Психологическая подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ. Выступление на городском семинаре учителей математики.
Оценка 4.7

Психологическая подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ. Выступление на городском семинаре учителей математики.

Оценка 4.7
docx
07.12.2020
Психологическая подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ. Выступление на городском семинаре учителей математики.
выс тупление на городском семинаре учителей математики.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ   ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ   «ВАХРУШЕВСКИЙ

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС  № 2 «БЕРЕГИНЯ»

94560 ЛНР, г.Красный Луч, г. Вахрушево, ул. Пушкина, д.1

E-mail: Vahrushevouvk2@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности подготовки

выпускников 9-х, 11-х классов к  ГИА и ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

Величко Л.Д., учитель математики

Выступление на городском семинаре

учителей математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь, 2020 год

 

Тема выступления, предложенного учителям математики, «Психологические особенности подготовки выпускников к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену» всегда была актуальной и остается таковой по сегодняшний день. И это потому, что любой экзамен - ситуация стресса. А тем более, сравнительно недавно введенные формы проведения ГИА и ЕГЭ с постоянно изменяющимися  требованиями к  их проведению для большинства выпускников непривычные и довольно пугающие.

На эту тему написано и защищено множество диссертаций, статей. разработаны программы психологического сопровождения по  подготовке выпускников к ГИА , ЕГЭ и т.д..

И в принципе, из всего наработанного можно выделить следующие затруднения выпускников при подготовке к сдаче экзаменов:

         - трудности познавательного характера;

          - сложности процессуального характера;

         -личностные затруднения психологического характера.

Очень коротко остановлюсь на двух первых и перейду непосредственно к теме своего выступления.

Трудности познавательного характера связаны с недостаточным объемом знаний, умений, со слабо развитыми навыками в решении определенных задач. Преодолеть их - это восполнить пробелы. В нашей школе сложилась определенная система работы учителей по  устранению пробелов  в знаниях выпускников. Осуществляется она по плану, который разрабатывается в начале года. В нем 7 разделов:

-организационная деятельность;

-методическая работа;

-информационно-аналитическая деятельность;

-контрольно-диагностическая деятельность;

-мероприятия с обучающимися;

- мероприятия с родителями;

- мероприятия с педагогами.

Согласно плану в декабре проводим первый пробный экзамен. Для каждого выпускника намечаем собственную траекторию развития по устранению  пробелов. Составляются графики индивидуальных, групповых консультаций, дополнительные консультации  для  обучаемых, не посещающих школу по болезни. Регулярно  на  уроках выделяется время по отработке ошибок. В марте проводим 2-й пробный экзамен . Окончательно определяем, что не доработано ,и до начала экзаменов продолжаем устранять недостатки .У каждого учителя за этот период накапливается материал, отражающий  все проблемы и достижения .Об этом знают родители,  и  , кто может . стараются помогать учителям . Все достижения выпускников по 3-м частям экзаменационной работы отражаются в таблицах.

Процессуальные сложности связаны с самой процедурой проведения экзамена: Где? Как? Как выглядят бланки ответов? Что можно ,что нельзя? Эти затруднения достаточно легко преодолеваются, если проиграть репетицию экзамена (возможно, и в другой школе , и с другими учителями).Поэтому необходимо внимательно изучить требования  к оформлению и проследить их соблюдение  на пробном экзамене.

Личностные затруднения

Это повышенный уровень тревоги, который может полностью дезорганизовать, парализовать ,снизить работоспособность, концентрацию внимания. У каждого  человека так или иначе развиты свои уникальные индивидуальные личностные особенности, черты характера, стиль реагирования на те или иные обстоятельства. Важно научить человека наблюдать за собой и пытаться понять , какие его личностные особенности могут  помешать в данной  ситуации . Сможет ли человек справиться сам? Тогда это хорошо. А если нет? Тогда надо учить .Посоветоваться с теми, кто может помочь преодолеть личностные затруднения. Кто этот человек? Да, конечно, школьный психолог. Однако, из опыта скажу. что в жизни нас окружают люди, не имеющие психологического образования, но чувствующие и понимающие детей. Это учителя ,родители , хорошие друзья. Люди, которым мы доверяем, которым можем рассказать о своих опасениях. Хотя, конечно ,хороший психолог - это специалист, который поможет разумно преодолеть стрессовую ситуацию без лишнего ущерба психическому  здоровью. В период экзаменов всегда присутствует психологическое напряжение и стресс - это нормальная реакция организма,  и здесь важно личное отношение выпускника к событию. Надо сформировать у него положительный мотив, адекватное отношение к сдаче экзамена. Это поможет рационально распределить силы для подготовки и сдачи экзамена. А если «Не хочу!», «Зачем?»- тогда плохо. А волнуются ребята по разным причинам:

-сомневаются  в прочности и объеме своих знаний;

-сомневаются в собственных способностях: в умении логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание и распределять его;

-страх перед экзаменом по причине личностных особенностей- тревоги ,неуверенности;

-боязнь незнакомых ситуаций.

