Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах. Ментальность — способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций. Терминальные и инструментальные ценности по Рокичу.Презентация предназначена для проведения занятий со студентами высших учебных заведений
Ментальные
характеристики личности
МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум,
мышление, образ мыслей, душевный склад) —
глубинный уровень коллективного и
индивидуального сознания, включающий и
бессознательное; относительно устойчивая
совокупность установок и предрасположенностей
индивида или социальной группы воспринимать
мир определенным образом. Ментальность
формируется в зависимости от традиций
культуры, социальных структур и всей среды
жизнедеятельности человека, и сама в свою
очередь их формирует, выступая как
порождающее начало, как трудноопределимый
исток культурноисторической динамики.
Powerpoint Templates
Page 2
Ментальность формируется в
процессе воспитания и
обретения жизненного опыта.
Таким образом ментальность —
это то, чем различаются
индивиды, получившие
воспитание в различных
культурных средах.
Ментальность — способ видения
мира, в котором мысль не
отделена от эмоций.
Powerpoint Templates
Page 3
И.Гр.Яковенко: «Ментальность
задает некоторые интенции,
познавательные и объяснительные
модели, которые не сознаются
человеком, но, тем не менее,
оформляют его мысли, побуждения,
чувства определенным образом.
Когда мы говорим о
цивилизационной специфике или о
национальной ментальности,
национальном характере, мы
говорим об особой конфигурации,
которая и задает эти
характеристики».
Powerpoint Templates
Page 4
При рассмотрении вопроса ментальных способностей
личности в психологии следует обратить внимание на
изучение ценностных ориентаций личности.
Ценностные ориентации элементы внутренней
(диспозиционной) структуры личности,
сформированные и закрепленные жизненным опытом
индивида в ходе процессов социализации и
социальной адаптации, отграничивающие значимое
(существенное для данного человека) от незначимого
(несущественного) через (не) принятие личностью
определенных ценностей, осознаваемых в качестве
рамки (горизонта) предельных смыслов и
основополагающих целей жизни, а также
определяющие приемлемые средства их реализации.
В диспозиционной структуре личности ценностные
ориентации образуют высший (как правило,
осознаваемый в отличие от социальных установок)
уровень иерархии предрасположенностей к
определенному восприятию условий
жизнедеятельности, их оценке и поведению как в
актуальной (здесь – и теперь), так и долгосрочной
Powerpoint Templates
Page 5
(прежде всего) перспективе.
Для изучения ценностных ориентаций
используется Методика Милтона Рокича
«Ценностные ориентации». Позволяет
исследовать направленность личности и
определить ее отношение к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой,
восприятие мира, ключевые мотивы
поступков, основу "философии жизни". М.
Рокич рассматривал ценности как
разновидность устойчивого убеждения, что
некая цель или способ существования
предпочтительнее, чем иной.
Powerpoint Templates
Page 6
Природа человеческих ценностей по Рокичу:
общее число ценностей, являющихся достоянием человека,
сравнительно не велико,
все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в
различной степени,
ценности организованы в системы,
истоки человеческих ценностей прослеживаются в
культуре, обществе и его институтах и личности.
влияние ценностей прослеживается практически во всех
социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные
и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич
определяет как убеждения в том, что какаято конечная
цель индивидуального существования (например,
счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и
общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней
стремиться; инструментальные ценности — как убеждения
в том, что какойто образ действий (например, честность,
рационализм) является с личной и общественной точек
зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути,
разведение терминальных и инструментальных ценностей
производит уже достаточно традиционное различение
ценностейцелей и ценностейсредств.
Page 7
Powerpoint Templates
Мотивационная сфера
личности
определяющий
динамический
плана,
Мотив цияаа
(от лат. movere) — побуждение к
процесс
действию;
управляющий
психофизиологического
поведением
его
человека,
направленность, организованность, активность и
устойчивость; способность человека деятельно
удовлетворять свои потребности.
Мотив
виде
специфических переживаний, характеризующихся
либо положительными эмоциями от ожидания
достижения
либо
отрицательными,
неполнотой
настоящего положения. Для осознания мотива
требуется внутренняя работа. Впервые термин
«мотивация»
статье
А. Шопенгауэр.
связанными
с
представлен
употребил
в
своей
субъекту
в
данного
предмета,
Powerpoint Templates
Page 10
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация,
не связанная с содержанием определенной
деятельности, но обусловленная внешними по
отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) —
мотивация, связанная не с внешними
обстоятельствами, а с самим содержанием
деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация.
Мотивация, основанная на положительных
стимулах, называется положительной. Мотивация,
основанная на отрицательных стимулах,
называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я наведу порядок на
столе, я получу конфету» или «если я не буду
баловаться, то получу конфету» является
положительной мотивацией. Конструкция «если я
наведу порядок на столе, то меня не накажут» или
«если я не буду баловаться, то меня не накажут»
является отрицательной мотивацией.
Powerpoint Templates
Виды мотивации.
Page 11
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой
считается мотивация, которая основана на нуждах
человека, так как она не требует дополнительного
подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или
«метод кнута и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на
поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые мотивации
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры
сообщества
и т. п.
познавательные мотивации
исследовательское поведение
игровая деятельность
Powerpoint Templates
Page 12
Мотив самоутверждения — стремление
утвердить себя в социуме; связан с
чувством собственного достоинства,
честолюбием, самолюбием. Человек
пытается доказать окружающим, что он
чегото стоит, стремится получить
определенный статус в обществе, хочет,
чтобы его уважали и ценили. Иногда
стремление к самоутверждению относят
к мотивации престижа (стремление
получить или поддержать высокий
социальный статус).
