Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы (с использованием кейс-технологии) «Какой он – мой ребенок".
Оценка 4.7

Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы (с использованием кейс-технологии) «Какой он – мой ребенок".

Оценка 4.7
Работа с родителями +1
doc
Междисциплинарный 3
12.04.2020
Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы  (с использованием кейс-технологии)  «Какой он – мой ребенок".
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы родителей проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску.
«Какой он – мой ребенок..doc

DSC00631Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы  (с использованием кейс-технологии)

 «Какой он – мой ребенок".

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна.

 

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы родителей  проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Активные формы  и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

  • усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка.
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Идея : сотрудничество

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком
  • признание права ребенка на выбор
  • отработка навыков общения

Ценность:

  • отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком
  • сплочение ДРО «Мы -семья»

Элементы и приемы:

  • игровая терапия( игры и упражнения)

арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

 

Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
 
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
 
Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
 
• Говорить долго и не по теме.
 
• Говорить четко и конкретно.
 
• Перебивать друг друга.
 
• Правило «поднятой руки».
 
• Быть пассивным и мрачным.
 
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
 
• Правило хорошего настроения.
 
Итак, правила поведения на нашей встрече мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
 
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
 
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме ромашки. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
 
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Дом для души», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.
  Стикеры надо прикрепить в начале пути.  

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте по удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?                                                                                                  Упражнение «Что значит любить своего ребенка?».

Цель: способствовать осознанию и осмыслению любви к ребенку.

Инструкция: «Скажите, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?».

Возможные ответы: забота о ребенке, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать ему вещи и еду, говорить: «Я тебя люблю».  Обратить внимание на общение с ребенком не все родители стремятся быть почаще с ребенком и т.д.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ

Разыгрывают 2 педагога

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?

 

Психолог. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью коллажа. 
Перед вами на столах есть цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача - за 5 минут создать коллаж или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи. 
Во время проведения тренинга родители создают  очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.

Упражнение «Чаша»

Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток), напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

 Упражнение « Чем я согреваю своего ребенка”.

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Давайте поделимся своими  находками.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

Упражнение «Почему не любят?».

Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям.

Инструкция: «Скажите, почему некоторые родители не любят своего ребенка?»

Возможные ответы:

1. Ребенок был незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить в свое удовольствие. И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

2. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения (похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражения лица вызывают у неё глухую неприязнь).

3. Родители стремятся компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желают доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которую приходится нести.

4. Родители не любят себя. Родители с низким самоуважением испытывают огромные трудности, стремясь дать своим детям любви больше, чем они имеют её к самим себе.

Наверное, самое лучшее, что может сделать мужчина для своих детей, - это любить их мать.

5. Родители часто ошибочно полагают, что их дети обязаны оправдывать их ожидания. Дети представляются как форма собственности

Краткий итог. Вследствие вышеперечисленных причин у ребенка могут возникнуть негативные эмоциональные проявления.

Упражнение «Шесть платочек».

Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.

Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:

Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

 

Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

- Мама, а кто такой дядя Саша?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.

- Мам, а меня Аринка ждет в детском садике, которая…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.

- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Краткий итог и обсуждение.

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в тоже время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему?

Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?

Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?

- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».

Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.

Упражнение «У кого больше «любимок»».

Цель: способствовать формированию умения любить окружающих.

Инструкция: Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих любимок, т.е. любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

 Психолог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись  ли наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

 

Список литературы и источников:

Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. –

Саранская О.Н. Психологический тренинг для  дошкольников «Давайте дружить!». – М., 2008.

 


Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы (с использованием кейс-технологии) «

Психологический практикум с элементами тренинга для родителей 2 младшей группы (с использованием кейс-технологии) «

Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы

Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы

Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека

Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека

Что хотелось сделать?

Что хотелось сделать?

Психолог. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья

Психолог. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья

Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям

Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям

Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше

Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше

Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в тоже время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“!

Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в тоже время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020