МАОУ «Гимназия»
Проект
Рейтинговая технология оценки результатов
учебно-познавательной деятельности учащихся
старшей ступени
Работу выполнили:
Мальцева М.В. – учитель физики
Березовик В.Е. – учитель математики
Иванова Е.О. – учитель информатики
Чернушка- 2015
Постановка проблемы
Одна из главных учебных проблем современной школы – как результативно научить учиться всех и каждого ученика в отдельности. Внедрение новых ФГОС требует формирование универсальных общеучебных действий учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Считаем, что внедрение рейтинговой системы может помочь в решении проблемы оценивания знаний учащихся, особенно в старшей школе, что позволит обеспечить переход учащихся к вузовской системе оценивания. При таком подходе учащиеся становятся более самостоятельными в процессе обучения, изменяется и роль самого учителя - руководитель процесса обучения.
Аннотация
Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.
Идущая модернизация системы образования направлена на устранение противоречий между традиционно сложившейся системой образования и теми требованиями, которые предъявляются обществом к выпускникам общеобразовательных учреждений.
Меняются цели и задачи обучения. Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. Возникла необходимость создания такой универсальной многофакторной технологии оценки качества обучения, которая позволила бы контролировать и оценивать процесс обучения и его результаты на различных этапах учебно – воспитательного процесса.
Школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса.
Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету.
Рейтинговая технология оценки учебно-познавательных достижений учащихся призвана выполнять следующие задачи:
· систематический контроль результатов обучения и их соответствия требованиям Государственных образовательных стандартов;
· индивидуализация обучения в соответствии с уровнем подготовленности и особенностями учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося, стимулирование планомерной и систематической работы школьников с учетом индивидуальных особенностей и интересов;
· создание условий для формирования навыков самоконтроля и самооценки результатов учения, превращает обучающихся в субъектов контроля и оценивания процесса и результатов своей учебно-познавательной активности.
Цель проекта
Разработка и апробирование технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся для объективизации контроля качества знаний обучаемых и усиления их мотивации на более высокие результаты в условиях профильной подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательном учреждении.
Задачи проекта:
1. Объективизация контроля качества знаний учащихся.
2. Унификация методики оценки учебной успешности.
3. Повышение информационной активности учащихся и уровня коммуникативной культуры (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.).
Теоретическое обоснование проекта
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Мы считаем, что данная цель может быть достигнута через внедрение рейтинговой технологии оценивания, которая включает в себя следующие обязательные компоненты:
· развитая информационная база (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, технические средства обучения и др.);
· широкое использование типов и форм учебной деятельности, обеспечивающих постоянные прямые и обратные связи учителя и ученика (проблемные лекции, дискуссии, тренинги и др.);
· осуществление постоянного контролирующего контакта учителя с учеником в целях выявления степени совпадения фактического и запланированного результатов обучения и с учетом этого целенаправленное влияние на ход учебного процесса.
Контроль в рейтинговой технологии обучения может быть текущим, промежуточным и итоговым. Для определения исходного уровня знаний обучающихся может быть также использован еще один вид контроля – входной. Особенно актуальным этот вид контроля является для учащихся 10-х классов, которые начинают обучение по индивидуальным учебным планам. Все виды контроля должны носить, прежде всего, обучающий, стимулирующий и воспитывающий, а не только проверочный характер.
Результаты, достигнутые на каждом этапе контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный рейтинг учащегося.
Обязательным условием при рейтинговой технологии оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьников является модульное (блочное) построение учебного материала дисциплины и соответствующие характеру учебного материала контролирующие действия учителя. Для этого
учителям-предметникам старшей ступени обучения необходимо:
· распределить материал учебной дисциплины по модулям (блокам);
· разработать и привести в систему задания для самостоятельных работ, контрольных мероприятий и установить для каждого задания балльную оценку;
· в течение первой недели каждого триместра проинформировать учеников о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий, проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку;
· рекомендовать учащимся необходимые методические материалы, литературу, разработки и др.;
· своевременно информировать учащихся о результатах контроля;
· составить рабочие программы в соответствии с требованиями рейтинговой системы оценки знаний и умений обучающихся.
Рейтинговая технология реализуется в старшем звене школы при обучении в профильных группах по индивидуальным учебным планам.
С учетом специфики обучения по каждому направлению (гуманитарному, физико-математическому, естественнонаучному) каждое предметное объединение может разработать свою методику организации и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В течение триместра возможна незначительная корректировка в баллах. Результат коррекции должен быть незамедлительно сообщен ученикам, классному руководителю и родителям.
Виды контроля за результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся
При рейтинговой технологии обучения контроль за результатами учебно-познавательной деятельности становится эффективным средством активизации процесса обучения. В ходе проведения различных видов контроля обеспечивается получение необходимой информации о степени усвоения учащимися учебного материала, что позволяет учителю своевременно вносить коррективы в содержание, форму и методы организации процесса обучения.
Текущий контроль может осуществляться на стадии овладения содержанием конкретного учебного модуля (блока). Он может проводиться на следующих видах учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, игры, тренинги и др. На этих видах занятий текущий контроль может проводиться в форме контрольной работы, опроса, тестирования, блиц-игры и др. Количество контрольных мероприятий определяется на заседании предметного объединения. Оно зависит от количества часов, отведенных на изучение предмета и специфики учебной дисциплины.
Промежуточный контроль проводится с целью определения качества усвоения одного или нескольких модулей (блоков) в форме письменной работы, собеседования, тестирования и др. Количество промежуточных контролей также определяется на заседании предметного объединения.
Итоговый контроль имеет целью определить качество усвоения фундаментальных вопросов всей дисциплины и проводится по всему изученному материалу в форме письменной работы, собеседования, тестирования.
