Психологические факторы развития школьников.
Оценка 5

Психологические факторы развития школьников.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
математика
5 кл—9 кл
25.11.2018
Психологические факторы развития школьников.
Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности. К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение.
Психологические факторы развития школьников.docx
Психологические факторы развития школьников Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной   степени   предопределяющих   трудности   школьника   в   учении, является   уровень   умственного   развития   детей.   Определенные   трудности   в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития. Умственное   развитие   рассматривается   как   одна   из   сторон   общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную  роль,  поскольку   от  него  порой  зависит  успешность  учебной деятельности.   А   успешность   учебной   деятельности   отражается   на   всех сторонах   личности   –   эмоциональной,   волевой,   мотивационной, характерологической.   Под   влиянием   чего   осуществляется   умственное развитие? В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания   мозга,   что   является   обязательной   предпосылкой   психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием – обучения и воспитания. Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня   развития   познавательных   возможностей,   личностных   качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов. Главным условием формирования психологической готовности к школе является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребенка в игре. Именно   в   игре,   как   известно,   формируются   все   познавательные   процессы ребенка,   умение   произвольно   управлять   своим   поведением,   подчиняясь заданным   игровыми   ролями   правилам,   формируются   все   психологические новообразования   дошкольного   периода   развития   и   закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития. Однако в   жизни,   особенно   в   последние   годы   складывается   тревожная   ситуация психологической неготовности немалого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого негативного явления выступает тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют. Так, развитая   форма   игры   имеет   место   лишь   у   18%   детей   подготовительной группы детского сада, а 36% детей подготовительной группы не умеют играть вообще. Это искажает нормальный путь психического развития и негативно отражается на формировании готовности детей к обучению в школе.  Психологическая   готовность   к   школьному   обучению   не   состоит   в наличии   у   ребенка   учебных   умений   письма,   чтения   и   счета.   Но   ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности. К   числу   таких   предпосылок   относятся   умение   анализировать   и копировать   образец,   умение   выполнять   задания   по   словесному   указанию взрослого,   умение   слушать   и   слышать,   умение   подчинять   свои   действия заданной системе требований и контролировать их выполнение. Учебная   деятельность   не   предъявляет   специальных   требований   к природным   особенностям   ученика,   врожденной   организации   его   высшей нервной деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности   определяют   лишь   пути   и   способы   работы,   особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам  –  это   различия  не  по   уровню   возможностей   психики,  а  по своеобразию их проявлений. Природной   основой   темперамента   являются   типы   высшей   нервной деятельности.   К   таким   свойствам   относятся   сила­слабость,   подвижность­ инертность, уравновешенность­неуравновешенность нервных процессов. Не   обуславливая   уровень   конечного   результата   обучения, психологические особенности темперамента в определенной степени могут затруднять   процесс   обучения.   Вот   почему   важно   учитывать   особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Успех   или   неуспех   в   учении   может   быть   объяснен   не   самими   насколько   сформированы природными   чертами   субъекта,   а   тем, индивидуальные   приемы   и   способы   действий,   соответствующие   как требования   учебного   процесса,   так   и   индивидуальным   проявлениям типологических   свойств   учащихся.   Немалое   значение   здесь   приобретают особенности   организации   учебного   процесса,   степень   сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности. Так,   недостаточная   сосредоточенность   и   отвлекаемость   внимания учащихся   со   слабой   нервной   системой   может   компенсироваться   усилием самоконтроля   и   самопроверкой   работы   после   ее   выполнения,   их   быстрая утомляемость – частыми перерывами в работе . Важную роль в преодолении процессуальных   трудностей   в   учебном   процессе   у   школьников   со   слабой нервной   системой   и   инертными   нервными   процессами   играет   учитель, которому   необходимо   знать   и   владеть   ситуациями,   затрудняющими   или облегчающими учебную деятельность школьника. Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой:. ­   могут   работать   в   ситуации,   требующей   монотонной   работы   по алгоритму или шаблону; ­   любят   работать   обстоятельно,   последовательно,   планомерно,   по расписанным этапам работы; ­   планируют   предстоящую   деятельность,   составляют   планы   в письменной форме; ­ предпочитают использовать опоры, наглядные изображения ( графики, схемы, таблицы); ­   склонны   к   тщательному   контролю   заданий   и   проверке   полученных результатов. Затрудняющие ситуации: ­   длительная,   напряженная   работа   (быстро   устает,   теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает); ­   работа,   сопровождающаяся   эмоциональным   напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени); ­ высокий темп постановки вопросов; ­ работа в ситуации, требующей отвлечения; ­   работа   в   ситуации,   требующей   распределения   внимания   и   его переключения; ­   ситуация,   в   которой   необходимо   усвоить   большой   по   объему   и разнообразию содержания материал. Современный   взгляд   на   содержание   и   пути   умственного   развития школьников тесно связан с теоретическими представлениями о когнитивных структурах,   с   помощью   которых   человек   извлекает   информацию   из окружающей среды, осуществляет анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений. Чем больше они развиты, тем больше возможности получения,   анализа   и   синтеза   информации,   тем   больше   видит   и   понимает человек в окружающем его мире и в самом себе. В связи с этим представлением главной задачей школьного обучения должно быть призвано формирование структурно организованных и хорошо   являющихся внутренне   расчлененных   когнитивных   структур, психологической   базой   приобретаемых   знаний.   Только   такая   база   может обеспечить   гибкость   и   подвижность   мышления,   возможность   мысленного сопоставления   разных   объектов   в   самых   разных   отношениях   и   аспектах, другими   словами,   приобретенные   знания   будут   не   формальными,   а действенными,   дающими   возможность   широкого   и   разностороннего оперирования ими. Поэтому в процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих   внутренне   упорядоченную   структуру.   Добиться   этого   можно двумя путями: ­ целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся; ­   предлагать   для   усвоения   систему   знаний,   составленную   с   учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности. Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие   не   всегда   однозначно   определяет   школьные   успехи   или   неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, размывая влияние фактора   умственного   развития.   Другими   словами,   прямая   связь   между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития – только один из них.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.

Психологические факторы развития школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018