Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличие у ребенка учебных умений письма, счета и чтения. Необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.
К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умению слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение.Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе.docx
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в
наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее
необходимым условием является сформированность у него психологических
предпосылок учебной деятельности.
К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и
копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию
взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия
заданной системе требований и контролировать их выполнение. Без этих, на
первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми
психологических умений обучение невозможно.
1. Мотивационная готовность.
Содержание этого компонента состоит в наличии у ребенка в качестве
доминирующего учебного мотива, наличие потребности в приобретении
знаний. Значение этого компонента настолько велико, что даже при наличии у
ребенка необходимого запаса знаний и умений, достаточного уровня
умственного развития, ему будет трудно в школе. Ребенок, психологический
готовый к учению, должен положительно относиться к школе, хотеть учиться.
Их могут привлекать как внешние стороны школьной жизни (приобретение
школьной формы, письменных принадлежностей, днем спать не надо), так и
главное — учение как основная деятельность («Хочу научиться писать»,
«Буду решать задачи»). Отсутствие желания идти в школу у 6–7летнего
ребенка свидетельствует о том, что он еще «психологический дошкольник».
Такие дети учатся неровно, задания выполняют небрежно, наспех и поэтому
им трудно достичь высоких результатов в учении.
2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент, прежде всего, связывают со степенью развития
мыслительной деятельности ребенка.
Главное, что характеризует интеллектуальную готовность, — это
умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
Конечно, нельзя недооценивать при этом и значение имеющихся у ребенка
знаний об окружающем, о природе, людях, самом себе. «Пустая голова не
рассуждает. Чем больше знаний имеет голова, тем больше способна она к
рассуждению» (П. П. Блонский). Раньше, да нередко и теперь, высказывается
мнение, что чем больше ребенок усвоил различных знаний, чем больше у него
словарный запас, тем он лучше развит. Такой подход ошибочен. За
имеющимися знаниями должна стоять в первую очередь работа мышления, а
не памяти, понимания, осмысления их, а не механического заучивания.
Выявляя только лишь запас знаний ребенка, мы ничего не можем сказать о
пути их приобретения и не можем оценить уровень развития мышления
ребенка, играющего чрезвычайно важную роль в учебной деятельности.
Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к плохому
пониманию учебного материала, затрудненности формирования навыков
письма, чтения и счета, то есть того, что составляет основное содержание
начальной ступени школьного обучения.
3. Волевая готовность.
Значение этого компонента в учебной деятельности велико. Ребенка
ждет напряженный умственный труд, он должен будет делать не только то,
что ему хочется и интересно в данный момент, а то, что от него потребует
учитель, школьный режим, независимо от сиюминутных желаний и
потребностей ребенка. Нужно уметь подчинять свое поведение правилам,
принятым в школе: как вести себя на уроке, на перемене, в отношениях с
одноклассниками и учителем. Кроме того, ребенок должен уметь управлять
своими процессами внимания, произвольного запоминания, целенаправленно
управлять мыслительными процессами. 4. Характер социального развития ребенка.
Процесс обучения всегда осуществляется при непосредственном
участии взрослого и под его руководством. Основным источником знаний и
умений является учитель. Способность ребенка слышать, понимать учителя,
выполнять его задания является необходимой для обучения в школе. В связи с
этим очень важно учитывать предпочитаемый ребенком стиль общения со
взрослым как часть его общей готовности к школьному обучению.
Предпочитаемый стиль общения ребенка со взрослым определяется по
тому, что ребенку больше нравится делать вместе со взрослым: играть в
игрушки, читать книги или просто разговаривать. Как было установлено в
психологическом исследовании (Е. О. Смирнова), дети, предпочитающие
играть со взрослым, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются
на посторонние раздражители; они, как правило, не выполняют задания
учителя, а заменяют их своими собственными, поэтому успешность обучения
таких детей крайне низкая.
На обучаемость, или на темп продвижения, оказывают влияние многие
особенности психики учащихся — внимание, память, волевые качества и др.
Но поскольку обучаемость в определенной степени является характеристикой
умственных способностей, в ее содержание, прежде всего, входят
особенности мышления, определяющие степень ее продуктивности.
Именно они обусловливают такие индивидуальнотипические
особенности мышления школьников, как:
1) глубина или поверхностность мышления;
2) гибкость или инертность мышления;
3) устойчивость или неустойчивость мышления;
4) осознанность (адекватный практическим действиям словесный отчет
о ходе решения проблемы, обеспечивающий возможность учиться на своих
ошибках).
Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.