Психологическая характеристика фиолетового цвета.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь – мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный.
Иконка файла материала Психологическая характеристика фиолетового цвета.doc
Психологическая характеристика фиолетового цвета. Конечная   цель   красного,   импульса   к   переживанию   и   завоеванию   –   успокоение   в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь – мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый   цвет.   Среди   умственно   отсталых   детей   его   выбирают   85%.   Цвету,   не отделяющему   мужского   красного   от   женского   синего,   часто   отдают   предпочтение   и гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса. Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – на основании   его   связи   с   красным   и   синим   одновременно   –   склонность   к   мрачно   – меланхолической серьезности и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску – Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение». Это, якобы найденное экспериментальным путем значение справедливо и для средне – светлых нюансов фиолетового цвета. Готфрид   Хаунт   в   своей   диссертации   «Цветовая   символика   в   сакральном   искусстве» пишет: «В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…». Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях), так и в   сохранившемся   до   сегодняшних   дней   римско   –   католическом     церковном   культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый   аметист   в   перстне   кардинала   означает   воздержанность.   Гомосексуалисты, которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом тесте фиолетовый цвет,   часто   возводят   эротику   в   культ   и   не   являются   ни   умеренно   –   воздержанными,   ни склонными к смирению и раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две потивопложности в фиолетовом уничтожаются. Николаус Кузанус, который сам носил перстень с фиолетовым камнем,   который   как   кардинал   стоял   выше   половых   связей,   который   первый   объединил средневековье   и   современность,   теологию   и   философию,   умозрительную   мистику   и естественно   –   научное   экспериментирование   и   назвал   свое   произведение   «Сознательное незнание», создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие «Cointidentia oppositorum что означает уничтожение, или гармония противоречий.Кузанус   различал   4   ступени   познания.   Наивысшая,   которая   содержит   в   себе   все предшествующие,   ­   это   «мистическое   созерцание».   В   этом   единстве   сливаются   даже созерцающий   субъект   и   созерцаемый   объект,   извечное   противоречие   переживания   и мышления.   Этим   последним   слиянием   и   уничтожаем   всех   противоречий   и противоположностей, этим мистическим союзом является фиолетовый цвет. Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением, – например, между человеком и животным, так называемым тотемом, которое Леви – Брюль установил в примитивных родовых религиях. Уничтожение   субъективно   –   объективных   противоположностей,   мистическое, магическое,   волшебное,   способное   уничтожить   противоположность   между   желанием   и действительностью, это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его очарование. Слияние противоположностей, отождествление – это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде – эмоции) и мышления всегда имеются субъективно – объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий  покой  будоражится  красным  импульсом  и  побуждается  к  восприятию  воздействий окружающей   среды.   Но   и   наоборот:   красный   импульс   тормозится,   синим   покоем, накапливается,   дозируется,   дифференцируется   и   доводится   до   такого   совершенства,   что возникает   чувственная   восприимчивость.   Эти   колебания   между   красным   и   синим,   между импульсивным   желанием   и   осмотрительной   восприимчивостью   дают   другое   значение фиолетового цвета, а именно – чувствительность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает   чувственное   отождествление,   которое   часто   стоит   на   грани   инфантильности   и определяется как «внушаемость». Так, например, проведенные исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым, негативное и критическое отношение к нему. Всевозможные   оттенки   фиолетового   цвета   –   от   светлых,   резких,   с   их   пикантно   – эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, ­ имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком   состоянии   находится   будущая   мать,   эстет,   эротоман   и   человек,   верящий   в таинственное, божественное. Если   отдается   предпочтение   фиолетовому   цвету,   то   в   этом   следует   усматривать «захватывающий   интерес»   и   потребность   в   чувственном   отождествлении,   которое приобретает   совершенно   другой   характер,   если   вторым   любимым   цветком   является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий. Фиолетовый с красным   выдает   повышенную   эротическую   возбудимость,  тогда   как   фиолетовый   с  синим, свидетельствует   о   «захватывающем   интересе»   ко   всем   возможным   проявлением   нежной чуткости. В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив, из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее   любимых   цветов   назвали   фиолетовый.   Этнологические   научные   экспедиции, проводившие обследование среди индейцев центральной Бразилии и среди негров Африки, не тронутых   культурным   влиянием,   установили,   что   фиолетовый   цвет   является   там   самым любимым.   То   же   самое   установлено   среди   народов   Среднего   и   Дальнего   Востока,   гдечувственная   возбудимость   и   стремление   к   эротическому   отождествлению   выражены значительно нагляднее. То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить этнологические народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие его  или  отвергающие, на  основании  социологических  исследований   конъюнктуры  рынка  и фирменных   товаров   и   использовать   статистику,   то   напрашивается   вывод:   чем   выше   и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет от фиолетовый цвет.  Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми, особенно дебильными, а,   с   другой   стороны,   отклонение   фиолетового   цвета   интеллектуально   развитыми   детьми критического   склада   в   условиях   современной   цивилизации.   Вспоминается   изречение   из «Евангелия от Матфея»: «Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им принадлежит царствие небесное». Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из – за склонности к чувствительности и эротике   боится   потерять   свою   независимость   и   поступиться   своим     чувствительным эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и критически   решать,   гарантируются   ли   при   эротическом   отождествлении   и   личном обязательстве   откровенность  и  искренность   и оправдан   ли  риск. В  современной  культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление – не находит широкого распространения. Сердечную общность вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное само пожертвование заменяется принципом целесообразности   и   надежности.   Эстетическое   восприятие   часто   заменяют   простым подражанием моде. Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной   силой   и   слепой   любовью   стоит   примиряющий   фиолетовый:   гармония противоречий.