Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
биология
9 кл
01.05.2019
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. В то же время в современной школе идет процесс интеграции деятельности классного руководителя и педагога-психолога для повышения эффективности воспитательной работы в школе. С этой целью проводят анализ стадии развития коллектива, исходя из результатов исследования деловых и личностных взаимоотношений в классном коллективе.
В настоящее время у школьников высок интерес к работе психолога и многие учащиеся 9-х классов во время профориентации выбирают в перспективе обучение данной профессии. В связи с этим, в 2018-2019 учебном году под моим руководством несколько учащихся МОУ Сынковская СОШ выполнили проектную деятельность в форме исследовательского проекта по психологии. После проведения мной анкетирования учащихся соответствующих классов и шифрования их данных, дальнейшую работу по составлению психологической характеристики классов проводили учащиеся 9 класса под моим руководством при консультации педагога-психолога МОУ Сынковская СОШ.
Один из таких проектов предлагаю в данной статье.
8 б.docx
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ
как проектная деятельность учащихся
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО)
предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс
основной школы предметного или метапредметного характера.
Проект – это особый вид исследовательской работы, отличительными
особенностями которой являются самостоятельный поиск информации по теме, ее
творческое преобразование и получение чегото нового. Этот метод обучения дает
возможность раскрыть автору свои творческие способности, проявить себя
индивидуально. Работа над проектом подразумевает его презентацию и защиту.
Проекты бывают следующих типов:
• Практическоориетированный (прикладной). Проект нацелен на решение
конкретных задач, может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Эти
проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат
деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных
результатов исследования; программа действий, рекомендации.
• Исследовательский проект. Такой вид напоминает научные исследования.
• Информационный. Проект направлен на сбор информации и предоставление ее
общественности. Итог доклад с презентацией (820 слайдов)
• Творческий. Проектным продуктом будет плакат, видеофильм, театрализованное
представление, спортивная игра.
• Ролевой. Результатом будет, к примеру, судебное заседание.
В то же время в современной школе идет процесс интеграции деятельности
классного руководителя и педагогапсихолога для повышения эффективности
воспитательной работы в школе. С этой целью проводят анализ стадии развития
коллектива, исходя из результатов исследования деловых и личностных
взаимоотношений в классном коллективе.
В настоящее время у школьников высок интерес к работе психолога и многие
учащиеся 9х классов во время профориентации выбирают в перспективе обучение
данной профессии. В связи с этим, в 20182019 учебном году под моим руководством несколько учащихся МОУ Сынковская СОШ выполнили проектную
деятельность в форме исследовательского проекта по психологии. После проведения
мной анкетирования учащихся соответствующих классов и шифрования их данных,
дальнейшую работу по составлению психологической характеристики классов
проводили учащиеся 9 класса под моим руководством при консультации педагога
психолога МОУ Сынковская СОШ.
Один из таких проектов предлагаю в данной статье.
Автор исследовательской работы: Пак Давид Вячеславович
Руководитель проекта: Баусина Виталия Львовна.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сынковская средняя обще
образовательная школа.
Данная исследовательская работа по психологии на тему «Психологическая
характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящена исследованию
психологического климата деловых и личностных взаимоотношений в 8 «Б» классе
МОУ Сынковская СОШ в 20182019 учебном году
Исследования проведены в 8 «Б» классе в конце третьей четверти 20182019
учебного года.
Представленный индивидуальный исследовательский проект по психологии
«Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящен
изучению деловых и личностных взаимоотношений в 8 «Б» классе МОУ Сынковская
СОШ в 20182019 учебном году.
В процессе исследовательской работы по психологии «Психологическая харак
теристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» проведена оценка деловых и лич
ностных взаимоотношений среди учащихся класса к концу третьей четверти в 2018
2019 учебном году:
проанализирована научная литература по прикладной социометрии и методи
кам исследования деловых и личностных взаимоотношений, социометрическим оп
росам;
2 исследованы деловые и личностные взаимоотношения учащихся 8 «Б» класса
МОУ Сынковская СОШ в 20182019 учебном году
проведен социометрический тест
В рамках исследования и эксперимента собраны данные о состоянии деловых и
личностных взаимоотношений среди учащихся 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ,
проведен анализ полученного результата.
Материалы данного проекта по психологии «Психологическая характеристика
8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» можно использовать во внеурочной работе
классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным
психологом.
