Психологические особенности профессионального самоопределения
Оценка 4.7

Психологические особенности профессионального самоопределения

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
02.02.2023
Психологические особенности профессионального самоопределения
Психологические особенности профессионального самоопределения
темперамент и профессии исправленный.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 имени А.Л.Широких»

 

 

 

 

 

Проект на тему: «Психологические особенности профессионального самоопределения»

 

Направление: «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение»

 

 

Авторы:

Якубовская Н.Н.,учитель информатики,

Разживина Э. А.,

учитель истории

МБОУ СОШ №13 г. Сарапула

 

 

 

 

 

 

 

г. Сарапул 2021


 

Оглавление

Введение………………………………………………………………...........

3

Глава 1. Темперамент. Понятие темперамента……………………………..

5

1.1 История развития представленийтемпераменте……………………….

5

1.2 Темперамент. Типытемпераментов……………………………………..

6

Глава 2. Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности……………………………………………..

 

10

Глава 3. Практическое исследование по определению типовтемперамента учащихся 9 – 10 классов………………………………………………………

14

Заключение…………………………………………………………………….

17

Список литературы………………….……………………………………......

19

Приложения……………………………………………………………………

21

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Из огромного количества профессий и специальностей нужно выбрать «свою» профессию.

Обучение — весьма трудоёмкий процесс, и у всех обучаемых разные сильные и слабые стороны: один ученик способен к творчеству, другой прекрасно справляется с шаблонными математическими задачами, требующими усидчивости, а третьему с трудом удаётся концентрировать внимание на уроках. В этом и заключается проблема выбора профессии: каждый человек требует индивидуального подхода. Но на чём же он должен основываться?

Актуальность работы заключается в возможности учёта индивидуальных особенностей нервной системы (темперамента) при выборе профессии. Человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений, т. к. на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям труда.

Методологической основой нашего исследования послужило учение русского физиолога об основных свойствах нервной системы. установил, что темперамент зависит от особенностей свойств нервной системы человека. Он доказал, что представители разных темпераментов отличаются силой, подвижностью и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Объектом исследования является: темперамент в структуре личности. Предметом исследования является влияние особенностей темперамента на стиль деятельности и выбор профессии.

Цель исследования: изучение особенности темперамента учеников 9-х классов, выявление наиболее ярких качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами. Определить влияние качеств личности на стиль деятельности и выбор профессии.

Гипотеза: темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать литературу по данной теме.

2.  Выявить особенности темперамента учеников 9-10 классов.

3.  Определить наиболее яркие качества личности свойственные темпераментам.

4.  Разработать рекомендации по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.

В работе над проектом будут использоваться следующие методыисследования: теоретический анализ и эксперимент.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования рекомендаций по учету качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Темперамент. Понятие темперамента

1.1. История развития представлений о темпераменте

        Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! Одни люди быстры, порывисты, другие – медлительны, спокойны, невозмутимы со слабо выраженными чувствами. От рождения человек обладает определёнными, присущими только одному ему психологическими свойствами. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Мы знаем, что личность представляет собой уникальное образование, в котором переплетены индивидуально-типические (биологические особенности человека, в том числе свойства его нервной системы) и социальные влияния. В индивидуально – психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические характеристики психики.

Под динамическими свойствами подразумевается, прежде всего, степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому – хладнокровие.

         Само слово «темперамент» в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа. Он полагал, что различия между людьми объясняется соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни «сангвие»), у холериков – жёлтая желчь («холе»), у флегматиков – слизь или лимфа («флегма»), у меланхоликов – чёрная желчь («меланхоле»).

Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «правильная мера».

Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию темпераментов.

Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выведены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырёх.

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врождённые и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий.

Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная немецким психиатром Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Большую популярность приобрела концепция темперамента американского социолога У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

1.2. Темперамент. Типы темперамента

Особенности протекания психической деятельности зависит от свойств темперамента. Темперамент определяет особенности протекания (динамику) психических процессов:

· скорость восприятия, быстроту ума, длительность сосредоточения внимания.