Есть и такие ребята, которые страдают от чувства повышенной ответственности перед школой, родителями, их особенно жалко (мне лично).

Работа в школе по оказанию помощи выпускникам в психологическом плане, конечно, начинается с диагностики. Работают все: администрация, практический психолог, классные руководители, учителя-предметники, родители, социальный педагог, школьный библиотекарь и др..

 

1.Вначале проводится диагностика самооценки психического состояния (по Г.Айзенку), делается вывод о каждом выпускнике по следующим параметрам:

–тревожность;

-различного уровня: фрустрация, агрессивность, ригидность.

2. Определяется уровень тревожности в ситуациях проверки знаний и выдается результат в 10-ти балльной системе ( низкий уровень, средний уровень,повышенный уровень, крайне высокий уровень). Замечу, очень плохо, когда уровень тревоги низкий (все по барабану), но и крайне высокий это стремно: уж слишком высокие требования к себе, чувство долга перед школой, родителями, все недостатки человечек берет на себя. Поэтому наблюдается ослабление  концентрации внимания, переключаемость, трудности в отделении главного от второстепенного и т.д..

3. Проводится анкета по определению детей группы риска, ответы на вопросы дают учителя и родители. В результате выявляются следующие категории детей:

-инфальтивные;

-неуверенные дети;

-тревожные;

-отличники и перфекционисты;

-астенические дети;

-дети с трудной самоорганизацией;

-гипертимные дети;

-застревающие дети.

На этапе подготовки к экзаменам вырабатывается стратегия поддержки для каждой категории выпускников. Это очень сложно, человеческий организм нельзя вложить в какие-то определенные рамки, схемы, таблицы,  и в чистом виде не  существует ни один вид нервной системы. Но явно выраженные проявления стараемся обнаружить и по мере возможности помочь детям.

4.При планировании программы занятий по подготовке 9-х,11-х классов к экзаменам с элементами психологического тренинга психолог опирается на такую программ у Гуськовой Е.В. и БуневичГ.Л. и программу «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н.

5.Для укрепления психической саморегуляции выпускников, когда стрессовая ситуация приводит к тому, что некоторые выпускники ненавидят школу, которая является для них стрессогенным фактором, психолог проводит треннинг «Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!!!»

Предлагаются методы самопомощи. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

-Т.К. при стрессах быстро расходуются витамины в организме, особенно группа В, рекомендуется ежедневное их пополнение, но без излишнего переусердствования.

-Очень полезны физические упражнения, спортзал, зарядка, пение, танцы, посещение бассейна и т.д..

- Психическая и физическая релаксация: слушать музыку, смотреть в звездное небо, на облака, о чем -то мечтать.

-Не игнорировать поддержку семьи. Уделять внимание родным и осознавать, что очень многое зависит от вас.

 

 

Для родителей:

-оформляем информационный стенд с наглядными материалами  для выпускников и родителей;

-администрация, учителя, классные руководители .практический психолог . зав. библиотекой и др. выступают на родительских собраниях 9-х,-11-х классов  с  вопросами :

 «Как помочь ребенку при подготовке к ГИА и ЕГЭ»( январь, март, май).

« Психологический комфорт в семье во время экзаменов» (апрель).

Психолог проводит индивидуальную работу по запросу родителей и выпускников.

В классных уголках 9-х,11-х классов оформляются сменные стенды с необходимой информацией для родителей и выпускников ( рекомендации. памятки, советы и т.д.).  Эти же материалы выносятся на сайт школы.

В плане работы психологического сопровождения выпускников при подготовке к экзаменам на 2020-2021 учебный год предусмотрены мероприятия:

-групповые и индивидуальные беседы с учащимися 9-х,11-х классов по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ (в течение года);

-групповые тренинги с учащимися по снятию психологического напряжения «Как справиться с беспокойством перед экзаменами»(март- апрель);

- проведение цикла занятий в форме тренинга для обучающихся по развитию внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности ( декабрь- март).

