«Психологические аспекты подготовки молодёжи к службе в силовых структурах через военно-патриотический клуб «Миротворец»

  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • doc
  • 16.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При подготовке к службе в Вооруженных силах или в любой силовой структуре необходимо, чтобы каждый был подготовлен, как физически и духовно, так и психологически. Это является важной составляющей основу любой подготовки в любой ситуации и каких бы Вооруженных силах или структурах данный человек не находился. Главное быть всегда психологически настроенным для готовности выполнить поставленную задачу.....
Иконка файла материала Психологические аспекты подготовки молодёжи.doc
«Психологические аспекты подготовки молодёжи к службе в силовых структурах  через военно­патриотический клуб «Миротворец» Насыров В.И.  МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина»  г. Черемхово Иркутской области   За   последнее   время   в   российском   обществе   значительно   усилились   националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм,  жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.   Поэтому   сегодня   одним   из   острых   вопросов   нашего   общества   является   вопрос патриотического   воспитания   современной   молодежи.   В   настоящее   время   в   нашей   стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор  будущей профессии.    Составной   частью   патриотического   воспитания   является   воспитание,   направленное   на формирование   готовности   юношей   к   военной   службе   как   особому   виду   государственной службы.   Оно   характеризуется   специфической   направленностью,   глубоким   пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.   Тема «Психологические аспекты подготовки молодёжи к службе в силовых структурах» выбрана мной не случайно, так как я на протяжении многих лет являюсь руководителем военно­патриотического   клуба   «Миротворец»,   действующего   на   базе   образовательной средней школы № 8 г. Черемхово.   И одним из главных направлений деятельности клуба является именно патриотизм.  Цель данной работы:  ­ обозначить спектр психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы, с целью создания мотивации и подготовки их к священной обязанности ­ защите своего Отечества.  Также мною  были определены задачи исследования: ­ Обозначить и проанализировать методологические основы военно­патриотической работы в школьном клубе с помощью диагностики и  психологических тренингов. ­   Наметить   возможные   критерии   повышения   эффективности   военно­патриотического воспитания через психологические аспекты.   Вернёмся к клубу «Миротворец». В клубе  подростки приобретают нравственные, морально­ психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.  В направления деятельности клуба входят: изучение летописи родного края, основ военной и специальной подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, а также психологическая помощь в познании самого себя.  В своей деятельности члены военно­патриотического клуба «Миротворец» руководствуются нормативно­правовыми документами, такими как: Конституция и законы Российской Федерации; Закон  «Об образовании»;  Закон «О правах ребенка»; Устав клуба.Основными   принципами   деятельности   военно­патриотического   клуба   являются:   принцип добровольности   и   взаимодействия,   принцип   учета   индивидуальных   и   возрастных особенностей;   принцип   равноправия   и   сотрудничества;   принцип   гласности   и самостоятельности; принцип ответственности и коллективности.   В   клубе   занимаются   подростки   от   12   до   16   лет.   Они   обучаются   строевой   подготовке, стрельбе из пневматического оружия, учатся   собирать и разбирать автомат Калашникова, изучают историю своего Отечества и родного края.    Одним из действенных направлений военно­патриотического клуба «Миротворец» является мониторинг, как форма организации исследований.  В исследовании по деятельности военно­патриотического клуба были применены следующие методы:  1.   Диагностика,   включающая   в   себя   беседу   с   обучающимися,   родителями   и   педагогами. Метод   наблюдения,   анкетирование,   психологическое   обучение   и   тренинги,   а   также психологическое информирование учащихся.  2. Постоянно  на занятиях клуба мы применяем психологическое информирование учащихся, то   есть   передаём   знания   подросткам     самостоятельно   пользуясь   которыми,     они     могут оказывать самим себе и другим первичную психологическую помощь.    