Психологический портрет личности
Оценка 4.8

Психологический портрет личности

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
08.06.2022
Психологический портрет личности
Психологический портрет личности.docx

 

Конспект урока по обществознанию

на тему « Психологический портрет личности»

 

Цели урока: дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных черт характера человека; способствовать становлению и развитию личности учащегося.

Основные понятия : темперамент, характер, способности, интеллект, чувства, эмоции, человек, индивид, личность, индивидуальность, мировоззрение.

 

Ход урока

I.                  Проверка домашнего задания

     II.       Постановка проблемы.

(учитель обращается к любому ученику)

– Кто ты такой? ( ученик, сын, дочь, друг, одноклассник. )

– Чем мы отличаемся друг от друга?

(Как правил,  называют внешние отличия)

– Какого человека мы можем назвать личностью?

(уч-ся должны актуализировать знания, полученные  ранее)

– Можно ли сказать, что каждый из нас неповторим? (конечно)

– Кроме внешних, какие различия есть у нас еще? ( Мы отличаемся по характеру,

кто-то спокойный, а кто-то нет и т. д. )

– Вы бы хотели знать об этих различиях больше? (Да)

– Предположите, какова тема нашего урока.

(Если учащие не могут сразу сформулировать, то учитель должен их поправить:       « Кто скажет иначе? Как точнее?» и т. д. )

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала

1.     Индивид. Личность.

В своей речи мы часто употребляем близкие, но не равнозначные на самом деле понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек, появляясь на свет как индивид, развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, приобретает социально обусловленные свойства и качества, и постепенно становится личностью, которая наделена неповторимым сочетанием психологических особенностей, образующих индивидуальность.

Человек современного вида (homo sapiens – человек разумный) – высшая ступень жизни на Земле, единственный представитель семейства людей, принадлежащих к отряду приматов и входящих в класс Млекопитающие.

Специфическими особенностями человека, отличающим его от животных, являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Человек обладает членораздельной речью и сознанием, способен создавать орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей.

Индивид – это человек как биологическое существо, единичный представитель семейства людей. Однако не каждый индивид является личностью. Появившийся на свет младенец – индивид, но он еще не личность. Человек, выросший вне человеческого общества ( например, Маугли, Тарзан и др.), - индивид, но не личность.

Таким образом, индивид – это человек, который еще не состоялся как личность.

Личность – это человек как общественное существо, как продукт развития общества.

Личность можно характеризовать следующими качествами: осознания своего «я»; способность делать свой выбор  и нести ответственность за него; кроме того личности должно быть свойственно творчество.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание личностных свойств и качеств человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью его жизненного опыта.

Индивидуальность проявляется в направленности, темпераменте, характере, способностях, индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), общении, поведении, привычках  и  т. д. .

2.     Свойства психологического портрета личности.

Ведущим свойством личности является направленность – сложившаяся система знаний, взглядов, убеждений, потребностей, мотивов, целей ( иначе это называется мировоззрением человека).

Мировоззрение – это устойчивая система научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества. Мировоззрение определяет жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности.

Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства, эмоции.

3.     Темперамент. Особенности проявления темперамента ( основные виды темперамента).

Темперамент – это психическое свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений.

Особенности темперамента обусловлены соотношением возбуждения и торможения, зависят от их силы, уравновешенности и подвижности.

Для закрепления материала учащиеся выписывают краткие характеристики различных видов темперамента.

Сангвиник - это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен.

Холерик - это субъект, обладающий одним из четырёх основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, часто бывает агрессивным.

Флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надёжную память, а их решение является продуманным, взвешенным и без риска.

Меланхолик - пассивный/инертный тип темперамента, отличающийся повышенной эмоциональностью, чувствительностью, а также тревожностью. Обладая хорошими творческими способностями, они имеют слабую нервную систему, которая периодически «даёт сбой».

Хороших и плохих темпераментов не бывает.  Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом и т.д.

Известно, например, что Суворов и Менделеев были холериками, Герцен, Энгельс, Бомарше – сангвиниками, Крылов, Кутузов – флегматиками, а Ньютон и Гоголь – меланхоликами.

4.     Характер. Психологические особенности характера.

     Характер -  это свойство личности, определяющее поведение человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.

         Основой характера являются морально – волевые качества личности. Слабовольные, слабохарактерные люди легко меняют свои взгляды, суждения, решения под влиянием других, у них слова расходятся с делом.

         Характер не является врожденным свойством личности. Он формируется и развивается в процессе активной деятельности под действием окружающей среды, воспитания и самовоспитания.

5.     Способности. Общая характеристика способностей.

Все люди отличаются друг от друга по темпераменту, характеру, а также по способностям.

Способности – это свойство личности, заключающееся в той быстроте, с которой необходимые свойства могут быть развиты и до какой степени в своем развитии они могут быть доведены.

Способности представляют собой совокупность таких индивидуальных особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Способности не следует путать со знаниями, навыками и умениями. Способности проявляются, прежде всего,  в скорости развития навыков и умений. От способностей зависит успешность овладения знаниями, умениями и  навыками.

Способности рассматриваются не как готовые, а как развивающиеся в деятельности свойства, что позволяет выделить потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные способности – это способности, которые связаны с задатками. Они могут быть реализованы или нет.

Актуальные способности – реализуются в зависимости от конкретных условий. Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению. Как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными.

Способность человека к познанию и логическому мышлению – это интеллект.

6.     Чувства и эмоции.

Чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе.

Эмоция – это длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые и вспоминаемые ( например, уход в себя и чувство одиночества).

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей.

К высшим чувствам относятся: моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные – это чувства долга, ответственности, совести и т.п. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Эти чувства выражают отношения человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Эстетические чувства – это отношение к красоте, восхищение прекрасным. Источником эстетических чувств является прежде всего природа, а также искусство.

К низшим чувствам относятся чувства, связанные с удовлетворением потребностей в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и т.п.

V. Закрепление изученного

Вопросы для закрепления:

- Что такое индивид?

- Дайте определение личности. Каждый ли человек  - личность?

- Что такое индивидуальность?

- Что такое темперамент, основные виды темперамента?

 - Что такое характер и чем он отличается от темперамента?

- Перечислите положительные и отрицательные черты характера, объясните свой выбор.

- Что такое способности?

 - Можно ли развивать свои способности?

- Что такое чувства, эмоции?

- Как вы понимаете характеристику «человек настроения»? Кого так называют и почему?

Домашнее задание:

Подготовить доклады, сообщения о биографиях, жизнедеятельности выдающихся, замечательных личностей с описанием их темперамента и характера.

 


 

Конспект урока по обществознанию на тему «

Конспект урока по обществознанию на тему «

Человек, выросший вне человеческого общества ( например,

Человек, выросший вне человеческого общества ( например,

Такие люди имеют надёжную память, а их решение является продуманным, взвешенным и без риска

Такие люди имеют надёжную память, а их решение является продуманным, взвешенным и без риска

Эмоция – это длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые и вспоминаемые ( например, уход в себя и…

Эмоция – это длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые и вспоминаемые ( например, уход в себя и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022