведение (избегание): уход или удаление от источника стресса;

3) пассивное поведение: смирение, ожидание или отказ от действий.

II. Стратегии совладания в ситуациях потери (например потери отношений) или неудачи:

1) действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или неудачи;

2) действия, направленные на переориентацию со значимых объектов, поиск источников эквивалентной замены;

3) пассивное поведение: смирение, ожидание или отказ от действий (Lazarus R. S., Launier R., 1978).

Позднее R С. Лазарус и С. Фолкмен (1987) в своих работах классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга:

1) направление копинга, «сфокусированного на проблеме», на устранение стрессовой связи между личностью и средой (problemfocused);

2) направление копинга, «сфокусированного на эмоциях», на управление эмоциональным стрессом (emotionfocused).

Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации.

При этом С. Фолкмен (1984) разделяла активное и пассивное копинг-поведение. Поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой ситуации, автор называла активным копинг-поведением. Интрапсихические формы преодоления стресса относятся, по мнению С. Фолкмен, к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, и рассматриваются как пассивное копинг-поведение. Иными словами, активное копинг-поведение, или активное преодоление, представляет собой целенаправленное устранение или изменение влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение — это интрапсихические способы преодоления стресса с использованием различных механизмов психологической защиты, которые направлены не на изменение стрессовой ситуации, а на редукцию эмоционального напряжения (Folkman S., 1984).

Другой известный исследователь копинга Дж.Амиркэн (Amir- khan J.H., 1990, 1994) считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. Он выделил базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы:

1) решение проблемы (адаптивная);

2) поиск социальной поддержки (адаптивная);

3) избегание проблемы (неадаптивная).

С ним перекликается мнение отечественной исследовательницы Л.Н.Собчик (2000), которая считает, что тип реагирования в стрессовых ситуациях базируется на типе высшей нервной деятельности и является врожденной, генетически обусловленной характеристикой.

С. Фолкмен, Р. С. Лазарус (1984) при помощи процедуры факторного анализа установили 8 видов ситуативно-специфических ко- пинг-стратегий: планомерное разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности, поиск социальной поддержки, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, избегание. Они разработали специальный опросник измерения способов совпадающего поведения, который позднее прошел адаптацию и стандартизацию в нашей стране, в НИПНИ им. В. М. Бехтерева.

Дж. Эндрюс с сотрудниками выделил несколько иные виды копинг-стратегий:

1) когнитивные копинг-стратегии, которые позволяют личности нейтрализовать стресс через механизмы субъективной оценки и стратегию когнитивного контроля;

2) поведенческие стратегии, которые дают возможность индивиду действовать непосредственно на устранение стресса;

3) поиск социальной поддержки, которая обеспечивает личности эмоциональную поддержку.

А. Дж. Биллингс, Р. X. Мус и Дж. Шэфер также выделили три вида копинга:

1) когнитивный — нацеленный на анализ и оценку ситуации, который включает в себя логический анализ, когнитивное переосмысление ситуации или когнитивное отвержение («уход»);

2) поведенческий — нацеленный на решение проблемы путем изменения или устранения источника стресса, который содержит получение необходимой информации и социальной/материальной поддержки, а также выбор альтернативных действий при неудаче;

3) эмоциональный — нацеленный на редукцию эмоционального напряжения и поддержание душевного равновесия.

В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации способов совладания со стрессом:

1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;

2) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации;

3) усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения. [Суркова Е. Г.,2012]

 

2.4. Диагностика копинг-поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ)

Данная методика считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Поздний вариант 1988 г. состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал: конфронтативный копинг (6 вопросов); поиск социальной поддержки (6 вопросов); планирование решения проблемы (6 вопросов); самоконтроль (7 вопросов); дистанцирование (6 вопросов); позитивная переоценка, прежде всего, собственных возможностей (7 вопросов); принятие ответственности (4 вопроса); бегство—избегание, включающая фантазирование, еду, алкоголь, курение, наркотики или лекарства (8 вопросов).