Учитель наряду с описанными выше формами контроля может использовать также и такие продуктивные формы контроля успешности обучения как индивидуальные задания, задания повышенной трудности для учеников с высокой учебной успеваемостью и творческим отношением к учебе.
Механизм реализации рейтинговой технологии оценивания учебно-познавательных достижений учащихся старших классов
Для обеспечения реализации рейтинговой технологии обучения необходимо:
предметному объединению
· распределить материал учебной дисциплины по модулям (блокам);
· разработать и привести в систему задания для самостоятельных работ, контрольных мероприятий и установить для каждого задания балльную оценку;
учителю-предметнику
· в течение первой недели каждого триместра проинформировать учеников о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий, проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку;
· рекомендовать учащимся необходимые методические материалы, литературу, разработки и др.;
· своевременно информировать учащихся о результатах контроля;
классному руководителю
· на первом родительском собрании проинформировать родителей обучающихся о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий (по каждой дисциплине, изучаемой на профильном уровне), проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку.
При рейтинговой технологии обучения каждая контрольная точка (текущего, промежуточного, итогового контроля) считается выполненной, если ученик набирает 50% баллов от максимального количества баллов, выделяемых на данный контроль. Если же во время текущего и промежуточного контроля ученик набирает меньше 50% от максимально возможного балла, то контроль необходимо повторить (время пересдачи заранее сообщается ученику, срок пересдачи не может превышать две недели).
Для реализации рейтинговой технологии обучения на каждую профильную дисциплину в триместре отводится максимальный рейтинг, равный 100 баллам. Этот максимальный рейтинг (100) распределяется между видами контроля (в %) следующим образом для первого и второго триместров:
· текущий контроль – 40 баллов (40%),
· промежуточный контроль – 60 баллов (60%),
для третьего триместра:
· текущий контроль – 30 баллов (30%),
· промежуточный контроль – 30 баллов (30%),
· итоговый контроль – 40 баллов (40%).
Возможна небольшая корректировка процентов (в пределах 3-4 по согласованию с заместителем директора по научно-методической работе).
Ранжирование видов текущего контроля по дисциплине и распределение суммарного текущего контроля по видам контроля осуществляется предметным объединением.
Градация перевода оценки из стобалльной в пятибалльную:
«отлично» – от 85 до 100 баллов; (84-89-«8», 85-94-«9», 95-100 –«10»)
«хорошо» – от 70 до 84 баллов; (70-76-«6», 77-84- «7»)
«удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов;(50-53-«3», 54-61-«4», 62-69-«5»)
«неудовлетворительно» – менее 50 баллов.
Рейтинг по дисциплине может быть улучшен за счет участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и других проявлениях активного изучения дисциплины. Уровень оценки дополнительных работ определяется на заседании предметного объединения
Шкала ранжирования поощрительных баллов.
Вид мероприятия |
Уровень |
Количество баллов (за одно мероприятие) |
Предметная олимпиада (результативное участие) |
гимназический |
3 |
муниципальный |
5 |
|
региональный |
10 |
|
всероссийский |
20 |
|
Интеллектуальные конкурсы (результативное участие) |
гимназический |
2 |
муниципальный |
4 |
|
региональный |
8 |
|
всероссийский |
15 |
|
Подготовка дополнительного материала к уроку |
- |
2 |
Выполнение дополнительных заданий повышенной сложности или выходящих за рамки школьной программы |
- |
3 |
План-график реализации проекта на 2015-2016 учебный год
№ |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
I этап – Подготовительный |
|
||
1 |
Творческой группе учителей изучить научно - методическую литературу для написания проекта |
сентябрь 2015г. |
Члены творческой группы |
2 |
Познакомить учащихся с данной технологией оценивания знаний |
сентябрь 2015г. |
Администрация гимназии |
II этап – Основной |
|
||
1 |
Разработать рабочие программы с учетом внедрения данной технологии |
сентябрь 2015 г. |
Учителя-предметники, работающие в 10-х классах |
2 |
Апробировать данную технологию |
Сентябрь - май 2015–2016 г. |
Учителя-предметники, работающие в 10-х классах |
III – Аналитический |
|
||
1 |
Провести анализ апробации данной технологии |
май 2016 г. |
Администрация гимназии |
2 |
Ознакомить педагогический коллектив, учащихся и родителей с результатами эксперимента |
май-июнь 2016 г. |
Администрация гимназии |
Перспектива |
|
||
1 |
При положительных результатах апробации продолжить эксперимент в 11-х классах
|
сентябрь – май 2016-2017 г. |
Учителя -предметники 10-11 –х классов |
Ожидаемые результаты
· Повышение качества знаний по профильным предметам вследствие усиления учебной мотивации учащихся старшей ступени обучения.
· Повышение коммуникационной культуры в результате совместного сотрудничества преподавателей и учащихся.
· Наличие апробированной методики по рейтинговой оценке учебной успешности учащихся, направленной на усиление учебной мотивации в условиях профильной подготовки учащихся.
Возможные риски и пути их решения
Риски |
Пути решения |
Невысокая мотивационная готовность учащихся, педагогов и родителей к реализации рейтинговой технологии
|
повышение качества разъяснительной и информационно-просветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей; быстрое реагирование на возникающие проблемы и оперативное их разрешение; повышение объёма и качества психолого-педагогического сопровождения опытной работы. |
Ученик в силу объективных обстоятельств не успел пройти все виды контроля ( болезнь ученика) |
При выставлении отметки в качестве максимального балла брать не 100, а балл за те виды контроля, которые ученик успел пройти |
В силу объективных причин не все запланированные формы контроля пройдены в течение триместра ( болезнь, курсы преподавателя) |
При выставлении отметки учитывать только пройденные формы контроля, рассчитывая процент выполнения не от 100 баллов, а от реально набранного балла |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.