ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЗИТИВ- ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Оценка 4.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЗИТИВ- ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Оценка 4.8
docx
06.12.2023
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЗИТИВ-   ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Статья.docx

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЗИТИВ-   ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА               ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

Профилактика эмоционально-психологического состояния преподавателей проводится психологическими методами: организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий, с применением игровых, рисуночных методов и др. Профилактическая  работа с преподавателями организуется психологом с преподавателями, обладающими высоким уровнем эмоционального выгорания, затрудняющими выполнение процесса профессиональной деятельности: безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Наумова М.Л. [1] определяет коррекцию как поддержку психологического здоровья человека. В качестве методов индивидуальной коррекционной работы можно использовать непрямые методы: свободное рисование с беседой о рисунке, упражнения с полярностями, упражнения по изучению особенностей решения конфликтов и выстраиванию бесконфликтных межличностных отношений [Там же, с. 121].

Профилактическая работа с преподавателями по снижению уровня эмоционального выгорания – это целенаправленный процесс выявления проблем эмоционально-психологического состояния, а также проведение специальной психолого-педагогической работы с целью изменения поведения учителей, развития сферы межличностных отношений, улучшение эмоционально-психологического состояния и снижение уровня тревожности.

Профилактическую работу с преподавателями по снижению уровня эмоционального выгорания мы рассматриваем как процесс, имеющий цели, содержание, организационно-методические основы, рассматривается нами как процессуальная система. Причин возникновения социально-психологического тренинга как средства по снижению уровня эмоционального выгорания учителей много, одной из них является отдаленность современной образовательной системы от реальных жизненных ситуаций и от умения использовать инструменты развития практических навыков.

Такие пробелы необходимо восполнять. Существенным «восполнением» в современном мире является тренинг. Осознание, что системе образования необходимы альтернативные подходы, возникло более 350 лет назад. Данный аспект осветил Я.А. Каменский. Еще в XVII веке он создал школу-театр, где проигрывались и переживались учениками изучаемые знания. Это можно считать прототипом современного тренинга. В настоящее время общепринятого определения тренинга не существует, что приводит к обозначению данным термином различных приемов, форм, способов и средств, используемых в педагогической и психологической практике. Термин «тренинг» можно обозначить как: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка.

Ю.Н. Емельянов дает определение понятию «тренинг» как группе методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [3, с.16].

А.С. Прутченков причисляет тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления [4, с. 23].

Мы, основываясь на вышеперечисленных толкованиях, считаем тренинг многофункциональным методом намеренного изменения социально-психологических феноменов личности, целью которого является гармонизация профессионального, личностного и социального бытия человека.

В ходе тренинга происходит приобретение профессиональных и личностных качеств субъектом, что помогает ему в решении социально-личностных проблем. Тренинг предназначен в первую очередь для обмена опытом между участниками. При доверительном взаимодействии преодолеваются стереотипы, меняется отношения субъекта к себе. Тренинг помогает каждому стать самим собой. Универсальность тренинга заключается в том, что он способен ускорить и оптимизировать любую стадию работы и применяется для решения задач, отличающихся сложностью – начиная тренировками простейших навыков, заканчивая стратегическим планированием и практическим применением.

Тренинг – это модель реальной жизни, в которой, человек не рискует деньгами, имиджем, самой жизнью, в отличие от настоящей, но может «прожить» ситуации и создать модель действия для своей реальной жизни. Перед социально-психологическим тренингом ставятся следующие задачи:

1.    развитие у педагогов эмоциональной сферы, т.е. способности чувствовать переживания и эмоциональные состояния других людей;

2.    формирование навыков решения сложных ситуаций: структура социально-психологического тренинга включает в себя обязательное наличие упражнений-разминок, информационного блока, блока решения проблемных задач, ролевых игр, собственно тренировочных упражнений и использование методов арт-терапии, психодрамы, музыкотерапии, телесно-ориентированной терапии, дискуссии и других.

