Проект: Рейтинговая технология оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени
Оценка 4.7

Проект: Рейтинговая технология оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени

Оценка 4.7
Семинары
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
24.02.2018
Проект: Рейтинговая технология оценки результатов  учебно-познавательной деятельности учащихся  старшей ступени
Рейтинг.docx

МАОУ «Гимназия»

 

 

 

 

 

Проект

Рейтинговая технология оценки результатов

учебно-познавательной деятельности учащихся

старшей ступени

 

              

 

 

                          

                                            Работу выполнили:

                                                                    Мальцева М.В. – учитель физики                      

                                                                           Березовик В.Е. – учитель математики

                                                                            Иванова Е.О. – учитель информатики

 

 

Чернушка- 2015

Постановка проблемы

     Одна из главных учебных проблем современной школы – как результативно научить  учиться всех и каждого ученика в отдельности. Внедрение новых ФГОС требует формирование универсальных общеучебных действий  учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     Считаем, что внедрение рейтинговой системы может помочь в решении проблемы оценивания знаний учащихся, особенно в старшей школе, что позволит обеспечить переход учащихся к вузовской системе оценивания. При таком подходе учащиеся становятся более самостоятельными в процессе обучения, изменяется и роль самого учителя -  руководитель процесса обучения.

 

Аннотация

     Согласно Концепции модернизации российского образования  школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.

     Идущая модернизация системы образования направлена на устранение противоречий между традиционно сложившейся системой образования и теми требованиями, которые предъявляются обществом к выпускникам общеобразовательных учреждений.

     Меняются цели и задачи обучения. Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. Возникла необходимость создания такой универсальной многофакторной технологии оценки качества обучения, которая позволила бы контролировать и оценивать процесс обучения и его результаты на различных этапах учебно – воспитательного процесса.

     Школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса.

     Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету.

Рейтинговая технология оценки учебно-познавательных достижений учащихся призвана выполнять следующие задачи:

·     систематический контроль результатов обучения и их соответствия требованиям Государственных образовательных стандартов;

·     индивидуализация обучения в соответствии с уровнем подготовленности и особенностями учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося, стимулирование планомерной и систематической работы школьников с учетом индивидуальных особенностей и интересов;

·     создание условий для формирования навыков самоконтроля и самооценки результатов учения, превращает обучающихся в субъектов контроля и оценивания процесса и результатов своей учебно-познавательной активности.

   

      Цель проекта

     Разработка и апробирование технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся для объективизации контроля качества знаний обучаемых и усиления их мотивации на более высокие результаты в условиях профильной подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательном учреждении.

 

     Задачи проекта:

1.   Объективизация контроля качества знаний учащихся.

2.   Унификация методики оценки учебной успешности.

3.   Повышение информационной активности учащихся и уровня коммуникативной культуры  (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.).

 

     Теоретическое обоснование проекта

     Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Мы считаем, что  данная цель может быть достигнута через внедрение рейтинговой технологии оценивания, которая  включает в себя следующие обязательные компоненты:

·        развитая информационная база (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, технические средства обучения и др.);

·        широкое использование типов и форм учебной деятельности, обеспечивающих постоянные прямые и обратные связи учителя и ученика (проблемные лекции, дискуссии, тренинги и др.);

·        осуществление постоянного контролирующего контакта учителя с учеником в целях выявления степени совпадения фактического и запланированного результатов обучения и с учетом этого целенаправленное влияние на ход учебного процесса.

     Контроль в рейтинговой технологии обучения может быть текущим, промежуточным и итоговым. Для определения исходного уровня знаний обучающихся может быть также использован еще один вид контроля – входной. Особенно актуальным этот вид контроля является для учащихся 10-х классов, которые начинают обучение по индивидуальным учебным планам. Все виды контроля должны носить, прежде всего, обучающий, стимулирующий и воспитывающий, а не только проверочный характер.

     Результаты, достигнутые на каждом этапе контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный рейтинг учащегося.

     Обязательным условием при рейтинговой технологии оценки результатов учебно-познавательной деятельности школьников является модульное (блочное) построение учебного материала дисциплины и соответствующие характеру учебного материала контролирующие действия учителя. Для этого

учителям-предметникам старшей ступени обучения необходимо:

·     распределить материал учебной дисциплины по модулям (блокам);

·     разработать и привести в систему задания для самостоятельных работ, контрольных мероприятий и установить для каждого задания балльную оценку;

·     в течение первой недели каждого триместра проинформировать учеников о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий, проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку;

·     рекомендовать учащимся необходимые методические материалы, литературу, разработки и др.;

·     своевременно информировать учащихся о результатах контроля;

·     составить рабочие программы в соответствии с требованиями рейтинговой системы оценки знаний и умений обучающихся.

