Психологическая подготовка детей с ОПП к школе

  • Документация
  • doc
  • 28.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время очень много детей с различными видами речевой недостаточности: заикание, ОНР..... Часто речевой дефект сочетается с различными нарушениями психологической деятельности. Это создает проблемы в подготовке детей в школе. Отсюда у детей развивается комплексы. Для развития речи очень полезны игры......Коррекционная педагогика
Иконка файла материала Доклад Максимова А,И..doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ОПП К ШКОЛЕ. Максимова А.И. Томпонский улус, с. Крест – Хальджай   «Применение     игровых   методов   в   коррекционной   работе   с   детьми Тема:  дошкольного возраста ».  Цель:  воспитание правильного произношения звуков посредством коррекционно­ развивающих игр. Задачи:­   обеспечить   психологический   комфорт   и   развитие   эмоционально   – волевой сферы детей во время занятий;            ­улучшать  речевую мотивацию;           ­улучшать скорость запоминания  и  речевое продуцирование. Гипотеза:  игровые   методы   в   коррекционной   работе   являются   основными средствами в воспитании правильного звукопроизношения.                   При   определении   содержания   коррекционной   работы   учитываются индивидуальные   способности   каждого   ребенка.   И   самым   эффективным   видом работы   являются     Коррекционно   ­ развивающие игры дают возможность:   коррекционно   ­     развивающие   игры.   1. 2. 3.  Компенсировать недостаточность фонематического слуха.  Активизировать психологические функции.   Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.                 В   наш   детский   сад   поступают   дети   с   различными   видами   речевой недостаточности:   ОНР,   ФФНР,   заикание.   Часто   речевой   дефект   сочетается   с различными нарушениями психологической деятельности. Это создает проблемы в процессе   подготовки   детей   к   школе.   Успешная   логопедическая   коррекция становится   возможной   только   при   наличии   комплексного   подхода,   который выражается в следующем: 1. Логопедическое воздействие специалиста. 2. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя. 3. Максимальная помощь родителя.                    Для развития речи очень полезны игры,   развивающие мелкую моторику пальцев   рук   ребенка.   Поэтому     используются   книжки   –  раскраски,   проводятся пальчиковые игры, конструирование, занятия с пластилином, бумагой, природным материалом, сказкотерапия.                       Ребенок   не  всегда   может   правильно   произнести   услышанное   слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.               Работа с детьми младшего дошкольного возраста:  развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов,   более   развернутыми   становятся   фразы.   На   данном   возрастном   этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко  и правильно произносить, а также слышать   и   различать   звуки   в   словах.   Неустойчив   еще   и   голос   младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие – крикливо. Педагог обращаетвнимание   детей   на   то,   что   слова   можно   произносить   с   различной   громкостью (шепотом,   тихо,   умеренно,   громко),   учит   детей   различать   на   слух,   как   громко говорят   окружающие   и   они   сами.   Предлагаемые   ниже   игры   могут   быть использованы для развития  у детей слухового внимания, правильного восприятия речи,   учить   малышей   соотносить   звучащее   слово   с   картинкой   или   предметом, внятно произносить одно­двух­, а также трех­четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. «Угадай, что звучит»; «Чудесный мешочек»; «Магазин»; «Можно ездить или нет»; «Скажи, как я».            Работа  с  детьми  среднего  дошкольного возраста:  В среднем  дошкольном возрасте   у   детей   значительно   улучшается   произношение.   Они   реже   допускают пропуски   и   замену   звуков,   способны   сохранять   слоговую   структуру   даже   в многосложных   словах;   окреп   и   стал   более   подвижным   их   артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Задача педагога   на   этом   этапе   учить   детей   внимательно   слушать   речь   окружающих, подбирать   слова   похожие   по   звучанию,   вычленять   из   ряда   слов   только   те,   в которых   есть   заданный   звук,   узнавать   знакомый   звук   в   названиях   игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и.т.д. Ведется работа по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих(с, сь, з, зь, ц), шипящих(ж, ш, ч, щ),сонорных(л, ль, р, рь). Но если   ребенок   испытывает   затруднения   в   выполнении   перечисленных   заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко   и   шепотом,   различать   слова   похожие   по   звучанию   правильно   ставить ударение. «Возьми игрушку»; «Выдели слово»; «Подбери похожие слова»            Работа   с  детьми  старшего  дошкольного  возраста:  К моменту  перехода   в старшую   группу   дети   могут   произносить   практически   все   звуки   (   их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по – прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их(с­з, с­ц, ш­ж, ч­щ, с­ш, з­ж, ц­ч, с­щ, л­р).С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.   Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться   в   звучание   слов,   устанавливать   наличие   или   отсутствие   того   или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения,   в   которых   нужно   выделить   слова   с   заданными   звуками   из   фраз, небольших   стихотворений.   Цель   приведенных   игр   и   упражнений   –   развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков(с­з, с­ ц, ш­ж, ч­щ, с­ш, з­ж, ц­ч, с­щ, л­р), правильно выделять во фразах нужные слова. «Найди и назови нужное слово»; «Кто лучше слушает?»; «Слова  могут звучать громко и тихо».        Работа с детьми подготовительного к школе возраста: На седьмом году жизни звукопроизношение   детей   мало   отличается   от   произношения   взрослых,   хотя   у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционногоаппарата   или   отклонение   в   его   строении   являются   наиболее   частой   причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделят выработке у детей четкого и внятного произношения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом педагог следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки. Цель данных игр  и  упражнений ­ развивать  фонематическое  восприятие,  элементы  звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. «Какой звук есть во всех словах?»; «Назови первый звук в слове»; «Назови последний звук в слове»; «Подумай не торопись».            Заключение: Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей, можно легко добиться того или иного звука. Дети с большим желанием включаются   в   игру.   Можно   разыгрывать   различные   сценки.   Дети   изображают кистями   рук   птиц,   животных   и   подражают   им.   Игры   проходили   на   высоком эмоциональном уровне.  Так же сделали . электронную сказку «Теремок», вместе с детьми   рисовали   фон,   героев   и   озвучивали.   Детям   очень   понравилось   сделать мультфильм своими руками и у нас впереди работа над своим краткометражным кино для детей.                      Мы   считаем,   что   игровые   занятия   способствуют   развитию   мелкой   и артикуляционной  моторики, фонематического слуха у ребенка и помогают ему в игровой форме быстрее усвоить речевые звуки. Литература: 1. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6­8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей./ О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова – М.: АРКТИ, 2006.  2. Косинова КЕ. Уроки логопеда. Игры для развития речи. / Косинова – М.: ЭКСМО, 2008.  3. Поваляева   М.А.   Справочник   логопеда.   /   М.А.   Поваляева   –   Ростов   н/Д.: Феникс, 2006. 4. Ткаченко   Т.А.   Физкультминутки   для   развития   пальцевой   моторики   у дошкольников   с   нарушениями   речи.   Сборник   упражнений:   Пособие   для воспитателей / Т.А. Ткаченко – М.: ГНОМ и Д, 2001 5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники   –   СПб., для   вузов»   Специальная   литература».   /   В.В.   Цвынтарный   издательство «Лань», 1999.