Введение
Оглавление
1. Обзор литературы
1.1. Межличностные отношения
1.1.1. Что такое межличностные отношения
1.1.2. Основа межличностных отношений
1.2. Деловые и личные взаимоотношения
1.3. Методы исследования межличностных отношений
2. Методика исследования и результаты наблюдений
2.1. Материалы и методы исследования
2.2. Результаты наблюдений
2.2.1. Изучение деловых взаимоотношений учащихся 8 «Б» класса
2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся 8 «Б» класса
2.3. Обсуждение результатов исследований
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение
3 Введение
В коллективе как определяющие выступают те взаимоотношения людей,
которых объединяет общая цель, задача ценность совместной деятельности, то есть
ее реальным общественным и личностнозначимым содержанием. В малой группе
определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее
членами.
При проведении исследования для выяснения личностных и деловых отношений
в 8 «Б» классе мы использовали методику Дж. Морено как самую доступную для
выявления взаимоотношений в группе. Исследования были проведены в конце
третьей четверти 20182019 учебного года.
Объект исследования: учащиеся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
Предмет исследования: развитие классного коллектива
Цель исследования: опытным путём установить характер деловых и личност
ных взаимоотношений учащихся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»
Задачи исследования:
1. Узнать из литературных источников о уровне межличностных отношениях.
2. Освоить методику построения Социограммы .
3. В ходе эксперимента собрать данные о личностных и деловых взаимоотношениях
учащихся 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ и изучить их особенности.
4. Оценить полученный результат.
Гипотеза: Коллектив 8 «Б» находится в промежутке между усилением влияния
актива и стадией расцвета, так как стадия развития коллектива зависит от
межличностных отношений внутри класса.
4 Методы исследования:
1. Изучение и анализ соответствующей литературы
2. Эксперимент
3. Наблюдение
4. Обобщение
Новизна исследовательской работы: исследование деловых и личностных
взаимоотношений учащихся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ» в конце третьей чет
верти 20182019 учебного года
Практическая значимость работы: экспериментальным путем выявлена ста
дия развития коллектива 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 20182019 учебном
году, определены деловые и личностные взаимоотношения.
1.Обзор литературы
1.1. Межличностные отношения
1.1.1. Что такое межличностные отношения
Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека
и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения –
это система установок ожиданий и ориентаций членов определенной группы
относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и
базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах. [1]
1.1.2. Основа межличностных отношений
Основа межличностных отношений – это усилия партнеров, которые направ
ленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и
приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отноше
ний, благодаря которой происходит непосредственное общение.
5 Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему тради
ционных общепринятых шаблонов поведения, которые не только структурируют
общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партне
рами. В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную
роль, которая влечет за собой четко определенный статус – ряд устойчивых прав и
обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит не
сознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают
подстраиваться друг под друга. Таким образом, суть явления межличностных от
ношений – взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном кон
такте между собой. [2]
1.2. Деловые и личные взаимоотношения
Деловые отношения – это такие отношения, общение в которых определяется
строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства.
Деловые отношения строго направлены на результат, главной их мотивацией
выступает не сам процесс общения, а конечная цель. Вступая в деловые отношения,
человек руководствуется в первую очередь внутренней и внешней дисциплиной,
которую может выработать только взрослый сформировавшийся человек. Поэтому
дети не вступают в деловые отношения, даже взаимоотношения ребенка и учителя в
начальной и средней школе представляют собой личные отношения. Если партнеры
установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут
трансформироваться в личные.
Личные отношения – это отношения между близкими людьми, они лишенные
оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это
бывает в деловых отношениях. Личные отношения – это отношения между родите
лями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами. [3]
1.3. Методы изучения межличностных отношений
6 Метод социометрических измерений Дж. Морено
Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено
предложил метод социометрии,
который эффективно используется в
психодиагностике для изучения социальнопсихологического климата в трудовых и
учебных коллективах. Термин «социометрия» означает измерение межличностных
взаимодействий в группе. Как метод социометрия представляет собой систему
технических средств и процедур для метрического и качественного анализа
социальноэмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он
работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет
первичную социальнопсихологическую структуру, характеристики которой во
многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное
состояние человека.
Целью социометрической процедуры может быть:
а) измерение степени сплоченности—разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета
членов группы по признакам симпатии—антипатии, где на крайних полюсах
оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе
которых могут быть свои неформальные лидеры. [4]
2. Методика исследования и результаты наблюдений
2.1. Материалы и методы исследования
Исследования проведены в 8 «Б» классе в середине третьей четверти 20182019
учебного года. Нами собраны данные о состоянии личностных и деловых
взаимоотношений в коллективе. Нами был проведён тест Дж. Морена (описан в
пункте 1.3.) и сделан анализ полученных результатов.
