Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви.
Красный путь – мужской, патриархальный.
Синий путь – женский, матриархальный.
Психологическая характеристика фиолетового цвета.
Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в
удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для
глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение
в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое
завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде
любви.
Красный путь – мужской, патриархальный.
Синий путь – женский, матриархальный.
Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления
половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают
фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не
отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение и
гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также
беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими,
либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – на
основании его связи с красным и синим одновременно – склонность к мрачно –
меланхолической серьезности и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт,
видимо, имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску –
Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение». Это,
якобы найденное экспериментальным путем значение справедливо и для средне – светлых
нюансов фиолетового цвета.
Готфрид Хаунт в своей диссертации «Цветовая символика в сакральном искусстве»
пишет: «В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой
сокрытую тайну…». Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так и
в сохранившемся до сегодняшних дней римско – католическом
церковном культе
фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения.
Фиолетовый аметист в перстне кардинала означает воздержанность. Гомосексуалисты,
которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом тесте фиолетовый
цвет, часто возводят эротику в культ и не являются ни умеренно – воздержанными, ни
склонными к смирению и раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять.
Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две потивопложности
в фиолетовом уничтожаются. Николаус Кузанус, который сам носил перстень с фиолетовым
камнем, который как кардинал стоял выше половых связей, который первый объединил
средневековье и современность, теологию и философию, умозрительную мистику и
естественно – научное экспериментирование и назвал свое произведение «Сознательное
незнание», создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие «Cointidentia oppositorum
что означает уничтожение, или гармония противоречий.Кузанус различал 4 ступени познания. Наивысшая, которая содержит в себе все
предшествующие, это «мистическое созерцание». В этом единстве сливаются даже
созерцающий субъект и созерцаемый объект, извечное противоречие переживания и
мышления.
Этим последним слиянием и уничтожаем всех противоречий и
противоположностей, этим мистическим союзом является фиолетовый цвет. Фиолетовый цвет
является также магическим отождествлением, – например, между человеком и животным, так
называемым тотемом, которое Леви – Брюль установил в примитивных родовых религиях.
Уничтожение субъективно – объективных противоположностей, мистическое,
магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и
действительностью, это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его
очарование.
Слияние противоположностей, отождествление – это одно значение фиолетового цвета.
А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде – эмоции) и мышления всегда
имеются субъективно – объективные противоположности, они действенны и часто трагичны.
Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий
окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем,
накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что
возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между
импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение
фиолетового цвета, а именно – чувствительность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет
выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на грани инфантильности и
определяется как «внушаемость». Так, например, проведенные исследования показали, что
низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, а высшие
слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым,
негативное и критическое отношение к нему.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких, с их пикантно –
эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и
мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В
таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в
таинственное, божественное.
Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать
«захватывающий интерес» и потребность в чувственном отождествлении, которое
приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является
возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий. Фиолетовый с
красным выдает повышенную эротическую возбудимость, тогда как фиолетовый с синим,
свидетельствует о «захватывающем интересе» ко всем возможным проявлением нежной
чуткости.
В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный,
особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив, из 1000 иранцев 450 среди двух
наиболее любимых цветов назвали фиолетовый. Этнологические научные экспедиции,
проводившие обследование среди индейцев центральной Бразилии и среди негров Африки, не
тронутых культурным влиянием, установили, что фиолетовый цвет является там самым
любимым. То же самое установлено среди народов Среднего и Дальнего Востока, гдечувственная возбудимость и стремление к эротическому отождествлению выражены
значительно нагляднее.
То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить этнологические народы,
предпочитающие и отклоняющие фиолетовый цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие
его или отвергающие, на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и
фирменных товаров и использовать статистику, то напрашивается вывод: чем выше и
рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и
тем чаще он отклоняет от фиолетовый цвет.
Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми, особенно дебильными,
а, с другой стороны, отклонение фиолетового цвета интеллектуально развитыми детьми
критического склада в условиях современной цивилизации. Вспоминается изречение из
«Евангелия от Матфея»: «Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им принадлежит царствие
небесное». Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из – за склонности к чувствительности и
эротике боится потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным
эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и
критически решать, гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном
обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре
фиолетовый цвет – чувственное отождествление – не находит широкого распространения.
Сердечную общность вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во всех
формах снобизма и соперничества. Восторженное само пожертвование заменяется принципом
целесообразности и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым
подражанием моде.
Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между
беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония
противоречий.