Что  касается   психологического   обучения   на  занятиях   военно­патриотического   клуба,   то здесь учитывается   форма выработки и   совершенствования различных умений и навыков поведения членов клуба, осуществляемая в условиях групповой тренировочной деятельности. Так к примеру, одни участники клуба отличаются дисциплинированностью, другие умением с точностью       стрелять в цель с определенного расстояния, третьи отлично знают историю государства, имена  великих  командиров и полководцев. Тем самым  на занятиях происходит обмен знаниями. Ребята сами обучают друг друга.   являются 3.   Излюбленным   методом   работы   в   психологические тренинги   — групповые занятия со школьным психологом.   Сюда входят ролевые, деловые   и мунипулятивные игры, упражнения для ума, а также упражнения на развитие   интеллектуальных   способностей   (памяти,   наблюдательности, восприятия,   логики).   Тренинги   по   соответствию   приобретенных   навыков,   связанных   с техникой   стрельбы,   строевой   подготовки,   освоению   психологических   приёмов,   помогают сгладить конфликты между членами клуба,   развить навыки  саморефлексии, провести анализ собственных знаний и действий, снять  негативное состояние, повысить  уровень уверенности в себе. 4.   Ещё   один   действенный     метод   исследования   в   работе   военно­патриотического   клуба анкетирование.   Опрос   с   помощью   анкет   мной   используется   с   целью   получения психологической и другой информации от учащихся.     Приведу   несколько   примеров   анкетирования,   которое   я   проводил   с     членами   военно­ патриотического клуба «Миротворец» на патриотические темы.  Итак,  ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:  ­любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, ­верить в будущее России − 13,2 %,  ­защищать интересы страны − 12,1 %,   ­гордиться славным прошлым – 11,2 %, ­мне всё равно — 15%. На вопрос: «Хотите ли вы служить в армии?»  40 % опрошенных  ответили положительно, 29 % учащихся сомневаются;    школьном   патриотическом   клубе     мышления,16,1 % не хотят служить и  затрудняются пояснить почему.    На   основании   мониторинговой   работы   выяснилось,   что   среди   школьников   идея патриотического   воспитания   достаточно   востребована,   но     обучающиеся   недовольны отсутствием   мероприятий   по   гражданско­патриотическому   воспитанию   и   ожидают определенных шагов в этом направлении.    В   ходе   диагностики   состояния     патриотического   воспитания   в   школе   были   выявлены следующие   проблемы:   снижение   уровня   патриотизма   и   гражданского   самосознания школьников,   отсутствие   чувства   гордости,   любви   и   привязанности   к   Родине;     падение интереса   к   истории   своей   страны,   народа,   культурным   богатствам   России,   национальной культуре,   а   также   проявление   среди   школьников   негативизма,   равнодушия,   эгоизма, индивидуализма,   цинизма,   демонстративного   отношения   к   взрослым,   жестокости   и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.   Подводя итоги, хочется обратить внимание, что проблему патриотизма начиная с 18­19 веков рассматривали   Локк,   Дидро,   Гегель,   Руссо.   В   советской   педагогике  начало   исследования проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно­демократического движения: Радищева, Герцена,  Белинского, Чернышевского,  Добролюбова.  В 60­80­е годы   ХХ века теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах  Аргазина, Аронова, Бабанского,     Бублика, Караковского,   Ковалёва,   Ященко и других.    В МОУ «Средняя школа № 8 им. А. С. Пушкина» г. Черемхово специально разработана и действует   программа   психолого­педагогического   консультирования   по   отношению   и подготовке подростков к службе в армии. Также проводился констатирующий эксперимент по изучению состояния патриотизма у старшеклассников.,  корректировался ход работы с учетом анализа   результатов,   полученных   в   ходе   консультирования,   как   исследовательской   работы; обобщались данные анкет, тестирования, диагностирования.   Применение в деятельности военно­патриотического клуба  вышеуказанных психологических методик, помогают мне, как педагогу составить  психологическую характеристику личности каждого   члена   клуба,   необходимую   для   его   успешного   обучения   и   воспитания, закономерности   формирования   и   проявления   личности   подростка   и   раннего   юношеского возраста.