Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Оценка 4.9

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
биология
9 кл
01.05.2019
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. В то же время в современной школе идет процесс интеграции деятельности классного руководителя и педагога-психолога для повышения эффективности воспитательной работы в школе. С этой целью проводят анализ стадии развития коллектива, исходя из результатов исследования деловых и личностных взаимоотношений в классном коллективе. В настоящее время у школьников высок интерес к работе психолога и многие учащиеся 9-х классов во время профориентации выбирают в перспективе обучение данной профессии. В связи с этим, в 2018-2019 учебном году под моим руководством несколько учащихся МОУ Сынковская СОШ выполнили проектную деятельность в форме исследовательского проекта по психологии. После проведения мной анкетирования учащихся соответствующих классов и шифрования их данных, дальнейшую работу по составлению психологической характеристики классов проводили учащиеся 9 класса под моим руководством при консультации педагога-психолога МОУ Сынковская СОШ. Один из таких проектов предлагаю в данной статье.
8 б.docx
Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС ООО)   предполагает  обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс  основной школы предметного или метапредметного характера.  Проект – это особый вид исследовательской работы, отличительными  особенностями которой являются самостоятельный поиск информации по теме, ее  творческое преобразование и получение чего­то нового. Этот метод обучения дает  возможность раскрыть автору свои творческие способности, проявить себя  индивидуально.  Работа над проектом подразумевает его презентацию и защиту. Проекты бывают следующих типов: • Практическо­ориетированный (прикладной). Проект нацелен на решение  конкретных задач, может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат  деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных  результатов исследования; программа действий, рекомендации. • Исследовательский проект. Такой вид напоминает научные исследования. • Информационный. Проект направлен на сбор информации и предоставление ее  общественности. Итог ­ доклад с презентацией (8­20 слайдов) • Творческий. Проектным продуктом будет плакат, видеофильм, театрализованное  представление, спортивная игра. • Ролевой. Результатом будет, к примеру, судебное заседание. В то же время в современной школе идет процесс интеграции деятельности  классного руководителя и педагога­психолога для повышения эффективности  воспитательной работы в школе. С этой целью проводят анализ стадии развития  коллектива, исходя из результатов исследования деловых и личностных  взаимоотношений в классном коллективе.  В настоящее время у школьников высок интерес к работе психолога и многие  учащиеся 9­х классов во время профориентации выбирают в перспективе обучение  данной профессии. В связи с этим, в 2018­2019 учебном году под моим руководством несколько учащихся МОУ Сынковская СОШ выполнили проектную  деятельность в форме исследовательского проекта по психологии. После проведения мной анкетирования учащихся соответствующих классов и шифрования их данных,  дальнейшую работу по составлению психологической характеристики классов  проводили учащиеся 9 класса под моим руководством при консультации педагога­ психолога МОУ Сынковская СОШ. Один из таких проектов предлагаю в данной статье.   Автор исследовательской работы: Пак Давид Вячеславович Руководитель проекта: Баусина Виталия Львовна. Муниципальное   общеобразовательное учреждение Сынковская средняя обще­ образовательная школа. Данная   исследовательская   работа   по   психологии   на   тему   «Психологическая характеристика   8   «Б»   класса   МОУ   Сынковская   СОШ»   посвящена   исследованию психологического климата деловых и личностных взаимоотношений в 8 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018­2019 учебном году   Исследования проведены в 8 «Б» классе в конце третьей четверти 2018­2019 учебного года.  Представленный   индивидуальный   исследовательский   проект   по   психологии «Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» посвящен изучению деловых и личностных взаимоотношений  в 8 «Б» классе МОУ Сынковская СОШ в 2018­2019 учебном году. В процессе исследовательской работы по психологии «Психологическая харак­ теристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» проведена оценка деловых и лич­ ностных взаимоотношений среди учащихся класса к концу третьей четверти в 2018­ 2019 учебном году:  ­ проанализирована научная литература по прикладной социометрии  и методи­ кам  исследования деловых и личностных взаимоотношений, социометрическим оп­ росам; 2 ­ исследованы деловые и личностные взаимоотношения учащихся 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018­2019 учебном году   ­ проведен социометрический тест  В рамках исследования и эксперимента собраны данные о состоянии деловых и личностных взаимоотношений среди учащихся 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ, проведен анализ полученного результата.  Материалы данного проекта по психологии «Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ» можно использовать во внеурочной  работе классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.  