Психологическая компетентность учителя

  • Семинары
  • docx
  • 13.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала статья.docx
Развитие психолого – педагогической компетентности учителя при переходе на ФГОС О.И. Жиляева, педагог­психолог МБОУ – лицея № 21  им. генерала А.П. Ермолова г. Орла Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают  себя только тем, что, как они считают, они умеют делать.  Вы можете достичь намного больше.  Нужно только верить в то, что вы делаете. Мэри Кей Эш      Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к  учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос.  Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать  совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения,  способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно  мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять  детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью,  профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При  переходе на ФГОС  педагоги сталкиваются с определёнными проблемами. Общие проблемы  заключаются в неготовности педагогов к:      планированию и организации образовательного процесса в соответствии с  требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;   выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей  образовательной среды; переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений  учеников развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):  психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием  себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным  мышлением;   дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации  проектной и исследовательской деятельности; организационно­нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой  деятельности, навыков командно­проектной работы; профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности  экспертно­аналитических, прогностических и организационных функций.      В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие  изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального  сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии– именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.      Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная  педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического  состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих  силах. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса  ­ одно из  обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым  показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности  педагогов.            Несомненно, компетентность ­ многоуровневое образование с компонентами  когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система  внутренних психолого­педагогических составляющих и свойств личности учителя.  Есть связь и с глубинными свойствами личности ­ с потребностью в общении, уверенностью в себе и  самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное  соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач,  результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои функции:  познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого­ педагогическая  компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно  строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять  педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры: постановка  целей и задач; способов воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений;  владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно­ воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся споследующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития школьников  выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ  деятельности и поведения.        В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами  образования четко определена сущность психолого­педагогической компетентности учителя, которая включает в себя: осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его  способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках  предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных  стратегий индивидуального подхода в работе с ним; осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми  учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и  между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере  процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых  педагогических результатов; осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к  профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах  своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в  отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.                  Содержание компетенций учителя Компетенци Содержание компетенции я   н т е м д е р П ­ о г о л о х и с П ­ о н е т е ч п и м г о о К г а д е п я и ц я а к с е система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, система знаний о личных внутренних ресурсах учебно­познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно­потребностной и теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно­правовых знаний, владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды,и н у м м о К я а н в и т а к и т с а л б о я и ц   в я и ц н е т е п м о К н е т е п м о к система знаний о законах общения, владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять   система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или     Формирование психолого­педагогической компетентности проходит в несколько  этапов. 1 этап Выявление уровня психолого­педагогической  компетентности учителя  (диагностирование, тестирование, определение путей   совершенствования  психолого­ педагогической компетентности) 2 этап Механизмы развития психолого­педагогической компетентности педагога. (самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие  в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание  собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя) 3 этап Анализ деятельности учителя (обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию  профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)      Таким образом,  компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная,  методическая, психолого­педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений,  самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения)  и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие  учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и  профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразованияи  саморазвития.      Задача психологической службы образовательного учреждения: помочь учителям в  повышении общей психолого­педагогической  грамотности, помочь овладеть доступными  диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в  условиях учебно­воспитательного процесса: Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого­ педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности,  педагогического общения, личностного развития учителя.Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого­ педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения  психолого­педагогической компетентности учителя. Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого­ педагогической компетентности учителя. Психологическое сопровождение  педагогов Мероприятия Время проведения Результат Анкетирование В конце учебного года  Формирование банка (сборзапросов на психологическое просвещение) Психологическое (для планирования работы психолога на учебный год) данных о запросах педагогов Повышение просвещение В течение учебного года     психологической (выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений) грамотности и развитие психологической культуры Психологическая Психологическое В течение  года поддержка педагогов, консультирование Психологический анализ В течение  года уроков профилактика эмоционального выгорания Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя      Одним из способов повышения профессиональной компетентности является  психологический анализ урока. Основные задачи психологического анализа урока:   развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике  профессиональной деятельности; развитие внутренних резервов личности педагога; возможность диагностики внутригрупповых отношений в классном коллективе,  исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей  учителя. После посещения урока педагог­психолог:  делится результатами наблюдения ( какие методы и формы урока были наиболее  эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не по могли  достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями  учащихся, со спецификой классного коллектива)  формулирует рекомендации по оптимизации учебно­ воспитательного процесса в  данном классе (с учётом запроса педагога);  формулирует рекомендации для администрации образовательного учреждения  по  развитию профессионального мастерства педагогов; способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики   профессионально­личностных качеств, стиля педагогического общения.      Таким образом, психолого­педагогическая компетентность представляет собой  максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных,  коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных  результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.  Повышение психолого­ педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в  образовательном учреждении. Для развития профессионально­значимых личностных качеств  педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности  психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов  образовательных учреждений с учителями в различных формах.   Литература 1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного  процесса // Управление школой № 17, 2007 2. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством  образования. // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2007. ­ 30 сентября 3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное  пособие.­ М.: ИЗД­ВО Артикул 2007. 5. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическаялаборатория”) – М.: 2013. 6. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник  заместителя директора школы, №10, 2012 г