7 Сплоченность коллектива общее стремление всех участников коллектива или
группы к взаимному сотрудничеству. При исследовании используется формула для
вычисления сплоченности группы:
число пар со взаимным выбором
N взаим.
С гр = =
N (N2)/2
общее число возможных пар
Сплоченность коллектива рассматривают как стремление членов коллектива
или группы к взаимному сотрудничеству.
2.2. Результаты наблюдений
2.2.1. Изучение деловых взаимоотношений учащихся 8 «Б» класса
Коллектив сформирован в 2011 г. Время существования классного коллектива–
8 лет. Первая смена классного руководителя была проведена, когда учащиеся
переходили в среднее звено.
Исследование проводилось по методу Дж. Морено, были получены следующие
результаты:
∙ «Звезды» – 2 ученика (14,28%)
∙ «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%)
∙ «Изолированные» – 9 учеников (64,26%)
Деловые взаимоотношения в коллективе 8 «Б» класса отражены в социограмме № 1.
1. Дифференцированная социограмма 8 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ
20182019 учебный год. Деловые взаимоотношения
8 Как видно из социограммы, ученики 8 Б класса больше всего доверяют девочке
№ 3 и № 10. Учащиеся № 13 и № 12 отказались участвовать в опросе. Учащиеся № 1,
№ 5, № 6 выбрали всего одного или двух человек, сославшись на отсутствие
авторитетов в классе. Взаимные пары замечены только среди части девочек.
По формуле можно рассчитать что здесь индекс сплоченности группы равна 0,35
(35%). В этом примере группу можно считать частично сплоченной ( индекс
сплоченности равен 0,35 или 35% ), что является поводом для поиска внутри группы
возможных микрогруппировок при помощи построения дополнительной матрицы
взаимных выборов.
2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся 8 «Б» класса
В результате исследования проведенного по методу Дж. Морено, были
получены следующие результаты:
∙ «Звезды» – 4 ученика (28,56%)
∙ «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%)
∙ «Принятые» – 6 учеников (42,84%)
∙ «Изолированные» – 1 ученик (7,14%)
9 Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками
отражены в социограмме № 2.
2. Дифференцированная социограмма 8 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ
20182019 учебный год. Личностные взаимоотношения
Социограмма отражает взаимоотношения центральных личностей класса с их
предпочтениями в общении с остальными членами коллектива. Наиболее
популярными оказались мальчик № 5 и девочки № 10, № 12, № 8. На вопрос не
захотел отвечать № 6, но он относиться к числу предпочитаемых. Девочки № 10, №
3, № 8, № 11 и № 12 выбрали друг друга. В изолированно среде находиться один
человек № 14. Индекс сплоченности группы (Сгр) равен 0,71 (71%).
2.3. Обсуждение результатов исследований
Исследования показали, что в 8 Б классе предпочтения в деловых
взаимоотношениях сильно отличаются от личностных. Как показывает социограмма
деловых взаимоотношений, в изолированную зону попало девять учеников (64,26%).
В личностных взаимоотношениях в изоляции оказался один ученик (7,14%). Также
10 обстоят дела и с категорией звезд класса: в деловых взаимоотношениях два
человека (14,28), в личностных четыре (28,56). Однако по типу обоюдного выбора
девочек в обеих социограммах прослеживается и общие черты. В 8 «Б» классе на
деловом уровне ученики предпочитают определённых людей, при этом в личностных
отношениях их выбор разнообразнее. Из социограмммы видно, что ученица под № 10
в деловых и личностных отношениях имеет популярность.
Также высок индекс сплоченности группы (0,71). В коллективе сложилась
система самоуправления.
Исходя из наших исследований, можно сделать вывод:
предпочтения в деловых взаимоотношениях сильно отличаются от
Выводы
предпочтений в личностных взаимоотношениях,
выявлен неформальный лидер коллектива как в деловых, так и в личностных
взаимоотношениях (девочка № 10),
коллектив 8 «Б» класса сплоченный (0,71), находится в промежутке между
усилением влияния актива и стадией расцвета.
Заключение
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках био
логии в 89 классах, в работе классного руководителя и при проведении внеурочной
деятельности со школьным психологом.
Библиография:
1.http://www.nado5.ru/ebook/harakteristikamezhlichnostnyhotnoshenij
otnoshenijadelovyeilichnye
2.https://psychologist.tips/3834mezhlichnostnyeotnosheniyapsihologiya
mezhlichnostnyhotnoshenij.html
3. https://studfiles.net/preview/5132808/page:8
4. https://www.ereading.mobi
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Межличностные_отношения
11
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.