· Темп и ритм деятельности.

· Силу эмоций, активность воли.

· Стремление человека к контактам с новыми людьми или обращённость к самому себе.

Что же следует понимать под темпераментом?

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

Темперамент связан с характером. Но темперамент и характер – не одно и то же. Характер говорит нам об отношениях, переживаниях, поступках человека. Темперамент показывает, в какой форме эти отношения, переживания, поступки проявляются. Можно сказать, что темперамент – внешнее оформление черт характера, их внешний рисунок.

Психологи считают, что в «чистом виде» каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Если о характере человека можно говорить «хороший», «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырёх типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.

Холеричесеий тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Замедленный и спокойный темп работы для холериков не подходит. Для них больше подходит работа, требующая немедленного исполнения.

Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспособляется к новым условиям, сходится с людьми, общителен, легко переживает неудачи и неприятности. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях – беззаботность, поверхностность, непостоянство. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают разнообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, впечатлительность, склонность к глубоким переживаниям, лёгкая ранимость, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди. Предаёт большое значение мелочам. Склонен к внутренним переживаниям. Болезненно и долго переживает неудачи. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа.

Как видно из приведённых описаний, каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Знаменитый английский психолог Ганз Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.

Показатель «интроверсия – экстраверсия» характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир(интроверсия).

Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, стремление «быть среди людей», импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность.

Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптивностью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

Итак, мы выяснили, что темперамент — врожденная характеристика человека, и каждый темперамент обладает своими слабыми и сильными сторонами; логично предположить, что темперамент и профессия человека должны соответствовать друг другу.

Рассмотрим, какие профессии подходят типам темперамента.

Профессии для лидеров. Холерик

Благодаря своей энергии и азарту, холерик может браться за крупные проекты. Он мыслит глобально, но быстро перегорает, когда наступает этап монотонной работы. Своим напором и эмоциональностью он умеет вдохновить людей и направить их деятельность. Вот почему холерик — по природе своей лидер. Благодаря стрессоустойчивости и умению не впадать в панику в сложных ситуациях холерик внушает людям уважение и может ими эффективно руководить.

В быту холерики часто тоже становятся неформальными лидерами.

Профессии, которые подойдут холерику, связаны с умением быстро реагировать, общением с людьми, продвижением товаров или идей; подходят ему и творческие специальности.

Не стоит идти в профессии, для которых характерны:

  • монотонность;
  • сосредоточенная мыслительная деятельность в одиночестве (холерик предпочитает мозговые штурмы);
  • тщательность и внимание к мелким деталям.

Профессии для холерика:

  • менеджер по продажам;
  • PR-специалист;
  • дизайнер;
  • страховой агент;
  • предприниматель.

Для холерика важен тип работы, эффективность которого оценивается не по количеству затраченных часов, а по результату, а рабочая деятельность выстраивается по проектному принципу (то есть, специалист ведет проект от начала до конца).

Гении коммуникаций. Сангвиник в работе

Благодаря своему стабильному и ровному позитивному фону и общительности эти «люди-солнышки» всегда окружены толпой друзей. С ними приятно пообщаться, и расчетливые сангвиники с удовольствием этим пользуются. Поэтому им особенно подходят профессии, успех в которых зависит от умения общаться с людьми.

Как человек с высокой самооценкой и устойчивой психикой, сангвиник — хорошая кандидатура на руководящую должность.

Сангвиник любит многозадачность, смену впечатлений. Когда ему скучно, продуктивность работы падает.

Сангвинику подходят профессии:

  • администратор;
  • педагог;
  • психолог;
  • менеджер по продажам;
  • экономист;
  • маркетолог;
  • адвокат.

Сложно будет сангвинику в профессиях, которые требуют очень тщательной и кропотливой работы, постоянной сосредоточенности (например, ювелир, диспетчер); не подойдут и профессии, которые не подразумевают общения с людьми.

 

Ставка на сосредоточенность. Флегматик

Для рассудительного и устойчивого флегматика важна спокойная обстановка на работе и возможность сконцентрироваться. Вникнув в рабочий процесс, он может очень долго работать в стабильном среднем темпе и выполнять свою работу тщательно и без ошибок.