     Рейтинговая технология реализуется в старшем звене школы при обучении в профильных группах по индивидуальным учебным планам.

     С учетом специфики обучения по каждому направлению (гуманитарному, физико-математическому, естественнонаучному) каждое предметное объединение может разработать свою методику организации и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В течение триместра возможна незначительная корректировка в баллах. Результат коррекции должен быть незамедлительно сообщен ученикам, классному руководителю и родителям.

 

     Виды контроля за результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся

     При рейтинговой технологии обучения контроль за результатами учебно-познавательной деятельности становится эффективным средством активизации процесса обучения. В ходе проведения различных видов контроля обеспечивается получение необходимой информации о степени усвоения учащимися учебного материала, что позволяет учителю своевременно вносить коррективы в содержание, форму и методы организации процесса обучения.

     Текущий контроль может осуществляться на стадии овладения содержанием конкретного учебного модуля (блока). Он может проводиться на следующих видах учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы, игры, тренинги и др. На этих видах занятий текущий контроль может проводиться в форме контрольной работы, опроса, тестирования, блиц-игры и др. Количество контрольных мероприятий определяется на заседании предметного объединения. Оно зависит от количества часов, отведенных на изучение предмета и специфики учебной дисциплины.

     Промежуточный контроль проводится с целью определения качества усвоения одного или нескольких модулей (блоков) в форме письменной работы, собеседования, тестирования и др. Количество промежуточных контролей также определяется на заседании предметного объединения.

     Итоговый контроль имеет целью определить качество усвоения фундаментальных вопросов всей дисциплины и проводится по всему изученному материалу в форме письменной работы, собеседования, тестирования.

     Учитель наряду с описанными выше формами контроля может использовать также и такие продуктивные формы контроля успешности обучения как индивидуальные задания, задания повышенной трудности для учеников с высокой учебной успеваемостью и творческим отношением к учебе.

 

     Механизм реализации рейтинговой технологии оценивания учебно-познавательных достижений учащихся старших классов

     Для обеспечения реализации рейтинговой технологии обучения необходимо:

предметному объединению

·     распределить материал учебной дисциплины по модулям (блокам);

·     разработать и привести в систему задания для самостоятельных работ, контрольных мероприятий и установить для каждого задания балльную оценку;

учителю-предметнику

·     в течение первой недели каждого триместра проинформировать учеников о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий, проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку;

·     рекомендовать учащимся необходимые методические материалы, литературу, разработки и др.;

·     своевременно информировать учащихся о результатах контроля;

классному руководителю

·     на первом родительском собрании проинформировать родителей обучающихся о содержании, тематике и количестве баллов по всем видам работ и занятий (по каждой дисциплине, изучаемой на профильном уровне), проводимых в этом триместре, а также об установленных сроках отчета по каждому блоку.

 

     При рейтинговой технологии обучения каждая контрольная точка (текущего, промежуточного, итогового контроля) считается выполненной, если ученик набирает 50% баллов от максимального количества баллов, выделяемых на данный контроль. Если же во время текущего и промежуточного контроля ученик набирает меньше 50% от максимально возможного балла, то контроль необходимо повторить (время пересдачи заранее сообщается ученику, срок пересдачи не может превышать две недели).

     Для реализации рейтинговой технологии обучения на каждую профильную дисциплину в триместре отводится максимальный рейтинг, равный 100 баллам. Этот максимальный рейтинг (100) распределяется между видами контроля (в %) следующим образом для первого и второго триместров:

·     текущий контроль – 40 баллов (40%),

·     промежуточный контроль – 60 баллов (60%),

для третьего триместра:

·     текущий контроль – 30 баллов (30%),

·     промежуточный контроль – 30 баллов (30%),

·     итоговый контроль – 40 баллов (40%).

     Возможна небольшая корректировка процентов (в пределах 3-4 по согласованию с заместителем директора по научно-методической работе).

     Ранжирование видов текущего контроля по дисциплине и распределение суммарного текущего контроля по видам контроля осуществляется предметным объединением.

Градация перевода оценки из стобалльной в пятибалльную:

«отлично» – от 85 до 100 баллов; (84-89-«8», 85-94-«9», 95-100 –«10»)

«хорошо» – от 70 до 84 баллов; (70-76-«6», 77-84- «7»)

«удовлетворительно» – от 50 до 69 баллов;(50-53-«3», 54-61-«4», 62-69-«5»)

«неудовлетворительно» – менее 50 баллов.

