Современный мир сложен, многогранен и неустойчив. Как правильно адаптироваться к скоростному режиму времени? Что рассказать идущему нам на смену поколению? Как понять подростков, с которыми у нас огромная историческая пропасть? Эти вопросы должен задавать каждый современный педагог.
Сегодняшняя школа – это дышащий вулкан. Самым важным и сложным аспектом работы в школе является общения. Каждый субъект образовательного процесса (учителя, родители и ученики) имеют на систему образования свои взгляды и уверенность в свой правоте. Именно по этому и возникают конфликты между учителями и родителями ребенка, которые не имеют возможности уделять должного внимания образованию школьника и , стараясь оправдать собственное бессилие, начинают обвинять педагогов во всех возникших проблемах. Чаще всего родители пытаются навязать учителю правила обучения и воспитания собственного дитя. Поэтому, каждому учителю необходимо психологические знания. Однако всем надо понимать, что работая в школе, учитель должен учитывать особенности каждого ученика, выбирая способ организации процесса обучения , который будет проводить к позитивной динамике ученического коллектива. При этом индивидуализировать процесс возможно только в конкретных ситуациях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цевелева Татьяна Александровна
Педагог психолог МБОУ «СОШ № 25 «Гелиос»
с углубленным изучением отдельных предметов» НГО
Email: domlub@rambler.ru
Современный мир сложен, многогранен и неустойчив. Как правильно
адаптироваться к скоростному режиму времени? Что рассказать идущему нам на
смену поколению? Как понять подростков, с которыми у нас огромная
историческая пропасть? Эти вопросы должен задавать каждый современный
педагог.
Сегодняшняя школа – это дышащий вулкан. Самым важным и сложным аспектом
работы в школе является общения. Каждый субъект образовательного процесса
(учителя, родители и ученики) имеют на систему образования свои взгляды и
уверенность в свой правоте. Именно по этому и возникают конфликты между
учителями и родителями ребенка, которые не имеют возможности уделять
должного внимания образованию школьника и , стараясь оправдать собственное
бессилие, начинают обвинять педагогов во всех возникших проблемах. Чаще всего
обучения и воспитания
родители пытаются навязать учителю
собственного дитя. Поэтому, каждому учителю необходимо психологические
правила
знания. Однако всем надо понимать, что работая в школе, учитель должен
учитывать особенности каждого ученика, выбирая способ организации процесса
обучения , который будет проводить к позитивной динамике ученического
коллектива. При этом индивидуализировать процесс возможно только в
конкретных ситуациях.
Вот и получается, что учитель просто обязан быть психологом.Знание детской психологии дает возможность преподавателю понять скорость
усвоения предметного материала, реакцию мыслительных процессов, адекватно
проанализировать поведенческие аспекты подростка и предугадать его дальнейшие
действия.Это довольно сложная работа. Все педагоги заканчивая педагогические
ВУЗы или Педучилище, слушали курс возрастной психологии. Но , рутинная
работа и каждодневный труд «замыливают» дополнительные знания. Поэтому,
если педагог желает быть специалистом в ведении бесконфликтных диалогов,
должен понимать, что это довольно трудная работа, требующая самодисциплины,
самоорганизации.
Встает вопрос, где и как приобрести или «освежить» знания психологии и навыки
применения этой теории. Конечно, хотелось бы, чтобы учитель имел возможность
периодически участвовать в различных психологических тренингах , семинарах,
мастер классах по приобретению навыков «рационального» общения. Это столь же
важно, как и наличие у педагога навыков преподавания того или иного предмета.
Если рассматривать все стороны психологических знаний у учителя, то следующим
аспектом, не мало важным , является умение «держать» и видеть весь ученический
коллектив.
При общении с ребенком взрослые должны вести себя правдиво, эмоционально
насыщенно и корректно. Необходимо не только поощрять учащихся словом и
взглядом, но также важно заставить его задуматься над различными вопросами
общения и поведения. Одних учащихся необходимо поддержать, подбодрить, а от
других – добиться уважения и понимания. При этом учитель должен уметь
использовать как методики простейшего диагностирования, так и наблюдения за
динамикой развития взаимоотношений. И какой бы грамотный не был специалист,
без особых возрастных психологических знаний, не сможет удержать и завоевать
внимания ученического коллектива.
Поэтому, владея научными психологическими знаниями, педагог всегда будет
уверен в своих действиях, будет стараться создавать бесконфликтную атмосферусо всеми участниками образовательного процесса, а самое главное, не допустит
профессиональную и эмоциональную деформацию.
Учителя хотят видеть как компетентного профессионала, улыбчивого
удовлетворенного человека.