представляет собой процесс активного приспособления к новым условиям жизни, к новым условиям социальной среды. Процесс, когда происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.
Социально – психологическая адаптация детей
Критерии, умения и навыки, способствующие успешной адаптации
Удовлетворённость ребёнком процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Усвоение программы. Если ребёнок испытывает затруднение при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий и самообслуживании.
Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Адаптация – приспособление к внешним условиям
Адаптация
Психологическая Биологическая
Внешняя (другая классная комната, кабинетная система, расписание уроков, увеличение нагрузок)
Внутренняя (смена ролей, установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)
Снижение уровня опеки
изучение своих возможностей
Главные цели и задачи работы психолога и педагогов
Повышение самооценки учащихся
Снижение социальной тревожности
Сплочение коллектива класса
Развитие толерантности
Развитие коммуникативных умений
Формирование убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива
Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах.
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценивания).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. (Выставляя двойки – мы ее обесцениваем)
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях
Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Рекомендации учителям – предметникам, работающим в 5 классах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.