Для него важен четкий график работы и конкретные, ясно изложенные задачи.

Флегматик не любит авралов и не создает их сам, зато спокойно относится к монотонной работе.

Он хорошо работает как в одиночестве, так и в коллективе, но слишком большое количество общения его утомляет.

Флегматику не подходят виды деятельности, в которых предполагается активная роль в общении, публичные выступления, презентации (например, лектор, менеджер по продажам).

Профессии для флегматика:

  • программист;
  • администратор баз данных;
  • стоматолог;
  • хирург;
  • ювелир;
  • бухгалтер;
  • ветеринар;
  • водитель;
  • инженер.

Успокоение мятущейся души. Работа для меланхолика

Удивительная черта, свойственная нервным и тревожным меланхоликам — способность успокаиваться за работой. Погрузившись в рабочий процесс, они способны обрести ту уравновешенность, которой им так не хватает в жизни. Они и сами это знают и с удовольствием уходят в работу с головой. Главное — выбрать профессию правильно.

Меланхолик — человек, с одной стороны, внимательный к деталям, с другой — творческий, способный к работе с художественными образами. Поэтому среди поэтов, художников и музыкантов так много меланхоликов.

Также подходят меланхолику профессии:

  • программист;
  • редактор;
  • лаборант;
  • диспетчер;
  • врач.

Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности представлены в приложении 1.

Какие же великие и известные люди обладали тем или иным типом темперамента:

– сангвиники – А. И. Герцен, П. Бомарше, Н. Бонапарт;

– холерики – Пётр I, И. П. Павлов, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев;

– флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон;

– меланхолики – Н. В. Гоголь, А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Практическое исследование по определению типов

темперамента у учащихся 9 – 10 классов

Вторым этапом работы было практическое исследование по определению типов темперамента у учащихся 9 - 10 классов. Объектом исследований были подростки: пятнадцать девушек и десять юношей в возрасте от 13 до 16 лет. Исследование проводилось по Методике Г. Айзенка(см. приложение 2). В ходе работы были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты исследования учащихся по методике Г. Айзенка по выявлению типа темперамента

Все опрошенные

(25 чел.)

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Юноши

5

3

2

0

Девушки

8

4

2

1

Всего (%)

13 (52%)

7 (28%)

4 (16%)

1 (4%)

 

Наглядно результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1 – Типы темперамента старшеклассников

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 52 % – сангвиники; 28 % – холерики, 16 % – флегматики, 4 % – меланхолики.

Интересным оказался структурный состав по половому признаку, данные указаны в рисунке 2 и рисунке 3:

 

Рисунок 2 – Соотношение типов темперамента среди юношей

Итак, по изучению типов темперамента среди юношей были получены данные о том, что 50 % – сангвиники; 30 % – холерики, 20% – флегматики, 0 % – меланхолики.

 

Рисунок 3 – Соотношение типов темперамента среди девушек

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 53% – сангвиники; 27 % – холерики, 7 % – флегматики, 13 % – меланхолики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение

Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.

Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также учителей школы при организации обучения и воспитания подростков. Поэтому в связи с полученными данными были составлены рекомендации для старшеклассников по учёту свойств нервной системы (темперамента) при выборе профессии.

Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в рамках психолого-педагогической деятельности и в вопросах профориентации учащихся.

При учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека: учебник / Н. А. Агаджанян. – М. : РУДН, 2015.

2 Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря) / И. А. Баева. – Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2013. –124 с.

3 Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера / А. В. Батаршев. – Спб. : Питер, 2011. – 368 с.

4 Грановская P. M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб. : Речь, 2013.– 656 c.

5 Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова. – М. : Просвещение, 2014.

6 Добророднева А. Н. Психологические тесты для всех / А. Н. Добророднева. – К. : Таир, 2014.– 223 с.

7 Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты / Е. А. Климов. – М., 2012.

8 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.