Введение Оглавление  1. Обзор литературы 1.1. Межличностные отношения  1.1.1. Что такое межличностные отношения 1.1.2. Основа межличностных отношений   1.2. Деловые и личные взаимоотношения  1.3. Методы исследования межличностных отношений  2. Методика исследования и результаты наблюдений 2.1. Материалы и методы исследования 2.2. Результаты наблюдений 2.2.1. Изучение деловых взаимоотношений учащихся  8 «Б» класса  2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся  8 «Б» класса  2.3. Обсуждение результатов исследований  Выводы  Заключение Библиография Приложение 3 Введение В   коллективе   как   определяющие   выступают   те   взаимоотношения   людей, которых объединяет общая цель, задача ценность совместной деятельности, то есть ее   реальным   общественным   и   личностно­значимым   содержанием. В   малой   группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами.  При проведении исследования для выяснения личностных и деловых отношений в 8 «Б» классе мы использовали методику Дж. Морено   как самую доступную для выявления   взаимоотношений   в   группе.   Исследования   были   проведены   в   конце третьей четверти 2018­2019 учебного года.  Объект исследования: учащиеся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ»  Предмет исследования: развитие классного коллектива               Цель исследования: опытным путём установить характер деловых и личност­ ных взаимоотношений учащихся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ» Задачи исследования:   1. Узнать из литературных источников о уровне межличностных отношениях.   2.  Освоить методику построения Социограммы .   3. В ходе эксперимента собрать данные о личностных и деловых взаимоотношениях учащихся 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ и изучить их особенности.   4. Оценить полученный результат.  Гипотеза: Коллектив 8 «Б» находится в промежутке между усилением влияния актива   и   стадией   расцвета,  так   как   стадия   развития   коллектива   зависит   от межличностных отношений внутри класса. 4 Методы исследования:  1. Изучение и анализ соответствующей литературы  2. Эксперимент  3. Наблюдение  4. Обобщение  Новизна   исследовательской   работы:   исследование   деловых   и   личностных взаимоотношений учащихся 8 «Б» «МОУ Сынковская СОШ» в конце третьей чет­ верти 2018­2019 учебного года Практическая значимость работы: экспериментальным путем выявлена ста­ дия развития коллектива 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ в 2018­2019 учебном году, определены деловые и личностные взаимоотношения. 1.Обзор литературы 1.1. Межличностные отношения 1.1.1. Что такое межличностные отношения Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения – это   система   установок   ожиданий   и   ориентаций   членов   определенной   группы относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах. [1] 1.1.2. Основа межличностных отношений Основа межличностных  отношений – это усилия партнеров, которые  направ­ ленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отноше­ ний, благодаря которой происходит непосредственное общение. 5 Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему тради­ ционных   общепринятых   шаблонов   поведения,   которые   не   только   структурируют общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партне­ рами. В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную роль, которая влечет за собой четко определенный статус – ряд устойчивых прав и обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит не­ сознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают подстраиваться друг под друга. Таким образом, суть явления   межличностных от­ ношений – взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном кон­ такте между собой. [2] 1.2. Деловые и личные взаимоотношения Деловые   отношения  –   это   такие   отношения,   общение   в   которых   определяется строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства. Деловые   отношения  строго  направлены  на  результат, главной  их  мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель. Вступая в деловые отношения, человек   руководствуется   в   первую   очередь   внутренней   и   внешней   дисциплиной, которую может выработать только взрослый  сформировавшийся человек. Поэтому дети не вступают в деловые отношения, даже  взаимоотношения ребенка и учителя в начальной и средней школе представляют  собой личные отношения. Если партнеры установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут трансформироваться в личные.  Личные отношения – это отношения между близкими людьми, они лишенные оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это бывает в деловых отношениях. Личные отношения – это отношения между родите­ лями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами. [3] 1.3. Методы изучения межличностных отношений 6 Метод социометрических измерений Дж. Морено Известный   американский   психиатр   и   социальный   психолог   Дж.   Морено предложил   метод   социометрии,   который   эффективно   используется   в психодиагностике для изучения социально­психологического климата в трудовых и учебных   коллективах.  Термин «социометрия»  означает   измерение   межличностных взаимодействий   в   группе.   Как   метод   социометрия   представляет   собой   систему технических   средств   и   процедур   для   метрического   и   качественного   анализа социально­эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает   и   живет.   Совокупность   межличностных   отношений   в   группе   составляет первичную   социально­психологическую   структуру,   характеристики   которой   во многом   определяют   не  только  целостные   характеристики   группы,  но   и  душевное состояние человека. Целью социометрической процедуры может быть: а) измерение степени сплоченности—разобщенности в группе; б)   выявление   «социометрических   позиций»,   т.