Каждый тренинг строится на основе базовых принципов:

­           рефлексия (самопрезентация группы, высказывания по кругу, боевые листки, стенгазеты, подведение итогов дня – все эти виды деятельности несут в себе рефлексивные действия);

­           темпоритм и заполненность времени (темпоритм характеризуется умением распределять задачи в группе так, чтобы за короткий промежуток времени получить максимально качественный результат; заполненность времени определяется тем, что весь тренинг от начала до конца расписан поминутно);

­           дисциплина и точность;

­           креативность (упражнения ориентируют участников на поиски нестандартных решений).

Социально-психологический тренинг должен иметь ясную цель, сформулированные задачи (обучающие, воспитательные, развивающие), грамотно организованную технологию его реализации, в том числе прописанные сроки реализации и методическое обеспечение.

На основе проведенного т анализа зарубежной и отечественной литературы, мы делаем следующие выводы:

1. Профессиональный стресс представителей педагогической деятельности вызывается взаимодействием стрессогенных факторов, связанных и не связанных с работой, с личностными характеристиками учителя. Взаимодействие этих факторов приводит к образованию симптомов нарушения здоровья и к заболеваниям.

Г.С. Никифоров выделяет следующие стресогенные факторы педагогической деятельности: стрессоры организации и содержания деятельности; стрессоры, связанные с профессиональной карьерой; стрессоры, связанные с оплатой труда; стрессоры, связанные со взаимоотношениями на работе; неорганизационные источники стресса (проблемы в семье, жизненные кризисы, финансовые проблемы, конфликты личностных ценностей с ценностями, которые декларируются организацией) [5].

2. Наиболее эффективным методом коррекции стрессовых состояний  в профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения является психологический тренинг, который представляет собой совокупность теории и практики. И как следствие, полученный в тренинге, опыт становится их внутренней ценностью и помогает в дальнейшем справляться с трудными жизненными ситуациями. В организации психологического тренинга должны быть четко обозначены цель, задачи; он должен иметь структуру.

 

 

Литература

 

1.   Наумова, М.Л. Психическая напряженность / М.Л. Наумова - М.: Наука, 2016. - 128 с.

2.   Абрамова, Г.С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц // Психология в медицине. - М.: Кафедра-М., 2016. - С. 231-244.

3.   Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования  коммуникативной компетенции / Ю.Н. Емельянов – Л., 1991.

4.   Прутченков А.С. Школа жизни – методические разработки. – М.: НМО «Творческая Педагогика», 2015. – 247 с.

5.   Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. - СПб.: Питер, 2005. - 350 с.


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Профилактическую работу с преподавателями по снижению уровня эмоционального выгорания мы рассматриваем как процесс, имеющий цели, содержание, организационно-методические основы, рассматривается нами как процессуальная система

Профилактическую работу с преподавателями по снижению уровня эмоционального выгорания мы рассматриваем как процесс, имеющий цели, содержание, организационно-методические основы, рассматривается нами как процессуальная система

В ходе тренинга происходит приобретение профессиональных и личностных качеств субъектом, что помогает ему в решении социально-личностных проблем

В ходе тренинга происходит приобретение профессиональных и личностных качеств субъектом, что помогает ему в решении социально-личностных проблем

Социально-психологический тренинг должен иметь ясную цель, сформулированные задачи (обучающие, воспитательные, развивающие), грамотно организованную технологию его реализации, в том числе прописанные сроки реализации и методическое обеспечение

Социально-психологический тренинг должен иметь ясную цель, сформулированные задачи (обучающие, воспитательные, развивающие), грамотно организованную технологию его реализации, в том числе прописанные сроки реализации и методическое обеспечение

В организации психологического тренинга должны быть четко обозначены цель, задачи; он должен иметь структуру

В организации психологического тренинга должны быть четко обозначены цель, задачи; он должен иметь структуру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023