С педагогами:

-Педагогический семинар по профилактике стрессовых состояний учащихся «Психологическая подготовка к сдаче ГИА» ( Стратегия работы с детьми);

-Разработка памяток для педагогов (декабрь);

-Семинар- практикум «Психологическое сопровождение ГИА» (февраль)

Их много, этих памяток и рекомендаций ,и много интересных и полезных, в рамках выступления обо всем не расскажешь ,да и не надо. Можно составить самому, можно выбрать из богатейших интернет - ресурсов то . что тебе по душе. Вот только один пример, не удержусь, приведу .

      Рекомендации для учителей:

-постарайтесь спокойнее относиться к требованиям администрации. Вы достаточно опытны , и это залог вашей успешной работы по подготовке выпускников к экзаменам;

-обменивайтесь положительным опытом с коллегами по подготовке детей  к ГИА и ЕГЭ;

-интересуйтесь, что именно волнует учеников и старайтесь ответить на их вопросы;

-поддерживайте самооценку выпускников , поощряйте каждое удачно выполненное задание;

-хорошо бы научить ребят правильно распределять свое время в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ, ориентируясь на их индивидуальные особенности.

Можно  и хочется еще о многом поговорить с вами, коллеги. Но  не стоит забывать и о том, что испытания, которым повергнуты мы с вами и. конечно, наши дети в последние 7 лет , не прошли незамеченными и для взрослых, и для детей. Безусловно, война - это огромный стресс для взрослых, а для детей -и подавно. Пусть  нашего поселка война  коснулась не в такой степени, когда над головами рвались и летали снаряды, но тем не менее мы - это Донбасс, и дети наши -это дети войны. Им пришлось быстро взрослеть, учиться принимать решения, привыкать к новой обстановке. То, что произошло и продолжает происходить, неизбежно отразится на всей их жизни.                                                                                                                         Мы говорим с вами о помощи родителей в подготовке к экзаменам.      Просматриваю социальные паспорта выпускных классов. Не буду конкретизировать. Но увеличилось количество неполных семей. А из этих неполных семей  многие мамы находятся на заработках. Дети с бабушками. И бабушкам приходится помогать, объяснять, как правильно себя вести, чтобы помочь, а не навредить ребенку при сдаче экзаменов. Не запугивать словами «Не занимаешься», «Не сдашь», « Не знаешь».Не сравнивать своих детей с более успешными сверстниками, не внушать, что они несут ответственность перед мамами, которые где - то зарабатывают им на жизнь, перед школой и т.д. и тому подобное.

Уехали нормальные , полноценные семьи. В школе всего 301 человечек.

Так и это не все испытания  для наших детей. Вся планета в опасности.  Ужас какой-то. ПАНДЕМИЯ! И сейчас, во время вспышки COVID-19, самым главным встал вопрос об охране психического здоровья детей и подростков. Разработаны нормативные документы, приняты рекомендации педагогам и всем . ответственным за жизнь и здоровье подрастающего поколения. Необходимо обеспечить благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов . Сконцентрировать внимание на сохранение здоровья детей, их психологического и социального благополучия .Не привлекать излишнего внимания к обсуждаемым проблемам . Давать четкую информацию о том, как снизить риск заболевания. Находить возможность позитивных историй выздоровления людей. Коллеги, на нас сейчас легло двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку обучаемых. Отнесемся к этому факту как особым условиям работы.

Берегите себя!


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема выступления, предложенного учителям математики, «Психологические особенности подготовки выпускников к

Тема выступления, предложенного учителям математики, «Психологические особенности подготовки выпускников к

Процессуальные сложности связаны с самой процедурой проведения экзамена:

Процессуальные сложности связаны с самой процедурой проведения экзамена:

Вначале проводится диагностика самооценки психического состояния (по

Вначале проводится диагностика самооценки психического состояния (по

Психическая и физическая релаксация: слушать музыку, смотреть в звездное небо, на облака, о чем -то мечтать

Психическая и физическая релаксация: слушать музыку, смотреть в звездное небо, на облака, о чем -то мечтать

ГИА и ЕГЭ, ориентируясь на их индивидуальные особенности

ГИА и ЕГЭ, ориентируясь на их индивидуальные особенности
Скачать файл