Данные шкалы разделяют на три группы по таким основным критериям как решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций:

1.Планирование решения проблемы.

2.Поиск социальной поддержки.

3.Шесть эмоционально-фокусированных шкал.

 

Результаты:

1

3

11

3

21

2

31

1

41

0

2

2

12

2

22

2

32

2

42

2

3

2

13

1

23

3

33

2

43

2

4

3

14

3

24

1

34

3

44

2

5

1

15

3

25

2

35

1

45

2

6

2

16

2

26

2

36

2

46

3

7

2

17

0

27

2

37

3

47

2

8

2

18

3

28

3

38

1

48

0

9

1

19

2

29

3

39

2

49

2

10

1

20

2

30

1

40

2

50

1

 

Обработка результатов:

Шкалы

Баллы

Значение

%

Конфронтативный копинг

12

Высокое

70,59

Поиск социальной поддержки

11

Среднее

61,11

Планирование решения проблемы

12

Среднее

66,67

Самоконтроль

13

Среднее

61,9

Дистанцирование

11

Среднее

64,71

Положительная переоценка

17

Высокое

80,95

Принятие ответственности

7

Среднее

58,33

Избегание

13

Среднее

56,52

Среднее значение

 

 

 

Дисперсия

 

 

 

Стандартное отклонение

 

 

 

 

Рис. 1. Диагностика копинг – поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ) (Баллы).

Рис. 2. Диагностика копинг – поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ) (%).

 

Интерпретация результатов:

Так как опросник дифференцирует людей по манерам действия в различных трудных для них ситуациях то можно выделить несколько преобладающих у испытуемого копинг-стратегий.

Преобладающей копинг-стратегией испытуемого, является положительная переоценка, набравшая 17 баллов (80%), имеющая высокую выраженность. Испытуемый уделяет основное внимание фокусированию на росте собственной личности и прилагает усилия для создания положительного значения.

Так же высокую выраженность имеет конфронтатвный копинг набравший 12 баллов (70%). Это характеризует испытуемого как человека, нацеленного любой ценой изменить сложившуюся ситуацию, порой даже агрессивными методами. Для достижения результата в данном случае может предполагаться готовность к риску.

Среднюю оценку выраженности имеет самоконтроль, набравший 13 баллов (61%). Испытуемый обладает навыками позволяющими регулировать свои чувства, эмоции и действия в сложной для него ситуации.

Так же среднюю оценку выраженности имеет избегание, набравшее 13 баллов (56%). Иногда в конфликтной ситуации испытуемый мысленно стремится к бегству от проблемы или ее избеганию.

Планирование решения проблемы так же имеет среднюю оценку выраженности и составляет 12 баллов (66%). Испытуемый может предпринимать произвольные проблемно-фокусированные усилия чтобы изменить ситуацию либо пытаться решить проблему аналитическим путем.

Среднюю оценку выраженности имеет дистанцирование, набравшее 11 баллов (64%). На подсознательном уровне испытуемый может пытаться совершать когнитивные усилия для отдаления от ситуации и уменьшения ее значимости

Столько же по количеству набранных баллов имеет поиск социальной поддержки, так же имеющий среднюю оценку выраженности. Иногда по необходимости испытуемый может прибегать к помощи других и поиску информации для разрешения проблемы.

Самым минимальным по количеству баллов- 7 баллов (58%), является принятие ответственности, также имеющее среднюю оценку выраженности. Испытуемый так же готов к осознанию проблемы и своей роли в ней, таким образом сопутствуя ее дальнейшему разрешению.

Обобщенный вывод:

Рассмотрев диагностику копинг - поведения на основе опросника способов совладания мы пришли к выводу, что преобладающими копинг- стратегиями испытуемого являются положительная переоценка и конфронтативный копинг.

Таким образом можно сказать, что испытуемый сфокусирован на росте собственной личности и его усилия направлены на создание положительного значения. Так же он нацелен на изменение проблемной ситуации любой ценой и не боится рисковать для достижения цели.