Рейтинг по дисциплине может быть улучшен за счет участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и других проявлениях активного изучения дисциплины. Уровень оценки дополнительных работ определяется на заседании предметного объединения

 

Шкала ранжирования поощрительных баллов.

Вид мероприятия

Уровень

Количество баллов

(за одно мероприятие)

Предметная олимпиада (результативное участие)

гимназический

3

муниципальный

5

региональный

10

всероссийский

20

Интеллектуальные конкурсы (результативное участие)

гимназический

2

муниципальный

4

региональный

8

всероссийский

15

Подготовка дополнительного материала к уроку

-

2

Выполнение дополнительных заданий повышенной сложности или выходящих за рамки школьной программы

-

3

 

 

План-график реализации проекта на 2015-2016 учебный год

 

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап – Подготовительный

 

1

Творческой группе учителей изучить научно - методическую литературу для написания  проекта  

сентябрь  2015г.

Члены творческой группы

2

Познакомить учащихся с данной технологией оценивания знаний

сентябрь

2015г.

Администрация гимназии

II этап – Основной

 

1

Разработать рабочие программы с учетом внедрения данной технологии

сентябрь 2015 г.

Учителя-предметники, работающие в

10-х классах

2

Апробировать данную технологию

Сентябрь - май

2015–2016 г.

Учителя-предметники, работающие в

10-х классах

III – Аналитический

 

1

Провести анализ  апробации данной технологии

май

2016 г.

Администрация гимназии

2

Ознакомить педагогический коллектив, учащихся и родителей с результатами эксперимента

май-июнь

 2016 г.

Администрация гимназии

Перспектива

 

1

При  положительных результатах апробации продолжить эксперимент в 11-х классах

 

сентябрь – май

2016-2017  г.

Учителя -предметники

10-11 –х классов

 

     Ожидаемые результаты

·     Повышение качества знаний по профильным предметам вследствие усиления учебной мотивации учащихся старшей ступени  обучения.

·     Повышение коммуникационной культуры в результате совместного сотрудничества преподавателей и учащихся.

·     Наличие апробированной методики по рейтинговой оценке учебной успешности учащихся, направленной на усиление учебной мотивации в условиях профильной подготовки учащихся.

 

 

Возможные риски и пути их решения

Риски

Пути решения

 

 

Невысокая  мотивационная готовность учащихся, педагогов и родителей к реализации рейтинговой технологии

 

 

­  повышение качества разъяснительной и информационно-просветительской  работы среди учащихся, педагогов и родителей;

­  быстрое реагирование на возникающие проблемы и оперативное их разрешение;

­  повышение объёма и качества психолого-педагогического сопровождения опытной работы.

Ученик в силу объективных обстоятельств не успел пройти все виды контроля ( болезнь ученика)

При выставлении отметки в качестве максимального балла брать не 100, а балл за те виды контроля, которые ученик успел пройти

В силу объективных причин не все запланированные формы контроля пройдены в течение триместра ( болезнь, курсы преподавателя)

При выставлении отметки учитывать только пройденные формы контроля, рассчитывая процент выполнения не от 100 баллов, а от реально набранного балла

 

 


 

МАОУ «Гимназия» Проект

МАОУ «Гимназия» Проект

Постановка проблемы Одна из главных учебных проблем современной школы – как результативно научить учиться всех и каждого ученика в отдельности

Постановка проблемы Одна из главных учебных проблем современной школы – как результативно научить учиться всех и каждого ученика в отдельности

Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету

Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету

Контроль в рейтинговой технологии обучения может быть текущим, промежуточным и итоговым

Контроль в рейтинговой технологии обучения может быть текущим, промежуточным и итоговым

Рейтинговая технология реализуется в старшем звене школы при обучении в профильных группах по индивидуальным учебным планам

Рейтинговая технология реализуется в старшем звене школы при обучении в профильных группах по индивидуальным учебным планам

Механизм реализации рейтинговой технологии оценивания учебно-познавательных достижений учащихся старших классов

Механизм реализации рейтинговой технологии оценивания учебно-познавательных достижений учащихся старших классов

Возможна небольшая корректировка процентов (в пределах 3-4 по согласованию с заместителем директора по научно-методической работе)

Возможна небольшая корректировка процентов (в пределах 3-4 по согласованию с заместителем директора по научно-методической работе)

План-график реализации проекта на 2015-2016 учебный год №

План-график реализации проекта на 2015-2016 учебный год №

Возможные риски и пути их решения

Возможные риски и пути их решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018