Психологический практикум с элементами тренинга «Основные признаки «Кризиса трёх лет»
Оценка 5

Психологический практикум с элементами тренинга «Основные признаки «Кризиса трёх лет»

Оценка 5
Работа с родителями
doc
Междисциплинарный 3
12.04.2020
Психологический практикум с элементами тренинга                                  «Основные признаки  «Кризиса трёх лет»
Этот метод позволяет «заставить» родителей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы
«Основные признаки «Кризиса трёх лет».doc

                                    Психологический практикум с элементами тренинга

                                 «Основные признаки  «Кризиса трёх лет» 

с использованием  метода «Модератора» (moderator – посредник, регулятор). (Этот метод позволяет «заставить» родителей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы).

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна

ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей  3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Задачи:

Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.

Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели и педагог- психолог.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас. Вы, Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!  А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.  Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его “втором” доме – в ДОУ.  А что для этого нужно?

 1. Игра «Волшебный шар». Для начала давайте поиграем в игру «Волшебный  шар». Посмотрите, какой разной формы и  цвета наши шары, выберите шар .  Наша задача надуть шар, 5 вздохов - 5 пожеланий нашим детям. Шары получились все разные по форме, по размеру. Так и наши дети, необычные и разные, и по росту, и по характеру, и по темпераменту.  Нарисуем схематически лицо нашего малыша. Соберем все шары вместе, вот какие мы шаловливые, интересные, веселые, необычные и т.д.

2. Рефлексия "Ладошка".
 Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Возьмите нарисованную ладошку своего ребенка и представьте его. Ребенок изменился, чему-то научился, а что  у него изменилось. Каждый палец на этой ладошке – характеристика вашего ребенка. Ваша задача - подписать каждый палец. На ладошке ребенка напишите те главные качества, которые у него сейчас. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы (Высказывания родителей.). Вывешиваем ладошки на мольберт.
 А кто воспитал такого чудесного малыша? Конечно, Вы.

3. Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается ! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем. - Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

- Ребенок.

- Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые.

- Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …

- Себя!

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Послушайте, пожалуйста:

Малыш 2,2-3 лет:

Мама, дай машинку (куклу)!                                                                                

 Мама дает со словами:
- Возьми, сынок (доченька).
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку (куклу)!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку (куклу)!!! А-а-а!!!

Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Наш любимый малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо. Отказывается от того,  что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.  Как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет.

То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить...

И так, мы сегодня поговорим и о кризисе: 

"Кризис 3-х лет".

Информационный блок

К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.

Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов» (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).

Ведущий: Итак, Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет». На звёздочках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из них те, которые характеризуют «Кризис трёх лет». (Родители выходят, вывешивают).

Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

Ведущий: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса.

Дополнительная информация:

 «Негативизм» (вывешиваю звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

 «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать.

«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.

В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».

 В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Педагог-психолог раздаёт каждой группе по рецепту).

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание,

смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности,

добавить собственной Ответственности,

приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

 

 

Дополнительная информация для педагога:

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей?                      (Ответы родителей).

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период»

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

 

 Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. 
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: 
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь. 
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.                                                            

 - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. 
Обсуждение: 
- Сложно было выполнить задание? 
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд? 
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей 
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,». 
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...». 
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. 
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.                                                                          

 Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому, давай те определим, сбылись ли наши ожидания. Если да, подымите красную звездочку, если нет – синюю. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч! 

 

 


Психологический практикум с элементами тренинга «

Психологический практикум с элементами тренинга «

На ладошке ребенка напишите те главные качества, которые у него сейчас

На ладошке ребенка напишите те главные качества, которые у него сейчас

А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?) -

А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?) -

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Опека наша для ребенка – та же скорлупа

Опека наша для ребенка – та же скорлупа

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование

Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей

Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020