ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Педсоветы
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет следующие основные цели: изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия; оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком; обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка; оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги; привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
Иконка файла материала ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ,  ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет  следующие основные цели: изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального  принятия; оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком; обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка; оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги; привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.        Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:  индивидуальное консультирование, групповая работа, просвещение, активное взаимодействие специалистов и родителей, активное вовлечение родителей в жизнь школы. Индивидуальные консультации.   Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с  нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа.        В процессе этой деятельности, во­первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во­вторых, определяются общие проблемы семей, в которых  воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью.        Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи  они нуждаются.        Немало матерей рождение умственно отсталого ребенка воспринимает трагически, что приводит к эмоциональному стрессу, усталости и, как следствие, агрессии. Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к  ребенку и к особенностям его развития, как по­разному они реагируют на действия детей.         Одни ­ растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего,  эмоциональная поддержка, сочувствие.        Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и  возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем. Исходя из потребностей матерей, совместно с ними разрабатывается план действий.        Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на  ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по­прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все  более плодотворным.        Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению  общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить  ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать или отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к  учению, развитию познавательных процессов. Родительский тренинг.Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе  воспитания и развития детей играет групповая работа. С родителями проводится тренинг  родительской компетентности. Тренинг состоит из трех этапов: I этап ­ установочный. Его цели:  создание группы; установление отношений доверия;  снятие у родителей эмоционального напряжения. II этап  ­ коррекционный. Его цели:  обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры, демонстрация эффективного общения с ребенком; овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка; повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию  детей; информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей. III этап  ­ завершающий. Его цели:  закрепление полученных навыков; создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные  знания и умения за пределами коррекционной группы.        Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе  тренинга: Преодоление трудностей в различных видах деятельности.  Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.  Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.  Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с  близкими и окружающими.  Потенциальные возможности ребенка. Прогноз социального становления ребенка.  По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние  родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части  появляется мотивация на дальнейшую работу. Для многих матерей важна получаемая  поддержка и опора со стороны второй половины.        По мере проведения тренинговых занятий высказывания родителей о ребенке  становятся более обстоятельными, продуманными ­ все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в  возможность помочь ребенку социально адаптироваться. На занятиях решаются задачи  повышения психолого­педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и  взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой  способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями,  рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение сребенком, видеть свои ошибки.       В ходе тренинга можно использовать техники  бихевиоральной модификации поведения ребенка. На первом этапе    матерям предлагается составить список беспокоящих их форм  поведения ребенка.        Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные  поведенческие "мишени": "берет чужое без спроса",  "бьет брата", "кричит в автобусе",   "отказывается делать уроки" и т. п.         Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от  значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью ("не любит, когда  ему делают замечание", "не всегда слушается старших").  Первый этап заканчивается построением так называемой "лестницы проблем", на нижней  ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально  достижимая поведенческая "мишень", а на каждой последующей ­ по одной мишени,  которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.  Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа  последовательного решения сформулированных проблем. Второй этап заключается в протоколировании ситуаций, связанных с возникновением той  или иной поведенческой проблемы, составлением каталога подкреплений и наказаний в  качестве положительных и отрицательных стимулов.         Моделируя различные поведенческие ситуации, матери учатся использовать как  позитивные, так и негативные подкрепления. Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции  поведения ребенка, проводимой родителями.        Родители анализируют свои реакции на "плохое" поведение ребенка, делятся опытом  использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих  желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и  критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное  реагирование на такое поведение.        В конце групповых занятий ведущий просит родителей поделиться впечатлениями от  тренинга. Просвещение родителей.  Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в  развитии, являются:  родительские конференции,  "круглые столы",Лекции на следующие темы: Повышение знаний родителей об интеллектуальном  дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению  у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности;  Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка. Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:  Взаимодействие школы и семьи ­ важнейшее условие социального развития личности  ребенка",  Основа семейного воспитания ­ здоровый образ жизни", Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка", Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность" и другие.  На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые  наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны  для них. Взаимодействие специалистов и матерей.  Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной  взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.  Цели занятий:  Развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом. Обучение матери психолого­педагогическим приемам, повышающим эффективность  взаимодействия с ребенком; Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым  для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции  личности аномального ребенка; Формирование средств речевого общения и умений практического их использования.        Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей  проведению их в домашних условиях.        Социальный педагог  знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты  материнства и детства, опекунством и попечительством, с законодательством по защите  прав ребенка, с организацией учебно­воспитательного процесса в профессиональных  училищах; проводит экскурсии на предприятия и профессиональные училища; обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и  др.).         На практических занятиях, проводимых учителями­предметниками, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки,  направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.        Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные  практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности  родителей и детей.       Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями  специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.Вовлечение родителей в жизнь школы.        Педагогический коллектив школы должен привлекать родителей к активному участию  в различных сферах школьной жизни. Они будут помощниками в проведении утренников,  праздников, часов общения, спортивных соревнований. Школьные праздники могут  закончиться совместным чаепитием. Участвуя в общих делах, родители больше общаются  со своими детьми и лучше понимают и принимают их, что в конечном итоге способствует  социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. E­mail:iemcko@ya.ru

Посмотрите также