9 Неплох Я. М. Человек, познай себя! / Я. М. Неплох – СПб. : Наука, 2011. – 208 с.

10 Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников. –СПб. : Речь, 2013. – 288 с.

11 Павлов И. П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. – М. : Просвещение, 2013. – 234 с.

12 Пономаренко Л. П. Основы психологии для старшеклассников / Л. П. Пономаренко. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 224 с.

13 Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, 2015. – 208 с.

14 Рогов Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2011. – 320 с.

15 Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. – СПб. :Унита, 2011. – 224 с.

16 Тутушкина М. К. Практическая психология / М. К. Тутушкина. – СПб. : Питер. – 2012. – 445 с.

17 Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – М. : Канон, 2014. – 317 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1 – Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

Тип темперамен-та

Характеристика

Профессии

Сангвиник

Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован.  Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».

Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, менеджера по персоналу и т.д.

Холерик

Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих.

Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

Флегматик

Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Трудно сходится с новыми людьми.

Профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения.

Интеллектуальная сфера деятельности: программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика определения темперамента (опросник Г. Айзенка)

Инструкция:

Ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа – важна первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет».

1 Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2 Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3 Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4 Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?

5 Часто ли у тебя меняется настроение?

6 Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7 Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8 Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9 Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10 Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?

11 Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12 Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?

13 Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?

14 Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15 Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16 Тебе можно доверить любую тайну?

17 Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?

18 У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19 Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20 Ты когда-нибудь говоришь неправду?

21 Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22 Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23 Ты часто чувствуешь усталость?

24 Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?

25 Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?

26 Обидчив(а) ли ты?

27 Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28 Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29 У тебя бывают головокружения?

30 Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31 Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32 Любишь ли ты иногда похвастаться?

33 Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?

34 Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35 Ты обычно быстро принимаешь решения?

36 Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37 Тебе часто снятся страшные сны?

38 Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39 Тебя легко огорчить?

40 Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41 Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42 Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43 Тебе нравятся подвижные игры?

44 Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45 Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?

46 Ты любишь часто ходить в гости?

47 Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48 Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49 Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50 Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51 Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?

52 Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53 Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?

54 Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55 Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56 Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57 Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58 Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?

59 Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?

60 Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?

Обработка результатов:

Ответ «да» = «+»

Ответ «нет» = «-»

Шкала экстраверсии – интроверсии (Ш1):

Значение по этой шкале определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах: +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.

Шкала эмоциональной стабильности (Ш2):

Значение по этой шкале определяется по сумме положи­тельных ответов в следующих вопросах: 2,5,7, 10,13,15,18,21,23,26, 29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

Шкала достоверности (Ш3):

Значение по этой шкале считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.

Интерпретация результатов:

Экстраверсия-интроверсия:

Ш1<8:

У тебя ярко выражены черты интроверта

Ш1=8-12

У тебя умеренно выражены черты интроверта

Ш1=12-18

У тебя умеренно выражены черты экстраверта

Ш1>18

У тебя ярко выражены черты экстраверта

Экстраверт: общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны, вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Их эмоции и чувства строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.

Интроверт: спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Эмоциональная устойчивость-неустойчивость:

Ш2<10

Ты обладаешь высокой эмоциональной стабильностью.

Ш2=11-14

У тебя умеренная эмоциональная стабильность

Ш2=15-18

У тебя высокая эмоциональная нестабильность

Ш2=19-24

У тебя очень высокая эмоциональная нестабильность

Эмоциональная стабильность: эмоционально-психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация.

Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.

Достоверность ответов:

Ш3=1-4

Твои ответы были искренними

Ш3≥5

Ты стремишься давать социально одобряемые ответы, в связи с этим достоверность полученных результатов невысока.

В зависимости от значений Ш1 и Ш2 определяется темперамент:

Ш1\Ш2

0-12

13-24

0-12

У тебя преобладает флегматический темперамент

У тебя преобладает меланхолический темперамент

13-24

У тебя преобладает сангвинический темперамент

У тебя преобладает холерический темперамент

Меланхолик: человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Холерик: человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Сангвиник: человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Флегматик: человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

 

Приложение 3

 

Рекомендации для старшеклассников по учёту свойств нервной системы (темперамента) при выборе профессии.

