Психологический практикум с элементами тренинга
«Основные признаки «Кризиса трёх лет»
с использованием метода «Модератора» (moderator – посредник, регулятор). (Этот метод позволяет «заставить» родителей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы).
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна
ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Задачи:
Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Участники: родители, воспитатели и педагог- психолог.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас. Вы, Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”. Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его “втором” доме – в ДОУ. А что для этого нужно?
1. Игра «Волшебный шар». Для начала давайте поиграем в игру «Волшебный шар». Посмотрите, какой разной формы и цвета наши шары, выберите шар . Наша задача надуть шар, 5 вздохов - 5 пожеланий нашим детям. Шары получились все разные по форме, по размеру. Так и наши дети, необычные и разные, и по росту, и по характеру, и по темпераменту. Нарисуем схематически лицо нашего малыша. Соберем все шары вместе, вот какие мы шаловливые, интересные, веселые, необычные и т.д.
2. Рефлексия "Ладошка".
Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Возьмите нарисованную ладошку
своего ребенка и представьте его. Ребенок изменился, чему-то научился, а что у
него изменилось. Каждый палец на этой ладошке – характеристика вашего ребенка.
Ваша задача - подписать каждый палец. На ладошке ребенка напишите те главные
качества, которые у него сейчас. Возможно - это ключ к решению вопросов, на
которые вы не могли найти ответы (Высказывания родителей.). Вывешиваем ладошки
на мольберт.
А кто воспитал такого чудесного малыша? Конечно, Вы.
3. Психологическая разминка "Очень я собой
горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!
(Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и
удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь
все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна
самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться
так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне
помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен
и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня
получается ! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)
- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди Всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем. - Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?
- Ребенок.
- Каким должен быть этот Путник?
- Благородным Человеком.
- Кто же воспитывает его?
- Мы, Взрослые.
- Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!
Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …
- Себя!
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)
- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.
Послушайте, пожалуйста:
Малыш 2,2-3 лет:
Мама, дай машинку (куклу)!
Мама дает со словами:
- Возьми, сынок (доченька).
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку (куклу)!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку (куклу)!!! А-а-а!!!
Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Наш любимый малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет.
То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить...
И так, мы сегодня поговорим и о кризисе:
"Кризис 3-х лет".
Информационный блок
К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.
Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов» (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).
Ведущий: Итак, Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет». На звёздочках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из них те, которые характеризуют «Кризис трёх лет». (Родители выходят, вывешивают).
Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.
Ведущий: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса.
Дополнительная информация:
«Негативизм» (вывешиваю звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».
«Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать.
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.
Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».
В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.
«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».
«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Вывод: основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Педагог-психолог раздаёт каждой группе по рецепту).
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).
Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком.
Взять Принятие, добавить к нему Признание,
смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности,
добавить собственной Ответственности,
приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.
Дополнительная информация для педагога:
Смысл слов:
Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.
Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.
Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.
- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.
Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.
Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.
Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».
Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»
Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.
Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей? (Ответы родителей).
Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период»
Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.
Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается
указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены
устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети
маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем
изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».
Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только
тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать
тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не
провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных
правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства
и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать
нельзя, потому что ...».
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает
нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою
активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива
заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут
повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о
наказании за несоблюдение правил.
Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому, давай те определим, сбылись ли
наши ожидания. Если да, подымите красную звездочку, если нет – синюю. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить
на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их
надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.