Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Психологическая характеристика процесса самовоспитания
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более
полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов
саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных
смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с
определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности
к самоопределению,
самосовершенствованию.
Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных
самовыражению,
самораскрытию,
особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с
воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и
самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Интеллектуальное самовоспитание.
В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания – учеба.
Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы
база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке
собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Здесь, по моему
мнению, лучшего союзника, чем литература, не найти. По роду своей специальности мне
все более приходится сталкиваться со специализированной литературой технического
характера. Это придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь
профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению
с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в речи уже как не
бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать литературную классику.
Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала,
ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального
самовоспитания учителя не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить
свой знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете.
Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками,
поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто технической стороне
обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают
очень быстро. Фактически, учителю каждый учебный год нужно переучиваться (программа
обучения информатике меняется каждые 12 месяцев, именно за это время меняетсяпоколение компьютеров). Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейся
действительностью и попытки объяснить её в рамках своего предмета.
Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая
устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без
умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания
самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и
необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым
изменениям окружающей обстановки и обучать только актуальным знаниям.