Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
математика
5 кл—9 кл
25.11.2018
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися.
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.docx
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
У школьников умственное развитие играет существенную роль,
поскольку от него зависит успешность учебной деятельности. А успешность
учебной деятельности отражается на всех сторонах личности –
эмоциональной,
В
определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания
характерологической.
мотивационной,
волевой,
мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в
целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным
влиянием – обучения и воспитания.
В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить
сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих
внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями:
целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;
предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом
формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества
мыслительной деятельности.
Следующим фактором, влияющим на успешность школьного обучения,
обуславливающим ряд школьных трудностей, является психологическая
готовность к школьному обучению. Готовность к школьному обучению
означает достижение определенного уровня развития познавательных
возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей,
интересов, мотивов.
Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в
наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее
необходимым условием является сформированность у него психологических
предпосылок учебной деятельности. Психологическое обследование выявило, что значительная часть
слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью
нервной системы, инертностью нервных процессов. На уроке чаще возникают
ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим
нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со
слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном
положении и чаще встречаются среди неуспевающих.
Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими
насколько сформированы
природными чертами субъекта,
индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как
а тем,
требования учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям
типологических свойств учащихся. Так, недостаточная сосредоточенность и
отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может
компенсироваться усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее
выполнения, их быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе .
Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в
педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная
неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического
характера: семейнобытовые условия, педагогическая запущенность, уровень
недостатки в
образования родителей,
так и психологического:
индивидуально
познавательной,
психологические особенности учащихся, несформированность анализа и
потребностномотивационной сферах,
синтеза.
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя
по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный
способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с
ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала.
При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с
несколькими отстающими учащимися. Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно
объединить в три группы:
недостатки познавательной деятельности учащихся;
недостатки развития мотивационной сферы детей;
недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.
Анализируя причины первой группы, я рассматривала те случаи, когда
школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные
предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно
сказать, что такие дети не умеют по – настоящему учиться. Учебная
деятельность, как и всякая другая, требует владения определёнными
навыками и приёмами. К числу наиболее распространённых неправильных и
малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без
предварительной логической обработки материала, выполнение различных
упражнений без предварительного усвоения.
Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер,
влияющих на обучение: познавательная, мотивационная, эмоционально
волевая.
В познавательной сфере причинами неуспеваемости может быть
недостаточная сформированность у учеников определённых качеств
познавательных процессов:
низкий уровень развития памяти (зрительной,
слуховой,
кинестетической), которая лежит в основе обучения;
недостаточная организация самостоятельной активной работы
мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения
полученных знаний на практике;
недостаточный уровень развития свойств внимания, в основном
распределения и переключения;
построение программы обучения без учета активного канала
восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) у учеников. Основными причинами школьной неуспеваемости, обусловленными
эмоциональноволевой сферой, могут быть:
высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся
поведению и снижению результативности учебной деятельности;
на успехи ребёнка в школе влияет и самооценка. Низкий уровень
самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в
отношении с одноклассниками и учителями.
Отрицательно сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и
отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность,
организованность. Однако, по мнению В.А. Ганзена, формирование волевых
качеств может быть осуществлено лишь при положительном отношении
ребёнка к школе.
Неуспеваемость школьников может быть связана и с низкой мотивацией
обучения. По мнению А.Л. Сиротюк, учитель должен ставить перед собой
задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха,
которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими
аспектами индивидуальности ребёнка.
Социальные причины неуспеваемости, В.М. Астапов считает, что
неуспеваемость в большинстве случаев связана не с нарушением
познавательной деятельности, а, прежде всего с неподготовленностью детей в
школе, которая при невысоком уровне учебновоспитательного процесса
может привести к педагогической запущенности. Часто причиной
неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье,
отсутствие, как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых,
конфликты в семье, отсутствие режима.
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.