Аннотация: В статье определено понятие психологической коррекции и основания ее применения в работе с детьми, представлены классификации психологической коррекции по разным основаниям.
Ключевые слова: психологическая коррекция, дезадаптированные дети, дети с особыми потребностями
Большая часть человеческой популяции в общемировом понимании является нормальной или средней, хотя каждый из нас отличается от других людей. Но встречаются отдельные личности, которые в одном или более отношениях отличаются от средних показателей. Это дети, которые с педагогической, психологической, социальной, а иногда и с медицинской точек зрения характеризуются как имеющие особые потребности. В их число входят не только те дети, которые намного талантливее и одарённее, чем средний ребёнок, то есть «исключительные» дети, но также и те дети с физическими и моторными недостатками, а также с эмоциональными и адаптационными проблемами [1, c. 255].
Последние годы в системе образования получил развитие принцип полного включения (инклюзии), то есть включения детей особыми потребностями в обычные классы общеобразовательной школы, независимо от характера и тяжести их недостатков.
Наряду с этим реальной проблемой стало отклоняющееся поведение большинства детей, что стало вызовом нашего времени, разорвав долгую тишину относительного благополучия. Одновременно растёт уровень насилия в семье, ведь поколение, выросшее из дезадаптированных детей периода постперестройки, обзавелось своими детьми, не изменив своё отклоняющееся, в том числе агрессивное поведение. Далеко не всегда профилактику девиаций и коррекцию поведения может осуществлять психолог, часто эта работа ложится на плечи учителя, который видит каждого ребёнка в реальных жизненных ситуациях, стоя ближе к ребёнку в процессе повседневной деятельности. Следует чётко осознать, что сегодня остро стоит проблема развития особой педагогической помощи, защиты детей, так называемая коррекционная работа [4, c. 3–5].
Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются повышенной напряжённостью, а это приводит к тому, что обычный человек, и особенно ребёнок, чувствует себя незащищённым, испуганным, зависимым, и он не может ничего изменить, ни на что повлиять. Отклоняющееся поведение становится естественной защитной реакцией ребёнка в мире жестокости и безнравственности, проявляется это в нарушении установленных норм, принятых правил поведения. Отклоняющееся поведение детей ― это, прежде всего нравственное отношение к жизни, её стиль и стержень, переживание, моделирование, построение. У детей с органическими повреждениями отклоняющееся поведение является также следствием их болезни.
Одним из проявлений становится также отставание детей в развитии. Различают основные формы отставания в развитии:
― отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания;
― временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
Но в любых случаях возможно корректировать отклоняющееся поведение и отставание в развитии через формирование и развитие культуры, воспитание нравственности, приобщение к народному художественному творчеству.
Под психологической коррекцией (в переводе с латинского языка сorrectio ― поправка, частичное исправление или изменение) понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [3, c. 9].
Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребёнка. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, беспроблемного развития ребёнка. Здесь имеются разнообразные трудности и проблемы развития как распространенные, типичные, так и индивидуальные. Любая перспективная программа коррекции и развития ребёнка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности.
Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия базируется на следующих фундаментальных положениях:
― о том, что позитивно влиять на процесс развития ― значит управлять ведущей деятельностью, воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на их ведающую деятельность (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
― о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребёнка, то есть совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;
― о формах психологических контактов между людьми, разработанном С.Л. Рубинштейн;
― на разработанном в теоретической концепции В.Н. Мясищева положении, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребёнка и его окружения;
― на положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий [3, c. 9].
Коррекцию в социальной психологии чаще всего связывают с развитием ребёнка, поскольку она прежде всего нацелена на исправление вторичных отклонения аномальных детей, но когда речь идёт о коррекционно-педагогической работе в целом, то её связывают с образовательным процессом, включающем в себя обучение, воспитание и развитие ребёнка.
Состояния, требующие психолого-педагогической:
1) детские страхи. При коррекции страха у детей очень важно определить источник страха. По мнению Фрейд, реальный страх ― это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, так как представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. Невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности – дело трудное, чаще всего завершающееся болезнью. К. Хорни называет два фактора: а) жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи, которые могут вызваться внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости, вынужденной зависимости), культурными традициями; второй фактор: табу, ритуалы, обычаи, как правило, это защиты, которые представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, то есть нормальный человек может воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему культура. Многие авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо – темноты, падения и др.); социальный; страх самовыражения [2, c. 53];
2) детская агрессия. Агрессия ― это мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, противоречащее принятым нормам и правилам. Агрессия не возникает просто так, она провоцируется различными факторами, в частности такими: а) защитная реакция в ответ на нападение, угрозы, оскорбление и т. п., то есть собственная агрессия как способ ответить на агрессию извне; б) реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для ребенка потребностей; в) раздражающие воздействия внешней среды, такие, например, как теснота, жара, шум. Агрессию также разделяют на: защитную; деструктивную; демонстративную. Склонность к таким реакциям зависит от свойств личности ребенка. Она формируется под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются ошибки в воспитании [2, c. 54].
Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в разных формах: физическая агрессия – склонность проявлять свое недовольство путём физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, о который споткнулся; словесная агрессия – склонность выражать свое недовольство с помощью речи, например, всячески обзывать оппонента обидными словами (или даже материться); косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем воздействия на объекты и предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто «попадаются под руку»: например, разозлился на воспитательницу, а пнул собаку; раздражительность – привычка приходить в раздражение даже по незначительным поводам, эмоциональная неустойчивость, такой ребёнок напоминает «бочку с порохом»: достаточно малейшей искры, чтобы он «взорвался»; негативизм ― склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в интересах ребёнка; обидчивость; подозрительность; чувство вины ― склонность мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, неудач, по сути, агрессия, но направленная не на других, окружающий мир, а на самого себя [2, c. 55].
Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий. Направленную на исправление недостатков психологии или поведении ребёнка (или взрослого человека) с помощью специальных средств психологического и педагогического воздействия. С её помощью можно корректировать недостатки, не имеющие органической основы.
Психолого-педагогическую коррекции. Можно классифицировать по различным основаниям.
По характеру направленности выделяют коррекцию:
― симптоматическую (коррекцию симптомов), которая, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
― каузальная (причинная) коррекция, которая направлена на источники и причины отклонений [5, c. 8].
По содержанию различают коррекцию:
― познавательной сферы;
― личности;
― аффективно-волевой сферы;
― поведенческих аспектов;
― межличностных отношений;
― внутригрупповых взаимоотношений (семенных, супружеских, коллективных);
― детско-родительских отношений.
По форме работы с ребенком различают коррекцию:
― в закрытой естественной группе (семья, класс и т.д.);
― в открытой группе для лиц со сходными пробелами;
― смешанную форму (индивидуально-групповую).
По наличию программ:
― программированную;
― импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
― директивную;
― недирективную [5, c. 9].
По продолжительности:
― сверхкороткую (сверхбыструю). Длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Её эффект может быть нестойким;
― короткую (быструю). Длится несколько часов и дней, применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч;
― длительную. Продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблемы, во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер;
― сверхдлительную. Продолжается годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
По масштабу решаемых задач различают коррекцию:
― общую. Это мероприятия, нормализующие специальную микросреду ребёнка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств личности;
― частную. Это набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста коррекционные приёмы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы коррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определённого возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции;
― специальную. Это комплекс приёмов, методик и организационных форм работы с ребёнком или группой одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных её свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затруднённой адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, чётко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.) [5, c. 10].
В настоящее время широкое распространение получают следующие методы психолого-педагогической коррекции:
―игротерапия;
― артерапия. Она включает несколько видов, в том числе: музыкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; проективный рисунок; сочинение историй; сказкотерпия; куклотерапия;
― группа методов поведенческих коррекций;
― психогимнастика;
― психодрама [3].
Выводы
Под психологической коррекцией (латинское сorrectio – поправка, частичное исправление или изменение) следует понимать определённую форму психолого-педагогической деятельности, направленную по исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют некоторой гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребёнка на конкретной ступени онтогенеза.
Состояния, требующие психолого-педагогической:
1) детские страхи. Реальный страх ― страх перед известной человеку опасностью ― рационален, так как представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. Невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку, он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. Современные авторы выделяют следующие виды страха: невротический (боязнь чего-либо ― темноты, падения и др.); социальный; страх самовыражения;
2) детская агрессия, то есть мотивированное деструктивное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, противоречащее принятым нормам и правилам. Агрессия провоцируется различными факторами: а) защитная реакция в ответ на нападение, угрозы, оскорбление и т.п.; б) реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для ребенка потребностей; в) раздражающие воздействия внешней среды.
Литература
1. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. ― СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. ― 416 с.
2. Копытин, А.И. Основы арттерапии: учебное пособие / А.И. Копытин. ― СПб.: Питер, 2015. ― 358 с.
3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 512 с.
4. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие / под ред. В.А. Сластёнина. ― 5-е изд., перераб. ― М.: АКАДЕМИЯ, 2012. ― 272 с.
5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие / И.П. Подласый.– М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 352.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.