Однако конфронтативны копинг подразумевает достижение цели в том числе и агрессивными усилиями, предполагает определенную степень враждебности и не всегда оправданный риск, что вступает в противоречие со средне выраженным самоконтролем и средне выраженным планированием решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе анализа литературных источников мы можем сделать вывод, что и психологическая защита и копинг-поведение являются способом преодоления стрессовых ситуаций, возникающих в жизни человека и стабилизации, и нормализации его личности. Однако психологическая защита относится к пассивным формам преодоления кризиса, и направлена на уравновешивание взаимоотношения личности и среды и уменьшение чувства тревоги, связанной с осознанием реального или субъективно переживаемого конфликта. А копинг- поведение является активной формой преодоления кризисных ситуаций и направлено в первую очередь на адаптацию к обстоятельствам и предполагает умение использовать специальные средства, направленные на преодоление эмоционального стресса.

Также следует упомянуть, что при выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Если дать обобщенную характеристику личности испытуемого по двум проведенным методикам, то можно установить, что у него преобладают такие механизмы психологической защиты как отрицание, замещение и компенсация. Можно сказать, что испытуемый старается свести к минимуму конфликты, особенно строящиеся на противоречии его установкам личности, либо подавляет негативные эмоции путем смещения напряжения. Так же коэффициент общей напряженности выше среднего означает отражение реально существующих, но не разрешенных внешних или внутренних конфликтов.

Преобладающими копинг- стратегиями испытуемого являются положительная переоценка и конфронтативный копинг. Испытуемый сфокусирован на росте собственной личности и нацелен на изменение проблемной ситуации любой ценой, а также не боится рисковать для достижения цели. Однако цель в данном случае может проходить также агрессивными усилиями и предполагать определенную степень враждебности и не всегда оправданный риск.

Так же в характеристике испытуемого присутствует противоречие, касающееся средне выраженного самоконтроля и планирования решений проблемы не совместимых с конфронтативным копингом.

На основе проведенной работы можно увидеть как важно изучение различных видов кризисных состояний и нахождение оптимального выхода из них, ведь в настоящее время проблема кризисных состояний остается по прежнему актуальной как для каждого человека, так и для науки в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2001. № 1.С. 3 – 16.

2. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита/монография. – М.: Издательство Перо, 2014. – 160 с.

3. Нартова – Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал. М., 1997. Т. 18. № 5. С. 20 –51.

4. Одинцова M. Л. Особенности преодоления психологической травмы... С. 32 – 38.

5. Суркова Е. Г., Власова Н. Н. Успешность совладающего поведения подростков, предпочитающих творческие стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций // Проблемы педагогики и психологии. 2012. № 2. С. 267 – 275.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им

Министерство просвещения РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им

Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния

Психологическая характеристика активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния

Введение Проблема кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Введение Проблема кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Провести две методики по диагностике активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния; 2

Провести две методики по диагностике активных и пассивных форм преодоления кризисного состояния; 2

Глава 1. Характеристика пассивных форм преодоления кризиса 1

Глава 1. Характеристика пассивных форм преодоления кризиса 1

Последователи З. Фрейда, так или иначе, касались вопроса о психологической защите, по-своему рассматривая ее истоки и механизмы

Последователи З. Фрейда, так или иначе, касались вопроса о психологической защите, по-своему рассматривая ее истоки и механизмы

К. Хорни (1885 - 1952) пошла дальше и считала, что стремление индивида к безопасности порождается чувством «коренной тревоги», ощущением беспокойства, неуютности

К. Хорни (1885 - 1952) пошла дальше и считала, что стремление индивида к безопасности порождается чувством «коренной тревоги», ощущением беспокойства, неуютности

В частности, степень развития «агрессии самоутверждения» (целеустремленная наступательность) зависит от наличия наступательной активности, недостаток которой или избыток приводит к неадекватным невротическим проявлениям: робости, закомплексованности, конфликтности,…

В частности, степень развития «агрессии самоутверждения» (целеустремленная наступательность) зависит от наличия наступательной активности, недостаток которой или избыток приводит к неадекватным невротическим проявлениям: робости, закомплексованности, конфликтности,…

