Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Оценка 4.7

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
математика
5 кл—9 кл
25.11.2018
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися.
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость.docx
Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость У   школьников   умственное   развитие   играет   существенную   роль, поскольку от него зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной   деятельности   отражается   на   всех   сторонах   личности   – эмоциональной,   В определенной   мере   оно   имеет   место   вследствие   естественного   созревания   характерологической.   мотивационной,   волевой, мозга,   что   является   обязательной   предпосылкой   психического   развития   в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием – обучения и воспитания. В   процессе   школьного   обучения   ребенку   нужно   не   просто   сообщить сумму   знаний,   но   и   сформировать   у   него   систему   знаний,   образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями: ­ целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся; ­   предлагать   для   усвоения   систему   знаний,   составленную   с   учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности. Следующим фактором, влияющим на успешность школьного обучения, обуславливающим   ряд   школьных   трудностей,   является   психологическая готовность   к   школьному   обучению.   Готовность   к   школьному   обучению означает   достижение   определенного   уровня   развития   познавательных возможностей,   личностных   качеств,   общественно   значимых   потребностей, интересов, мотивов. Психологическая   готовность   к   школьному   обучению   не   состоит   в наличии   у   ребенка   учебных   умений   письма,   чтения   и   счета.   Но   ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности. Психологическое   обследование   выявило,   что   значительная   часть слабоуспевающих   и   неуспевающих   школьников   характеризуется   слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. На уроке чаще возникают ситуации,   более   благоприятные   для   сильных   и   подвижных   по   своим нейродинамическим   особенностям   учащихся.   По   этой   причине   ученики   со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Успех   или   неуспех   в   учении   может   быть   объяснен   не   самими   насколько   сформированы природными   чертами   субъекта, индивидуальные   приемы   и   способы   действий,   соответствующие   как   а   тем, требования   учебного   процесса,   так   и   индивидуальным   проявлениям типологических свойств учащихся. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость   внимания   учащихся   со   слабой   нервной   системой   может компенсироваться усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе .  Проблема   школьной   неуспеваемости   –   одна   из   центральных   в педагогике   и   педагогической   психологии.   Выявлено,   что   школьная неуспеваемость   может   быть   следствием   причин   как   непсихологического характера:  семейно­бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень   недостатки   в образования   родителей,   так   и   психологического:   индивидуально познавательной, психологические   особенности   учащихся,   несформированность   анализа   и   потребностно­мотивационной   сферах, синтеза.  Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При   этом   чаще   всего   такие   дополнительные   занятия   проводятся   сразу   с несколькими отстающими учащимися. Психологические   причины   лежащие   в   основе   неуспеваемости,  можно объединить в три группы: ­ недостатки познавательной деятельности учащихся; ­ недостатки развития мотивационной сферы детей; ­ недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся. Анализируя причины первой группы, я рассматривала те случаи, когда школьник   плохо   понимает,   не   способен   усваивать   качественно   школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Можно сказать,   что   такие   дети   не   умеют   по   –   настоящему   учиться.   Учебная деятельность,   как   и   всякая   другая,   требует   владения   определёнными навыками и приёмами. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести: заучивание без предварительной   логической   обработки   материала,   выполнение   различных упражнений без предварительного усвоения. Среди   психологических   факторов   можно   выделить   несколько   сфер, влияющих   на   обучение:   познавательная,   мотивационная,   эмоционально­ волевая. В   познавательной   сфере   причинами   неуспеваемости   может   быть недостаточная   сформированность   у   учеников   определённых   качеств познавательных процессов: ­   низкий   уровень   развития   памяти   (зрительной,   слуховой, кинестетической), которая лежит в основе обучения; ­   недостаточная   организация   самостоятельной   активной   работы мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения полученных знаний на практике; ­   недостаточный   уровень   развития   свойств   внимания,   в   основном распределения и переключения; ­   построение   программы   обучения   без   учета   активного   канала восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) у учеников. Основными   причинами   школьной   неуспеваемости,   обусловленными эмоционально­волевой сферой, могут быть: ­   высокая   тревожность,   которая   приводит   к   отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности; ­   на   успехи   ребёнка   в   школе   влияет   и   самооценка.   Низкий   уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями.  Отрицательно   сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность. Однако, по мнению В.А. Ганзена, формирование волевых качеств   может   быть   осуществлено   лишь   при   положительном   отношении ребёнка к школе. Неуспеваемость школьников может быть связана и с низкой мотивацией обучения. По мнению А.Л. Сиротюк, учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. Социальные   причины   неуспеваемости,   В.М.   Астапов   считает,   что неуспеваемость   в   большинстве   случаев   связана   не   с   нарушением познавательной деятельности, а, прежде всего с неподготовленностью детей в школе,   которая   при   невысоком   уровне   учебно­воспитательного   процесса может   привести   к   педагогической   запущенности.   Часто   причиной неуспеваемости   являются   неблагоприятные   условия   жизни   в   семье, отсутствие,   как   контроля,   так   и   помощи   в   учебе   со   стороны   взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость

Психологические факторы и их влияние на школьную успеваемость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018