ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валиев Данил Русланович
студент ГПОУ «Харцызский технологический
техникум» ГОУ ВПО «ДонНТУ»
Аннотация: Данная работа рассматривает одну из актуальных проблем перспектив развития предпринимательской деятельности в части представления о ней молодежи. Автор приводит краткие теоретические положения, и делиться изученным опытом работы по результатам исследования.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; сбалансированность; бизнес-инвестиции; аспекты представлений.
Актуальность проблемы. Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором политической стабильности и социально-экономического благополучия общества. Оно позволяет значительно расширить производство многих потребительских товаров и услуг, противостоять монополизации рынка, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс
Цель исследования. Проанализировать представления молодежи о предпринимательской деятельности.
Задачи исследования: рассмотреть знания и интересы молодежи в отношении к предпринимательской деятельности.
Объект исследования. Предпринимательская деятельность
Предмет исследования. Проблемы участия молодежи в развитии предпринимательства
Методы исследования - комплексный анализ информационных данных по
теме
Теоретическая и практическая значимость работы. Предоставленный
материал позволяет расширить знание о психологических аспектах представлений молодежи о развития предпринимательской деятельности.
Анализ результатов исследования. В эффективном развитии предпринимательства психологический фактор становится определяющим, так как по своей сущности предпринимательская деятельность представляет собой проявление личной инициативы человека, который проецирует в социально- экономическую среду свой личностный потенциал, воплощенный в конкретном виде деятельности. В современной отечественной психологии предпринимательство часто рассматривается в рамках традиционного творческого подхода.
Непосредственное влияние предпринимательство оказывает на формирование «среднего класса» - гаранта политической стабильности общества.
В своем исследовании я исходил из позиции, что диагностика представлений студентов о предпринимательской деятельности может быть проанализирована посредством анализа разработанных студентами бизнес- планов. Студентам предлагалась воспользоваться методическим пособием, которое содержало пошаговую инструкцию создания бизнес- плана: миссия предпринимательской деятельности; уточнение и формулировка вектора собственной предпринимательской деятельности; выдвижение личностно значимых предпринимательских целей и задач; составление организационного и календарного плана предпринимательской деятельности; осуществление поискового плана возможных предпринимательских проблем и путей их разрешения; формулировка ожидаемых результатов предпринимательской деятельности и связанных с этими ожиданиями предполагаемых выгод и потерь; оценка социально-экономической значимости предпринимательской деятельности; оценка возможностей и последствий предпринимательской деятельности в перспективе.
Представленные далее результаты получены путем экспертного анализа учебно-исследовательских работ студентов и пояснений избранных позиций самими студентами. Оказалось, что как социальный институт общества и личностно значимая ценность, предпринимательская деятельность занимает ведущую позицию в структуре социально-экономических представлений студентов. Тем не менее, представления студентов о предпринимательской деятельности характеризуются определенными противоречиями и искажениями. В частности:
-недостаточным объемом психологических знаний и умений, необходимых для познания и реальной оценки успешности предпринимательской деятельности (47,5%);
-наличием противоречий в представлениях о ценностях и смысле предпринимательской деятельности (39,8%);
-отсутствием адекватных представлений об условиях социально- экономической успешности предпринимательской деятельности (73,4%).
К позитивным аспектам представлений можно отнести: адекватные представления студентов об основных способах получения предпринимательского дохода; понимание преимуществ предпринимательской деятельности в достижении материального благополучия; уверенность в возможности обеспечения материального достатка соответствующего уровню притязаний личности; намерения сочетать несколько источников при получении доходов, не ограничиваясь каким-либо одним.
К отрицательным аспектам можно отнести:
-отрыв от реальности при определении ожидаемых размеров доходов; короткие временные параметры для достижения экономического пика предпринимательской деятельности (42,3%);
-наличие коррупционных предпринимательских намерений (13,7%);
-низкая сбалансированность предполагаемых бизнес-инвестиций (69%).
Обобщенный анализ структуры и содержания представлений студентов о предпринимательской деятельности позволил выделить и классифицировать шесть уровней представлений: низший, фрагментарный, пространственный, динамический, субъектный и творческий. Каждый уровень представлений студентов о предпринимательской деятельности имеет свои специфические характеристики.
Выводы. Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором политической стабильности и социально-экономического благополучия общества.
В перспективе современная студенческая молодежь является дальнейшим продолжателем развития предпринимательской деятельности, так как уже получает знания основ бизнес-планирования в период обучения в ГПОУ
Диагностика представлений студентов о предпринимательской деятельности может быть проанализирована посредством анализа разработанных студентами бизнес-планов. Оказалось, что как социальный институт общества и личностно значимая ценность, предпринимательская деятельность занимает ведущую позицию в структуре социально- экономических представлений студентов.
Список использованных источников:
1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности[Текст]: коллективная монография / Д.А. Китова [и др.] ; под редакцией Д.А. Китовой, О.И. Каяшевой. – Санкт- Петербург: НИЦ АРТ, 2015.
2. Базаров, Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития [Текст] / Т. Ю. Базаров // Организационная психология. – 2013. – Т. 3,№ 4. –С. 92-108.
3. Журавлев, А.Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения [Текст] / А. Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – Москва : Изд-во Институт Психологии РАН, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.