Психологическая коррекция и основания ее применения в работе с детьми
Оценка 5

Психологическая коррекция и основания ее применения в работе с детьми

Оценка 5
Научные работы
docx
детская психология +1
СCУЗ, ВУЗ
30.04.2020
Психологическая коррекция и основания ее применения в работе с детьми
В статье определено понятие психологической коррекции и основания ее применения в работе с детьми, представлены классификации психологической коррекции по разным основаниям.
Психологическая коррекция и основания ее применения в работе с детьми.docx

Леонтьева Ирина Александровна

Психологическая коррекция и основания ее применения в работе с детьми

 

Аннотация: В статье определено понятие психологической коррекции и основания ее применения в работе с детьми, представлены классификации психологической коррекции по разным основаниям.

Ключевые слова: психологическая коррекция, дезадаптированные дети, дети с особыми потребностями

 

Большая часть человеческой популяции в общемировом понимании является нормальной или средней, хотя каждый из нас отличается от других людей. Но встречаются отдельные личности, которые в одном или более отношениях отличаются от средних показателей. Это дети, которые с педагогической, психологической, социальной, а иногда и с медицинской точек зрения характеризуются как имеющие особые потребности. В их число входят не только те дети, которые намного талантливее и одарённее, чем средний ребёнок, то есть «исключительные» дети, но также и те дети с физическими и моторными недостатками, а также с эмоциональными и адаптационными проблемами [1, c. 255].

Последние годы  в системе образования получил развитие принцип полного включения (инклюзии), то есть включения детей особыми потребностями в обычные классы общеобразовательной школы, независимо от характера и тяжести их недостатков.

Наряду с этим реальной проблемой стало отклоняющееся поведение большинства детей, что стало вызовом нашего времени, разорвав долгую тишину относительного благополучия. Одновременно растёт уровень насилия в семье, ведь поколение, выросшее из дезадаптированных детей периода постперестройки, обзавелось своими детьми, не изменив своё отклоняющееся, в том числе агрессивное  поведение. Далеко не всегда профилактику девиаций и коррекцию поведения может осуществлять психолог, часто эта работа ложится на плечи учителя, который видит каждого ребёнка в реальных жизненных ситуациях, стоя ближе к ребёнку в процессе повседневной деятельности. Следует чётко осознать, что сегодня остро стоит проблема развития особой педагогической  помощи,  защиты  детей,  так  называемая  коррекционная  работа [4, c. 3–5].

Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются повышенной напряжённостью, а это приводит к тому, что обычный человек, и особенно ребёнок, чувствует себя незащищённым, испуганным, зависимым, и он не может ничего изменить, ни на что повлиять. Отклоняющееся поведение становится естественной защитной реакцией ребёнка в мире жестокости и безнравственности, проявляется это в нарушении установленных норм, принятых правил поведения. Отклоняющееся поведение детей ― это, прежде всего нравственное отношение к жизни, её стиль и стержень, переживание, моделирование, построение. У детей с органическими повреждениями отклоняющееся поведение является также следствием их болезни.

Одним из проявлений становится также отставание детей в развитии. Различают основные формы отставания в развитии:

― отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания;

― временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Но в любых случаях возможно корректировать отклоняющееся  поведение и отставание в развитии через формирование и развитие культуры, воспитание нравственности, приобщение к народному художественному творчеству.

Под психологической коррекцией (в переводе с латинского языка сorrectio ― поправка, частичное исправление или изменение) понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному  варианту  развития  ребенка  на  той  или  иной  ступени онтогенеза [3, c. 9].

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребёнка. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, беспроблемного развития ребёнка. Здесь имеются разнообразные трудности и проблемы развития как распространенные, типичные, так и индивидуальные. Любая перспективная программа коррекции и развития ребёнка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности.

Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия базируется на следующих фундаментальных положениях:

― о том, что позитивно влиять на процесс развития ― значит управлять ведущей деятельностью, воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на их ведающую деятельность (теория деятельности А.Н. Леонтьева);

― о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребёнка, то есть совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

― о формах психологических контактов между людьми, разработанном С.Л. Рубинштейн;

― на разработанном в теоретической концепции В.Н. Мясищева положении, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребёнка и его окружения;

― на положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий [3, c. 9].

Коррекцию в социальной психологии чаще всего связывают с развитием ребёнка, поскольку она прежде всего нацелена на исправление вторичных отклонения аномальных детей, но когда речь идёт о коррекционно-педагогической работе в целом, то её связывают с образовательным процессом, включающем в себя обучение, воспитание и развитие ребёнка.

Состояния, требующие психолого-педагогической:

1) детские страхи. При коррекции страха у детей очень важно определить источник страха. По мнению Фрейд, реальный страх ― это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, так как представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. Невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности – дело трудное, чаще всего завершающееся болезнью. К. Хорни называет два фактора: а) жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи, которые могут вызваться внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости, вынужденной зависимости), культурными традициями; второй фактор: табу, ритуалы, обычаи, как правило, это защиты, которые представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, то есть нормальный человек может воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему культура. Многие авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо – темноты, падения и др.); социальный; страх самовыражения [2, c. 53];

2) детская агрессия. Агрессия ― это мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, противоречащее принятым нормам и правилам. Агрессия не возникает просто так, она провоцируется различными факторами, в частности такими: а) защитная реакция в ответ на нападение, угрозы, оскорбление и т. п., то есть собственная агрессия как способ ответить на агрессию извне; б) реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для ребенка потребностей; в) раздражающие воздействия внешней среды, такие, например, как теснота, жара, шум. Агрессию также разделяют на: защитную; деструктивную; демонстративную. Склонность к таким реакциям зависит от свойств личности ребенка. Она формируется под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются ошибки в воспитании [2, c. 54].

Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в разных формах: физическая агрессия – склонность проявлять свое недовольство путём физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, о который споткнулся; словесная агрессия – склонность выражать свое недовольство с помощью речи, например, всячески обзывать оппонента обидными словами (или даже материться); косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем воздействия на объекты и предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто «попадаются под руку»: например, разозлился на воспитательницу, а пнул собаку; раздражительность – привычка приходить в раздражение даже по незначительным поводам, эмоциональная неустойчивость, такой ребёнок напоминает «бочку с порохом»: достаточно малейшей искры, чтобы он «взорвался»; негативизм ― склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в интересах ребёнка; обидчивость; подозрительность; чувство вины ― склонность мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, неудач, по сути, агрессия, но направленная не на других, окружающий мир, а на самого себя  [2, c. 55].

Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий. Направленную на исправление недостатков психологии или поведении ребёнка (или взрослого человека) с помощью специальных средств психологического и педагогического воздействия. С её помощью можно корректировать недостатки, не имеющие органической основы.

Психолого-педагогическую коррекции. Можно классифицировать по различным основаниям.

По характеру направленности выделяют коррекцию:

― симптоматическую (коррекцию симптомов), которая, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

― каузальная (причинная) коррекция, которая направлена на источники и причины отклонений [5, c. 8].

По содержанию различают коррекцию:

― познавательной сферы;

― личности;

― аффективно-волевой сферы;

 поведенческих аспектов;

― межличностных отношений;

― внутригрупповых взаимоотношений (семенных, супружеских, коллективных);

― детско-родительских отношений.

По форме работы с ребенком различают коррекцию:

 в закрытой естественной группе (семья, класс и т.д.);

 в открытой группе для лиц со сходными пробелами;

 смешанную форму (индивидуально-групповую).

По наличию программ:

 программированную;

 импровизированную.

По характеру управления корригирующими воздействиями:

 директивную;

 недирективную [5, c. 9].

По продолжительности:

 сверхкороткую (сверхбыструю). Длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Её эффект может быть нестойким;

― короткую (быструю). Длится несколько часов и дней, применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч;

― длительную. Продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблемы, во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер;

 сверхдлительную. Продолжается годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется  достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

По масштабу решаемых задач различают коррекцию:

 общую. Это мероприятия, нормализующие специальную микросреду ребёнка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств личности;

 частную. Это  набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста  коррекционные приёмы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы коррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определённого возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции;

специальную. Это комплекс приёмов, методик и организационных форм работы с ребёнком или группой одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных её свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затруднённой адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, чётко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.) [5, c. 10].

В настоящее время широкое распространение получают следующие методы психолого-педагогической коррекции:

―игротерапия;

 артерапия. Она включает несколько видов, в том числе: музыкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; проективный рисунок; сочинение историй; сказкотерпия; куклотерапия;

 группа методов поведенческих коррекций;

― психогимнастика;

― психодрама [3].

 

Выводы

Под  психологической коррекцией  (латинское  сorrectio  – поправка, частичное  исправление  или изменение) следует понимать определённую форму психолого-педагогической деятельности, направленную по исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют некоторой гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребёнка на конкретной ступени онтогенеза.

Состояния, требующие психолого-педагогической:

1) детские страхи. Реальный страх ― страх перед известной человеку опасностью ― рационален, так как представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. Невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку, он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. Современные авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо ― темноты, падения и др.); социальный; страх самовыражения;

2) детская агрессия, то есть мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, противоречащее принятым нормам и правилам. Агрессия провоцируется различными факторами: а) защитная реакция в ответ на нападение, угрозы, оскорбление и т.п.; б) реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для ребенка потребностей; в) раздражающие воздействия внешней среды.

 

Литература

1.   Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. ― СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. ― 416 с.

2.   Копытин, А.И. Основы арттерапии: учебное пособие / А.И. Копытин. ― СПб.: Питер, 2015. ― 358 с.

3.   Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 512 с.

4.   Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие / под ред. В.А. Сластёнина. ― 5-е изд., перераб. ― М.: АКАДЕМИЯ, 2012. ― 272 с.

5.   Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие / И.П. Подласый.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 352.


 

Леонтьева Ирина Александровна

Леонтьева Ирина Александровна

Следует чётко осознать, что сегодня остро стоит проблема развития особой педагогической помощи, защиты детей, так называемая коррекционная работа [4, c

Следует чётко осознать, что сегодня остро стоит проблема развития особой педагогической помощи, защиты детей, так называемая коррекционная работа [4, c

Под психологической коррекцией (в переводе с латинского языка сorrectio ― поправка, частичное исправление или изменение) понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического…

Под психологической коррекцией (в переводе с латинского языка сorrectio ― поправка, частичное исправление или изменение) понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического…

С.Л. Рубинштейн; ― на разработанном в теоретической концепции

С.Л. Рубинштейн; ― на разработанном в теоретической концепции

Многие авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо – темноты, падения и др

Многие авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо – темноты, падения и др

Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий

Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий

По наличию программ: ― программированную; ― импровизированную

По наличию программ: ― программированную; ― импровизированную

Это комплекс приёмов, методик и организационных форм работы с ребёнком или группой одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных её…

Это комплекс приёмов, методик и организационных форм работы с ребёнком или группой одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных её…

Состояния, требующие психолого-педагогической: 1) детские страхи

Состояния, требующие психолого-педагогической: 1) детские страхи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020