Powerpoint Templates
Page 13
Мотив идентификации с другим человеком —
стремление быть похожим на героя, кумира,
авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот
мотив побуждает работать и развиваться. Он
является особенно актуальным для подростков,
которые пытаются копировать поведение других
людей.
Стремление походить на кумира — существенный
мотив поведения, под влиянием которого человек
развивается и совершенствуется. Идентификация с
другим человеком приводит к повышению
энергетического потенциала индивида за счет
символического «заимствования» энергии у кумира
(объекта идентификации): появляются силы,
вдохновение, желание работать и действовать так,
как делал это герой (кумир, отец и др.).
Идентифицируясь с героем, подросток становится
смелее. Наличие образца, кумира, с которым
стремились бы отождествлять себя молодые люди и
кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить
и работать, — важное условие эффективного
процесса социализации.
Powerpoint Templates
Page 14
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей.
Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых
обстоятельствах, может быть существенной движущей силой
человеческих действий. Это стремление занять руководящую
позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми,
определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов.
Действия многих людей (например руководителей различных
рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление
господствовать над другими людьми и руководить ими — это
мотив, который побуждает их в процессе деятельности
преодолевать значительные трудности и прилагать огромные
усилия. Человек много работает не ради саморазвития или
удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради
того, чтобы получить влияние на отдельных людей или
коллектив.
Менеджера к деятельности может побуждать не стремление
принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу,
не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а
мотив власти. В таком случае все его действия направлены на
завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для
дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
Powerpoint Templates
Page 15
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа
мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне
деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к
деятельности побуждают не содержание, не процесс
деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней
не связаны (например престиж или материальные
факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных
мотивов:
мотив долга и ответственности перед обществом, группой,
отдельными людьми;
мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
стремление получить одобрение других людей;
стремление получить высокий социальный статус
(престижная мотивация). При отсутствии интереса к
деятельности (процессуальносодержательная мотивация)
существует стремление к тем внешним атрибутам, которые
может принести деятельность, — к отличным оценкам, к
получению диплома, к славе в будущем;
мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная
мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием
некоторых неприятностей, неудобств, которые могут
возникнуть в случае невыполнения деятельности.
Powerpoint Templates
Page 16
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию,
самоусовершенствованию. Это важный мотив, который
побуждает индивида много работать и развиваться. По
мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной
реализации своих способностей и желание ощущать свою
компетентность. Как правило, для движения вперед всегда
необходима определенная смелость. Человек часто
держится за прошлое, за свои достижения, покой и
стабильность. Страх риска и угроза потерять все
сдерживают его на пути саморазвития.
Таким образом, человек часто как будто «разрывается
между стремлением к движению вперед и стремлением к
самосохранению и безопасности». С одной стороны, он
стремится к чемуто новому, а с другой — страх перед
опасностью и чемто неизвестным, желание избежать риска
сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что
развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед
объективно приносит больше радостей, больше внутреннего
удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы,
которые стали чемто обычным и даже надоели.
Powerpoint Templates
Page 17
Мотив достижения — стремление достичь высоких
результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в
выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
Успехи в любой деятельности зависят не только от
способностей, навыков, знаний, но и от мотивации
достижения. Человек с высоким уровнем мотивации
достижения, стремясь получить весомые результаты,
настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено
на высокие результаты) даже у одного и того же человека
не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета
деятельности. Ктото выбирает сложные задачи по
математике, а ктото, наоборот, ограничиваясь скромными
целями в точных науках, выбирает сложные темы по
литературе, стремясь достичь именно в данной области
высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации
в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют
четыре фактора:
значимость достижения успеха;
надежда на успех;
субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
субъективные эталоны достижения.
Powerpoint Templates
Page 18
Мотив аффилиации (от англ. affiliation —
присоединение) — стремление к установлению
или поддерживанию отношений с другими людьми,
стремление к контакту и общению с ними.
Сущность аффилиации состоит в самоценности
общения. Аффилиативное общение — это такое
общение, которое приносит удовлетворение,
захватывает, нравится человеку.
Индивид, однако, может общаться и потому, что
пытается уладить свои дела, установить полезные
контакты с необходимыми людьми. В таком случае
общение побуждается другими мотивами, является
средством удовлетворения других потребностей
личности и с аффилиативной мотивацией ничего
общего не имеет. Целью аффилиативного
общения может быть поиск любви (или, во всяком
случае, симпатии) со стороны партнера по
общению.
Powerpoint Templates
Page 19
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием
возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые
могут последовать в случае невыполнения деятельности.
Например, школьника к учебе могут побуждать требования и
угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные
оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает
характер защитного действия и является принудительной.
В случае действия негативной мотивации человека побуждают
к деятельности страх перед возможными неприятностями или
наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так:
«Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот
что побуждает к деятельности под влиянием негативной
мотивации.
Формы негативных санкций, которые можно применять и
которые способны актуализировать негативную мотивацию,
разнообразны:
вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание
и т. п.);
материальные санкции (штраф, лишение привилегий,
стипендии);
социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование,
неприятие группой, социальный остракизм);
лишение свободы;
физическое наказание.
Powerpoint Templates
Page 20
Абрахам Маслоу признавал, что люди
имеют множество различных
потребностей, но также полагал, что эти
потребности можно разделить на пять
основных категорий:
Физиологические: голод, жажда, половое
влечение и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт,
постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение,
привязанность, забота о другом и внимание
к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со
стороны других, признание, достижение
успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация,
самовыражение, самоидентификация.
Powerpoint Templates
Page 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.