Как правило, это Эго и его атрибуты: самооценка,

Как правило, это Эго и его атрибуты: самооценка,

Основные функции психологической защиты

Основные функции психологической защиты

Внимание блокируется на стадии восприятия

Внимание блокируется на стадии восприятия

При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в…

При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в…

Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу

Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу

При этом предмет желания сохраняется

При этом предмет желания сохраняется

Катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора

Катарсис – защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора

Результаты: № № № № 1 да 26 да 51 да 76 да 2 нет 27 нет 52 нет 77 да 3 нет 28 да…

Результаты: № № № № 1 да 26 да 51 да 76 да 2 нет 27 нет 52 нет 77 да 3 нет 28 да…

Интеллектуализация 9 92 92

Интеллектуализация 9 92 92

Рис.2. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации

Рис.2. Диагностика психологической защиты на основе методики по определению индекса жизненного стиля в адаптации

Следующим по преобладанию идет механизм компенсации, набравший 95%, соответствующий высокому уровню выраженности (6 б)

Следующим по преобладанию идет механизм компенсации, набравший 95%, соответствующий высокому уровню выраженности (6 б)

Самым минимальным по выраженности является механизм подавления, набравший 8% (1 б)

Самым минимальным по выраженности является механизм подавления, набравший 8% (1 б)

Глава 2. Характеристика активных форм преодоления кризиса 2

Глава 2. Характеристика активных форм преодоления кризиса 2

D.Mechanik (1974) исходя из медико-социального нюанса рассмотрел копинг, в первую очередь, как значительный процесс в психосоциальной приспособляемости, которая обусловлена тремя компонентами

D.Mechanik (1974) исходя из медико-социального нюанса рассмотрел копинг, в первую очередь, как значительный процесс в психосоциальной приспособляемости, которая обусловлена тремя компонентами

В отечественной психологии изучение проблем совладающего поведения дало начало не так давно

В отечественной психологии изучение проблем совладающего поведения дало начало не так давно

Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях

Копинг обладает качествами приближения к стрессору (агрессия, поиск информации, решение проблемы) либо избегания стрессора (игнорирование, отвлечение, уход), проявляющимися на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях

Самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т

Самообвинение: «внутрикарательное» когнитивное поведение, т

Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации

Необходимость учета обеих функций авторы обосновывают наличием эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации

С ним перекликается мнение отечественной исследовательницы

С ним перекликается мнение отечественной исследовательницы

В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации способов совладания со стрессом: 1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию; 2) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации; 3) усилия,…

В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации способов совладания со стрессом: 1) копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию; 2) когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации; 3) усилия,…

Обработка результатов:

Обработка результатов:

Рис. 1. Диагностика копинг – поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики

Рис. 1. Диагностика копинг – поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики

Так как опросник дифференцирует людей по манерам действия в различных трудных для них ситуациях то можно выделить несколько преобладающих у испытуемого копинг-стратегий

Так как опросник дифференцирует людей по манерам действия в различных трудных для них ситуациях то можно выделить несколько преобладающих у испытуемого копинг-стратегий

Самым минимальным по количеству баллов- 7 баллов (58%), является принятие ответственности, также имеющее среднюю оценку выраженности

Самым минимальным по количеству баллов- 7 баллов (58%), является принятие ответственности, также имеющее среднюю оценку выраженности

Заключение На основе анализа литературных источников мы можем сделать вывод, что и психологическая защита и копинг-поведение являются способом преодоления стрессовых ситуаций, возникающих в жизни человека…

Заключение На основе анализа литературных источников мы можем сделать вывод, что и психологическая защита и копинг-поведение являются способом преодоления стрессовых ситуаций, возникающих в жизни человека…

Можно сказать, что испытуемый старается свести к минимуму конфликты, особенно строящиеся на противоречии его установкам личности, либо подавляет негативные эмоции путем смещения напряжения

Можно сказать, что испытуемый старается свести к минимуму конфликты, особенно строящиеся на противоречии его установкам личности, либо подавляет негативные эмоции путем смещения напряжения

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023