 

Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности. Им подойдут следующие профессии: риэлтор, менеджер, творческие профессии.

Особая подвижность, сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостаёт терпения и настойчивости. Им подойдут такие профессии как: брокер, дизайнер, имиджмейкер, врач.

У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших результатов. . Здесь подойдут следующие профессии: страховой агент, администратор, логистик, нотариус, педагог.

Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают, и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений. Для людей с преобладанием меланхолического темперамента подойдут профессии: дегустатор, декоратор, художник, артист

Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки индивидуального стиля, своих особенных приёмов и способов работы.

Интроверту не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и оказаться не в состоянии принять необходимое решение. Поэтому меланхолику не желательно, например, работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать выдающимися деятелями искусства, из них часто получаются хорошие педагоги.

Флегматику не подойдёт деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

        


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 имени

Оглавление Введение………………………………………………………………

Оглавление Введение………………………………………………………………

Введение Профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека

Введение Профессиональное самоопределение – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека

Гипотеза: темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии

Гипотеза: темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии

ГЛАВА 1. Темперамент. Понятие темперамента 1

ГЛАВА 1. Темперамент. Понятие темперамента 1

Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности

Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности

Что же следует понимать под темпераментом?

Что же следует понимать под темпераментом?

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная

Показатель «интроверсия – экстраверсия» характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир(интроверсия)

Показатель «интроверсия – экстраверсия» характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир(интроверсия)

ГЛАВА 2. Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

ГЛАВА 2. Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

Для холерика важен тип работы, эффективность которого оценивается не по количеству затраченных часов, а по результату, а рабочая деятельность выстраивается по проектному принципу (то есть,…

Для холерика важен тип работы, эффективность которого оценивается не по количеству затраченных часов, а по результату, а рабочая деятельность выстраивается по проектному принципу (то есть,…

Ставка на сосредоточенность. Флегматик

Ставка на сосредоточенность. Флегматик

Они и сами это знают и с удовольствием уходят в работу с головой

Они и сами это знают и с удовольствием уходят в работу с головой

ГЛАВА 3. Практическое исследование по определению типов темперамента у учащихся 9 – 10 классов

ГЛАВА 3. Практическое исследование по определению типов темперамента у учащихся 9 – 10 классов

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 52 % – сангвиники; 28 % – холерики, 16 % – флегматики,…

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 52 % – сангвиники; 28 % – холерики, 16 % – флегматики,…

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 53% – сангвиники; 27 % – холерики, 7 % – флегматики, 13…

Итак, по изучению типов темперамента среди старшеклассников были получены данные о том, что 53% – сангвиники; 27 % – холерики, 7 % – флегматики, 13…

Заключение Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но…

Заключение Изучив информацию о влиянии типа темперамента на выбор профессии, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но…

При учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу

При учёте типа темперамента, его свойств и личных способностей достаточно легко сделать правильных выбор будущей профессии, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу

Список литературы 1 Агаджанян

Список литературы 1 Агаджанян

Рогов Е. И. Психология человека /

Рогов Е. И. Психология человека /

Приложение 1 Таблица 1 – Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

Приложение 1 Таблица 1 – Соответствие типов темперамента и направлений профессиональной деятельности

Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по

Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по

Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью

Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью

Приложение 2 Методика определения темперамента (опросник

Приложение 2 Методика определения темперамента (опросник

Ты часто чувствуешь усталость? 24

Ты часто чувствуешь усталость? 24

Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 53

Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 53

Ш1=8-12 У тебя умеренно выражены черты интроверта

Ш1=8-12 У тебя умеренно выражены черты интроверта

Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация

Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация

Приложение 3 Рекомендации для старшеклассников по учёту свойств нервной системы (темперамента) при выборе профессии

Приложение 3 Рекомендации для старшеклассников по учёту свойств нервной системы (темперамента) при выборе профессии

Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки индивидуального стиля, своих особенных приёмов и способов…

Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки индивидуального стиля, своих особенных приёмов и способов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023