е.   соотносительного   авторитета членов   группы   по   признакам симпатии—антипатии, где   на   крайних   полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. [4] 2. Методика исследования и результаты наблюдений 2.1. Материалы и методы исследования Исследования  проведены в 8 «Б» классе в середине третьей четверти 2018­2019 учебного   года.   Нами   собраны   данные   о   состоянии   личностных   и   деловых взаимоотношений   в   коллективе.   Нами   был   проведён   тест   Дж.   Морена   (описан   в пункте 1.3.) и сделан анализ полученных результатов. 7 Сплоченность   коллектива   ­     общее   стремление   всех   участников   коллектива   или группы к взаимному сотрудничеству.  При исследовании используется формула для вычисления сплоченности группы: число пар со взаимным выбором N взаим. С гр = ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ = ­­­­­­­­­­ N (N­2)/2 общее число возможных пар      Сплоченность   коллектива   рассматривают   как   стремление   членов   коллектива или группы к взаимному сотрудничеству.  2.2. Результаты наблюдений 2.2.1. Изучение деловых взаимоотношений учащихся  8 «Б» класса  Коллектив сформирован в 2011 г. Время существования классного коллектива– 8   лет.   Первая   смена   классного   руководителя   была   проведена,   когда   учащиеся переходили в среднее звено.        Исследование проводилось по методу Дж. Морено, были получены следующие результаты: ∙ «Звезды» – 2 ученика (14,28%) ∙ «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%) ∙ «Изолированные» – 9 учеников (64,26%) Деловые взаимоотношения в коллективе 8 «Б» класса отражены в социограмме № 1. 1. Дифференцированная социограмма 8 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018­2019 учебный год. Деловые взаимоотношения 8 Как видно из социограммы, ученики 8 Б класса больше всего доверяют девочке № 3 и № 10. Учащиеся № 13 и № 12 отказались участвовать в опросе. Учащиеся № 1, №   5,   №   6   выбрали   всего   одного   или   двух   человек,   сославшись   на   отсутствие авторитетов в классе. Взаимные пары замечены только среди части девочек.  По формуле можно рассчитать что здесь индекс сплоченности группы равна 0,35 (35%).  В   этом   примере   группу   можно   считать   частично   сплоченной   (   индекс сплоченности равен 0,35 или 35% ), что является поводом для поиска внутри группы возможных   микрогруппировок   при   помощи   построения   дополнительной   матрицы взаимных выборов. 2.2.2. Изучение личностных взаимоотношений учащихся  8 «Б» класса В   результате   исследования     проведенного       по   методу Дж.   Морено,   были получены следующие результаты:   ∙ «Звезды» – 4 ученика (28,56%) ∙ «Предпочитаемые» – 3 ученика (21,46%) ∙ «Принятые» – 6 учеников (42,84%) ∙ «Изолированные» – 1 ученик (7,14%) 9 Особенности межличностных взаимоотношений между мальчиками и девочками отражены в социограмме № 2.  2. Дифференцированная социограмма 8 «Б» класса МОУ Сынковской СОШ 2018­2019 учебный год. Личностные взаимоотношения Социограмма отражает взаимоотношения  центральных личностей класса с их предпочтениями   в   общении   с   остальными   членами   коллектива.   Наиболее популярными оказались мальчик № 5 и девочки № 10, № 12, № 8.   На вопрос не захотел отвечать № 6, но он относиться к числу предпочитаемых. Девочки № 10, № 3, № 8, № 11 и № 12 выбрали друг друга. В изолированно среде находиться один человек № 14. Индекс сплоченности группы (Сгр)  равен 0,71 (71%). 2.3. Обсуждение результатов исследований Исследования   показали,   что   в   8   Б   классе   предпочтения   в   деловых взаимоотношениях сильно отличаются от личностных. Как показывает социограмма деловых взаимоотношений, в изолированную зону попало девять учеников (64,26%). В личностных взаимоотношениях в изоляции оказался один ученик (7,14%). Также 10 обстоят   дела   и   с   категорией     звезд   класса:   в   деловых   взаимоотношениях   ­   два человека (14,28), в личностных ­  четыре (28,56). Однако по типу обоюдного выбора девочек   в обеих социограммах прослеживается и общие черты. В 8 «Б» классе на деловом уровне ученики предпочитают определённых людей, при этом в личностных отношениях их выбор разнообразнее. Из социограмммы видно, что ученица под № 10 в деловых и личностных отношениях имеет популярность.   Также   высок   индекс   сплоченности   группы   (0,71).  В   коллективе   сложилась система самоуправления. Исходя из наших исследований, можно сделать вывод: ­  предпочтения   в   деловых   взаимоотношениях   сильно   отличаются   от Выводы предпочтений в личностных взаимоотношениях,  ­  выявлен неформальный лидер коллектива как в деловых, так и в личностных взаимоотношениях (девочка № 10), ­ коллектив 8 «Б» класса сплоченный (0,71),  находится в промежутке между усилением влияния актива и стадией расцвета. Заключение Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках био­ логии в 8­9 классах, в работе классного руководителя и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.  Библиография: 1.http://www.nado5.ru/e­book/harakteristika­mezhlichnostnyh­otnoshenij­ otnoshenija­delovye­i­lichnye   2.https://psychologist.tips/3834­mezhlichnostnye­otnosheniya­psihologiya­ mezhlichnostnyh­otnoshenij.html 3. https://studfiles.net/preview/5132808/page:8         4. https://www.e­reading.mobi         5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Межличностные_отношения 11

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся

Психологическая характеристика 8 «Б» класса МОУ Сынковская СОШ как проектная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2019