Психологическая компетентность учителя
Оценка 4.9

Психологическая компетентность учителя

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
13.10.2017
Психологическая компетентность учителя
Публикация является частью публикации:
статья.docx
Развитие психолого – педагогической компетентности учителя при переходе на ФГОС О.И. Жиляева, педагог­психолог МБОУ – лицея № 21  им. генерала А.П. Ермолова г. Орла Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают  себя только тем, что, как они считают, они умеют делать.  Вы можете достичь намного больше.  Нужно только верить в то, что вы делаете. Мэри Кей Эш      Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к  учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос.  Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать  совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения,  способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно  мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять  детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью,  профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При  переходе на ФГОС  педагоги сталкиваются с определёнными проблемами. Общие проблемы  заключаются в неготовности педагогов к:      планированию и организации образовательного процесса в соответствии с  требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;   выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей  образовательной среды; переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений  учеников развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности. Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):  психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием  себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным  мышлением;    дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации  проектной и исследовательской деятельности; организационно­нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой  деятельности, навыков командно­проектной работы; профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности  экспертно­аналитических, прогностических и организационных функций.      В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие  изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального  сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии– именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.      Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная  педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического  состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих  силах. Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса  ­ одно из  обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым  показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности  педагогов.            Несомненно, компетентность ­ многоуровневое образование с компонентами  когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система  внутренних психолого­педагогических составляющих и свойств личности учителя.  Есть связь и с глубинными свойствами личности ­ с потребностью в общении, уверенностью в себе и  самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное  соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач,  результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои функции:  познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого­ педагогическая  компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно  строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять  педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры: постановка  целей и задач; способов воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений;  владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно­ воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития школьников  выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ  деятельности и поведения.        В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами  образования четко определена сущность психолого­педагогической компетентности учителя, которая включает в себя: осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его  способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках  предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных  стратегий индивидуального подхода в работе с ним; осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми  учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и  между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере  процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых  педагогических результатов; осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к  профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах  своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в  отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.                  Содержание компетенций учителя Компетенци Содержание компетенции я   н т е м д е р П ­ о г о л о х и с П ­ о н е т е ч п и м г о о К г а д е п я и ц я а к с е система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, система знаний о личных внутренних ресурсах учебно­познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно­потребностной и теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно­правовых знаний, владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды, и н у м м о К я а н в и т а к и т с а л б о я и ц   в я и ц н е т е п м о К н е т е п м о к система знаний о законах общения, владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять   система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или     Формирование психолого­педагогической компетентности проходит в несколько  этапов. 1 этап Выявление уровня психолого­педагогической  компетентности учителя  (диагностирование, тестирование, определение путей   совершенствования  психолого­ педагогической компетентности) 2 этап Механизмы развития психолого­педагогической компетентности педагога. (самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие  в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание  собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя) 3 этап Анализ деятельности учителя (обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию  профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)      Таким образом,  компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная,  методическая, психолого­педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений,  самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения)  и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие  учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и  профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразованияи  саморазвития.      Задача психологической службы образовательного учреждения: помочь учителям в  повышении общей психолого­педагогической  грамотности, помочь овладеть доступными  диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в  условиях учебно­воспитательного процесса: Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого­ педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности,  педагогического общения, личностного развития учителя. Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого­ педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения  психолого­педагогической компетентности учителя. Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого­ педагогической компетентности учителя. Психологическое сопровождение  педагогов Мероприятия Время проведения Результат Анкетирование В конце учебного года  Формирование банка (сборзапросов на психологическое просвещение) Психологическое (для планирования работы психолога на учебный год) данных о запросах педагогов Повышение просвещение В течение учебного года     психологической (выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений) грамотности и развитие психологической культуры Психологическая Психологическое В течение  года поддержка педагогов, консультирование Психологический анализ В течение  года уроков профилактика эмоционального выгорания Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя      Одним из способов повышения профессиональной компетентности является  психологический анализ урока. Основные задачи психологического анализа урока:    развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике  профессиональной деятельности; развитие внутренних резервов личности педагога; возможность диагностики внутригрупповых отношений в классном коллективе,  исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей  учителя. После посещения урока педагог­психолог:  делится результатами наблюдения ( какие методы и формы урока были наиболее  эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не по могли  достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями  учащихся, со спецификой классного коллектива)  формулирует рекомендации по оптимизации учебно­ воспитательного процесса в  данном классе (с учётом запроса педагога);  формулирует рекомендации для администрации образовательного учреждения  по  развитию профессионального мастерства педагогов; способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики   профессионально­личностных качеств, стиля педагогического общения.      Таким образом, психолого­педагогическая компетентность представляет собой  максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных,  коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных  результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.  Повышение психолого­ педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в  образовательном учреждении. Для развития профессионально­значимых личностных качеств  педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности  психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов  образовательных учреждений с учителями в различных формах.   Литература 1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного  процесса // Управление школой № 17, 2007 2. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством  образования. // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2007. ­ 30 сентября 3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное  пособие.­ М.: ИЗД­ВО Артикул 2007. 5. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013. 6. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник  заместителя директора школы, №10, 2012 г

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя

Психологическая компетентность учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017