Психологический практикум с элементами тренинга «Основные признаки «Кризиса трёх лет»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этот метод позволяет «заставить» родителей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы
Иконка файла материала «Основные признаки «Кризиса трёх лет».doc

                                    Психологический практикум с элементами тренинга

                                 «Основные признаки  «Кризиса трёх лет» 

с использованием  метода «Модератора» (moderator – посредник, регулятор). (Этот метод позволяет «заставить» родителей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы).

Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна

ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей  3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Задачи:

Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.

Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели и педагог- психолог.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас. Вы, Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!  А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.  Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его “втором” доме – в ДОУ.  А что для этого нужно?

 1. Игра «Волшебный шар». Для начала давайте поиграем в игру «Волшебный  шар». Посмотрите, какой разной формы и  цвета наши шары, выберите шар .  Наша задача надуть шар, 5 вздохов - 5 пожеланий нашим детям. Шары получились все разные по форме, по размеру. Так и наши дети, необычные и разные, и по росту, и по характеру, и по темпераменту.  Нарисуем схематически лицо нашего малыша. Соберем все шары вместе, вот какие мы шаловливые, интересные, веселые, необычные и т.д.

2. Рефлексия "Ладошка".
 Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Возьмите нарисованную ладошку своего ребенка и представьте его. Ребенок изменился, чему-то научился, а что  у него изменилось. Каждый палец на этой ладошке – характеристика вашего ребенка. Ваша задача - подписать каждый палец. На ладошке ребенка напишите те главные качества, которые у него сейчас. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы (Высказывания родителей.). Вывешиваем ладошки на мольберт.
 А кто воспитал такого чудесного малыша? Конечно, Вы.

3. Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается ! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)

- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем. - Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

- Ребенок.

- Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые.

- Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …

- Себя!

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Послушайте, пожалуйста:

Малыш 2,2-3 лет:

Мама, дай машинку (куклу)!                                                                                

 Мама дает со словами:
- Возьми, сынок (доченька).
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку (куклу)!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку (куклу)!!! А-а-а!!!

Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Наш любимый малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо. Отказывается от того,  что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.  Как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет.

То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить...

И так, мы сегодня поговорим и о кризисе: 

"Кризис 3-х лет".

Информационный блок

К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.

Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов» (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).

Ведущий: Итак, Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет». На звёздочках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из них те, которые характеризуют «Кризис трёх лет». (Родители выходят, вывешивают).

Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.

Ведущий: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков. Выберите из предложенных только семь признаков, которые характеризуют проявление кризиса.

Дополнительная информация:

 «Негативизм» (вывешиваю звезду) – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».

 «Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать.

«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам.

Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.

В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».

 В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.

«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».

«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Вывод: основными признаками  «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Педагог-психолог раздаёт каждой группе по рецепту).

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание,

смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности,

добавить собственной Ответственности,

приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

 

 

Дополнительная информация для педагога:

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей?                      (Ответы родителей).

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период»

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

 

 Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. 
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: 
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь. 
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.                                                            

 - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге. 
Обсуждение: 
- Сложно было выполнить задание? 
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд? 
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей 
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,». 
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...». 
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. 
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.                                                                          

 Рефлексия
Психолог. Наша встреча завершается, поэтому, давай те определим, сбылись ли наши ожидания. Если да, подымите красную звездочку, если нет – синюю. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!